2018:
Мы прожили еще один год, наполненный событиями – и сейчас самое время оглянуться и вспомнить, что происходило в жизни Церкви. 9 главных церковных событий уходящего года – по версии Виктора Сударикова.

Виктор Судариков

Недавно услышал такое рассуждение: зачем вообще думать о том, что произошло и уже прошло, зачем подводить итоги? Ведь «целеустремленный человек делает только то, что ведет его к цели, и все!»

Конечно, так проще жить — не видеть, не слышать и особо не рассуждать. Но, думаю, достичь чего-то, без понимания, по какой дороге идем — вряд ли возможно. А еще интересно осознать, какие уроки в духовной жизни мы можем извлечь из произошедших церковно-общественных событий — ведь не зря же они были в нашей жизни.

1. Первое событие, очевидно, разворачивается сейчас в Киеве: это образование Константинопольским Патриархатом при активнейшей поддержке светских властей Украины новой церковной структуры — «Православной Церкви Украины» (ПЦУ), которой, судя по всему, вскоре будет вручен Томос об автокефалии.

Задумывалось событие как «Объединительный собор», призванный ликвидировать многолетний раскол, однако, не будучи поддержанным Украинской Православной Церковью, собор превратился скорее в присоединение к Константинопольскому Патриархату принятых им в одностороннем порядке в общение неканонических церковных структур. Да, раскольнический статус вроде бы ликвидирован, но разделение между христианами осталось и, пожалуй, расширилось.

Вопросов пока больше, чем ответов. Как государство, имеющее самое прямое отношение к возникновению ПЦУ, отнесется к тому, что большинство храмов остается у УПЦ? Что последует за демонстративным переименованием УПЦ, на котором настаивают текущие светские власти Украины? Гонения на значительную часть собственного народа — такое страшно и даже странно предположить. Произойдет ли признание новой украинской церкви другими Поместными Церквами, признающими при этом и УПЦ? Пока оценка этого события разделила православных христиан во всем мире.

И выходит, что в основание церковной структуры закладывается не притяжение ко Христу, а отталкивание от «агрессивной политики соседнего государства» и поддержка светской власти. Значит, Церковь становится уже не местом проповеди спасения и единства во Христе, любви к Богу и ближнему, а инструментом государственной политики отделения и обособления. И такой размен вечного на временное никак не может радовать.

2. Следствием принятия Константинополем в общение лишенных сана в Московском Патриархате Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича) стало прекращение общения Московского Патриархата с Константинопольским.

Если для России такое разделение не слишком заметно — то в диаспоре оно приводит к уходу представителей Московского Патриархата из всех международных межправославных контактов и организаций, к разрыву традиционных связей единоверных христиан разных юрисдикций.

Вообще, такой разрыв со всей очевидностью ставит единство мирового православия под угрозу распада, разделения его на изолированные союзы и группы.

Еще один горький результат — обилие звучащих выражений осуждения и даже презрения по отношению к священноначалию любой из Церквей. Это лишь означает, что все высокие слова о неосуждении нередко остаются даже для людей церковных лишь поверхностной риторикой, а церковность и элементарная воспитанность очевидно приносятся в жертву политике.

3. Решение о ликвидации Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата. Созданная в 1931 году, Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе объединила русских православных, оказавшихся в изгнании. Возглавивший епархию митрополит Евлогий (Георгиевский) основывал ее на принципах устройства, сформулированных Поместным Собором Российской Православной Церкви 1917-18 гг. Оказавшись независимой от светской власти, архиепископия смогла вырастить великолепную «парижскую» школу православного богословия, объединенную вокруг Свято-Сергиевского института.

Не так давно состоялось прославление святых мучеников монахини Марии (Скобцовой), священника Димитрия Клепинина и др. Сейчас основные прихожане епархии — дети, внуки и правнуки русских эмигрантов первой волны.

Надеюсь, что славная история уникальной епархии будет продолжена и нынешнее поколение отстоит то, что было создано предыдущими церковными поколениями.

Пасхальное Богослужение в Соборе Александра Невского в Париже. Фото: Ирина Калашникова / РИА «Новости»

4. Трагическое событие, в котором проявился настоящий героизм простых людей — вооруженное нападение на Свято-Георгиевский храм в дагестанском городе Кизляре. 18 февраля, в день Прощеного Воскресенья, вооруженный бандит хотел войти в храм, где на службе находилось около пятисот человек.

Просившая у дверей милостыню нищая Ирина Мелькомова преградила преступнику дорогу, отвлекла его, пожертвовала собой, и дверь в храм успели запереть. Преступник начал стрелять на площади, убил и ранил нескольких человек, но был обезврежен прибывшим вооруженным нарядом.

5. Знаковое событие уходящего года — российское Министерство обороны объявило сбор средств на строительство огромного православного храма в Подмосковье, на территории парка «Патриот» в районе Кубинки.

«Главный храм российской армии» высотой около 100 метров будет символизировать «духовность русского воинства, поднимающего меч только для защиты своего Отечества». Общая площадь сооружения превысит 11 тыс. кв. метров, что позволит вмещать до 6 тыс. человек.

Проект выполнен в монументальном «византийском» стиле, также сообщалось, что ступени будут отлиты из остатков трофейной немецкой техники.

Планируется, что храмовый комплекс будет готов к 2020 году — к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В МО заявляют, что финансирование проекта будет осуществляться только за счет добровольных пожертвований, полученных в том числе и от военнослужащих.

В целом традиция постройки «военных» соборов существовала в Российской империи. Но духовная проблема, на мой взгляд — место Бога-Любви, Его Евангелия и Его победы над грехом и смертью, в храме, связанном с земными победами. Думаю, что серьезные усилия придется приложить, чтобы проповедовалось, что любая война приносит горе и зло и надо прикладывать все усилия, чтобы ее не допустить. А милость и кротость одерживают верх над силой и самодовольством.

Освящение закладного камня в основание главного храма Вооруженных сил РФ. Фото с сайта pobeda.ru

6. Симптоматичное событие 2018 года — закрытие единственного в России активного богословского интернет-портала «Богослов.ру». Журнал под руководством бывшего проректора Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова был площадкой, где публиковались русские и зарубежные статьи по богословию, библеистике, истории Церкви. Там же поддерживалось и их активное обсуждение. После закрытия журнала по причине отсутствия средств, подобных площадок в Русской Православной Церкви больше нет.

7. Увы, каждый год мы теряем наших близких. Христианам заповедано не скорбеть об умерших, не отчаиваться в их судьбе, но ведь остающимся и расстающимся все равно горько.

В 2018 году преставились архимандрит Венедикт (Пеньков) — наместник Оптиной пустыни, протоиерей Сергий Овсянников — настоятель русской церкви в Амстердаме, протоиерей Андрей Копейкин из Саранска, протоиерей Николай Немцев из Липецка, протоиерей Сергий Кузнецов из Татарстана и многие другие священнослужители. Погиб на пожаре в Соликамском монастыре иеромонах Зосима (Оболдин). Вспомним и карельского священника Аркадия Шлыкова, возродившего приход и храм в Колодозере (Карелия). Вспомним московского алтарника Георгия Великанова, который погиб, спасая бездомного.

8. И еще нельзя не сказать о таком горестном явлении, как самоубийства. Увы, происходили они в этом году и с теми, кто при жизни так или иначе считал себя христианином, был связан с Церковью. Речь о зрелых людях и о совсем юных. В каких-то случаях окружающие недосмотрели, пропустили опасное душевное заболевание, а где-то были просто равнодушны и глухи.

9. В 2018 году вышло немало книжных новинок. Мне бы хотелось сказать о нескольких, посвященных жизни Церкви и христиан в нашем мире и написанных священнослужителями.

Во-первых, это поэтичный, хоть и написанный в прозе, сборник священника и поэта Сергия Круглова «Об отце Филофиле».

Отец Филофил, как мне кажется, уже занял свое особенное и такое необходимое место между литературными образами священников. Привычка заходить в клеть своего сердца является очень глубоким и актуальным выходом и путем в нашем мире. Некоторым читателям книга показалась грустной, а ее герой — одиноким. Но она вполне реалистична и трезвенна — несмотря на всю свою притчевость и иносказательность. Отец Филофил — созерцатель, хранящий тепло и глубину своей души, опирающийся на понимание целостности жизни. И потому короткие забавные рассказы о нем — еще и образ доброго взгляда на мир Божий. А этого сейчас ох как не хватает.

Три другие весьма примечательные книги — священников Сергия Овсянникова «Книга о свободе», Андрея Кордочкина «Кесарю кесарево? Должен ли христианин быть патриотом?» и Димитрия Климова «Антиманипуляция. Огласительные беседы постсоветского пространства». Опыт откровенного разговора с современниками о жизни христианина с самим собой, в Церкви, в современном обществе. О трезвом взгляде на мир и об умении отличать главное от второстепенного. О свободе, семье, патриотизме и главное — о вере.

Что предстоит встретить в наступающем году — вскоре увидим. Мы уже входим в новый год и в радость о Рождестве Христовом.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.