К
Пять лет назад, 1 февраля 2009 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О том, что значили эти пять лет в жизни Церкви, верующих рассказывают общественные деятели, историки, журналисты, музыканты…

Первый и важный этап

Сергей Кравец, руководитель Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия»:

Сергей Кравец

Сергей Кравец

Уверен, что говорить об итогах преждевременно, можно говорить только о завершении первого, весьма важного этапа в, очевидно, многолетней программе Патриарха (мне кажется, что он сам представляет себе свое патриаршество как достаточно цельное и системное единое событие).

Речь идет о сформулированной им еще в конце 1990-х — начале 2000-х концепции, представленной в наиболее ярком виде в начале его патриаршества: необходимо осознать современный период мировой истории как время массированного наступления на христианские и вообще религиозно-нравственные ценности, намерения через различного рода либерально-релятивистские теории разрушить традиционные (основанные на религиозных представлениях) национальные и цивилизационные устои общества (прежде всего молодежи и семьи), заменив их потребительски-гедонистическими культами, усиленно укрепляя эти культы при формировании новых систем законодательства как национальных, так и международных.

Задачу Церкви и свою Патриарх видит в активном противостоянии духовной агрессии, рассматривая сложившуюся ситуацию, по его выражению в «очень сильном и напряженном эсхатологическом измерении», «ведь речь идет о будущем: человеческая цивилизация жизнеспособна настолько, насколько в ней добро превалирует над злом — если добро исчезает, если зло наступает, то цивилизация перестает быть жизнеспособной; если в мировом масштабе зло будет господствовать над добром, то это будет означать закат человеческой истории».

Таким образом, Церковь (понимаемая как сообщество иерархии, духовенство и мирян) становится «Церковью борющейся» «против мироправителей века сего — духов злобы поднебесной (Еф. 6.12)», ибо только она «способна обеспечить будущее не только Церкви, но и страны, и всего мира, всей человеческой семьи» (выступление на Сретенских встречах 14.02.2009). «Борющаяся Церковь» нуждается в мобилизации своих уже имеющихся сил и увеличении своего потенциала — прежде всего во влиянии на общественное сознание, подвергаемое наибольшей духовной агрессии.

Первый этап, о завершении которого сам Патриарх сказал в конце декабря 2013 г., связан с наиболее серьезными за последние десятилетия структурными изменениями, цель которых — организационно-управленческое объединение всех внутрицерковных ресурсов в единую систему, позволяющую объединять усилия разных уровней церковной структуры и разных направлений деятельности в решении наиболее актуальных задач.

Предшествующий период «второго Крещения», бурный рост Церкви и ее общественно-значимых инициатив в 1990-е — начале 2000-х годов, характеризовался прежде всего инициативой «снизу» (от активной части епископата, духовенства и, главное, мирян) и зависел от успешности конкретных проектов, настойчивости и находчивости самих инициаторов (так появлялись новые семинарии, православные институты и гимназии, сестричества, интернет-порталы, радио и теле программы, издательства и т. д.). Были созданы весьма мощные и общественно значимые интеллектуальные ресурсы, но действовали они, как правило, сами по себе, без особо тесной координации с друг с другом.

Конечно, процесс укрепления взаимосвязей постепенно шел, и координация со временем возникла бы «естественным» путем, когда разовые совместные акции стали бы превращаться в устойчивые связи. Если бы было время…, но Патриарх, очевидно, полагает, что такого запаса времени нет. Его действия говорят именно о мобилизации Церкви перед лицом конкретной и явной угрозы.

Он хочет ликвидировать «белые пятна» в церковной жизни как в территориальном отношении (отсюда корпус всевозможных методических пособий и рекомендаций, съезды и конференции социальных работников, учителей, миссионеров и т. д.), так и в «междисциплинарном» (координация действий разных направлений — Высший церковный совет). Эта системная работа должна привести к ускоренному подъему общего уровня церковно-общественного служения.

Многие решения принимаются в расчете на будущее, такие вот документы «целеполагания»: и относительно количества новых храмов, и об обязательном высшем богословском образовании для священнослужителей и о штатных приходских сотрудниках по социальной, катихизаторской, миссионерской работе т. д. Но чтобы они появились в будущем, сегодня надо создавать условия для их выполнения, как управленческие (разукрупнение епархий, чтобы епископ имел физическую возможность входить в дела своих приходов), так и методические (корпус документов по всем направлениям, все эти годы продуцируемый разными синодальными отделами).

Важно, что практически все документы общецерковного характера готовятся в Межсоборном присутствии, то есть там, где епископы, духовенство и миряне являются равными участниками и дискуссий и влияния на принятие решений. Важно и то, что подготовленные таким образом документы существенно не корректируются при принятии их на архиерейских соборах, что свидетельствует о сохранении консенсуса церковного сознания.

Первый — подготовительный — этап завершен, новый уже начинается.

Патриарший крест

Феликс Разумовский, историк, автор и ведущий программы «Кто мы?»:

Феликс Разумовский

Ни о духовной, ни о церковно-административной теме я говорить не могу, считаю себя не вправе, так как я — простой мирянин. Для меня Святейший — это отец, и никак иначе. Приходится объяснять эти очевидные вещи и по необходимости разочаровывать некоторых своих соотечественников. А вот теперь перейдём к делу.

Патриарх Кирилл возглавил Церковь в переломный момент её истории. Закончился переход от эпохи гонений и тотальной несвободы к современной постсоветской России. В переходный период было много иллюзий и эйфории, которую покрывала радость обретений. Возвращение Церкви почти что из небытия было настоящим чудом. Потом атмосфера изменилась. На первый план вышли проблемы и трудности. Громадные трудности и бесконечная череда сложных, застарелых проблем. И, в первую очередь, новому Предстоятелю пришлось определяться с приоритетами.

Теперь, по прошествии пяти лет, мы видим: церковный корабль взял верный курс. В числе наиважнейших дел — возвращение Русской Православной Церкви её национального статуса. Патриарх Кирилл хорошо понимает, что строить современную Россию без Церкви невозможно. Ибо у Церкви и в ХХI веке, при всём его секуляризме, — своя незаменимая зона ответственности. Лежащий в руинах Русский мир созидался на христианском фундаменте. Русскую душу, русское мирочувствие воспитала русская Церковь в евангельском духе, в духе Христа. Это и многое другое нужно вспомнить, осмыслить и всё самое ценное — возродить…

Когда Патриарх стал вдохновлять и приуготовлять Церковь к национальному служению, это вызвало бешеное сопротивление и протест известных сил. Они развязали жестокую информационную войну, направив главный удар лично на Предстоятеля. И все мы были этому свидетелями: как с Божьей помощью Предстоятель выдержал этот удар.

Между тем, отношения Церкви и общества, Церкви и мира складываются, мягко говоря, непросто. Меркантильный дух и приземлённая атмосфера постсоветской России — крайне тяжёлые условия и для проповеди Христа, и для культурной работы. Более того, этот дух и эта атмосфера исподволь проникают в церковную ограду, создавая благоприятную почву для разделений и критики укрепляемой церковной силы и власти.

Всё чаще и чаще раздаются голоса, а нужны ли Церкви сила и власть, дисциплина и порядок. Мы ведь подобных вещей не любим, и горькие лекарства норовим выбросить вон. Мы любим поговорить и помечтать — о светлых старцах, например.

Патриарх Кирилл призывает свою Церковь и свой народ к работе. К разнообразной работе, национальной в том числе. Эту работу за нас никто не сделает. В стране просто не существует других стабильных национальных институтов, кроме Церкви. Россия всё ещё живёт сегодняшним днём, живёт сиюминутным. Постсоветская элита своекорыстна и беспочвенна до мозга костей. О её моральном авторитете говорить не приходится. Может быть, поэтому Патриарху Кириллу особенно не по душе праздные разговоры о том, кто что должен делать в постсоветской России. Просто делать у нас пока, по большому счёту, особенно некому.

О благотворительности

Диана Гурцкая, заслуженная артистка России:

Диана Гурцкая

Мне посчастливилось пять лет назад быть на интронизации в Храме Христа Спасителя. До сих пор помню то ощущение важности, торжественности и значимости совершающегося события, свидетельницей которого мне посчастливилось стать.

Я считаю, что наш Патриарх — замечательный человек. Важно, что именно он стоит у руля Русской Православной Церкви в данный исторический период. Человек, который любит людей, старается для них, на которого мы все можем опереться.

За последние пять лет широко развилась благотворительность, социальное служение, и все это не без помощи Патриарха. Вообще сделано очень много, и думаю, еще многое впереди. Уверена, завтрашний день будет лучше сегодняшнего.

Я хочу пожелать Святейшему Патриарху здоровья и сил, чтоб он так же уверенно и спокойно продолжал вести церковный корабль по волнам нашей неспокойной жизни, в которой без веры просто не обойтись.

Возрастает влияние Церкви на души людей

Юрий Пивоваров, академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам РАН:

Юрий Пивоваров

Удивительно быстро прошли эти годы. Уже 5 лет исполняется с тех пор, как Святейший Патриарх Кирилл возглавляет нашу Церковь.

Я думаю, эти годы не прошли даром ни для самой Церкви, ни для нашей страны. В эти годы стало ощутимее присутствие Церкви и в обществе, и в средствах массовой информации. Значит, возрастает ее влияние на души людей, на их поведение, и так далее.

Недаром по всем опросам социологических служб Русская Православная Церковь — один из трех институтов нашей жизни, к которым испытывает доверие подавляющее большинство россиян. И это замечательно.

Когда ездишь по стране, видишь строящиеся храмы, то, что в них приходит все больше и больше людей, причем не только пожилых, но и молодых. Появляется в храмах много детей, родители приходят с детьми, и это тоже радует.

И вместе с тем есть и тревожные симптомы: то и дело возникающие скандалы вокруг Церкви, а может даже и в самой Церкви. Это говорит о том, что наша Церковь, как и все общество, еще не вышла из состояния коммунистической болезни, советской болезни, в которой мы находились на протяжении почти всего прошлого века.

И все эти трудности ложатся на плечи Святейшего Патриарха, который является не только лидером нашей Церкви, но одним из лидеров нашего народа, нашего общества. Его фигура заметна и на международной арене.

Думаю, эти пять лет, несмотря на определенные недостатки, были для нашей Церкви годами видимого подъема. Я надеюсь, и невидимого тоже. В том смысле, что Церковь влияет на наши души, все больше и больше становится внутренним делом очень многих людей.

В целом, я с грустью и довольно пессимистично смотрю на то, что происходит у нас в обществе. И на этом фоне Церковь является одной из надежд и опор для русского человека.

Говорить и не тихо, и не кричать

Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер»:

Мне кажется, за эти пять лет Русская Православная Церковь переболела недугом вроде «синдрома неофита». Речь, конечно, не о самой православной вере (смешно было бы называть неофитом Церковь с тысячелетней историей). Я говорю об условном «синдроме неофита» по поводу взаимоотношений Русской Православной Церкви с миром. По крайней мере, за последние века, наверное, это первый случай, когда нашей Церкви пришлось выстраивать на равных взаимоотношениях с обществом. И тут не обошлось без перегибов и увлечений.

До Патриарха Кирилла была некая здоровая инерция традиции, когда больше времени, внимания уделялось службе, молитве и так далее. То есть, внутрецерковной жизни. И вот была предпринята попытка вхождения в общегражданское поле, попытка нести миссию широким фронтом.

И на мой взгляд здесь были неизбежные перегибы, и первые два-три года из этих пяти голос Церкви звучал слишком громко для того, чтобы его можно было услышать. Это закон коммуникации: люди обычно не слышат, когда им говорят слишком тихо либо когда им говорят слишком громко. Мне кажется, первые два-три года Церковь говорила слишком громко, иногда — навязчиво.

Сейчас приходит осознание, что общество не любит, когда ему что-то навязывают, даже что-то хорошее, и что в миссии все-таки важнее примеры духовной жизни, нежели слова о ней.

Больше грамотных помощников

Ольга Кормухина, певица:

Святейшему Патриарху Кириллу досталось трудное время, время нападок на Церковь. Хотелось бы пожелать ему, во-первых, духовного и телесного здоровья, крепости и хороших, мудрых и очень духовных, молитвенных помощников.

Потому что тяжело в такое время возглавлять Русскую Православную Церковь, когда ее недруги сами не скрывают, что она для них — враг номер один на пути глобализации, девальвации истинных ценностей. Она стоит на страже семьи, интересов всего народа нашего, и Патриарх, конечно же, в какой-то степени лицо нашей Церкви. Мудрый, образованный человек, который умеет хорошо говорить.

И вот в современной ситуации, когда на Церковь выливается столько клеветы, агрессии и неприятия со стороны вражеского лагеря, я бы еще и еще раз пожелала Патриарху мудрых, грамотных помощников.

Думаю, что, наверное, мало кому из представителей Церквей приходится переносить столько клеветы, сколько ему. Дай Бог ему терпения, здоровья, Божьей помощи и нашей. Самый тяжелый крест у него и самый яркий, самый ценный венец. Я помню, как старец Николай (Гурьянов) говорил, что в Царствии Божьем сияет царская семья, а ярче всех сверкает царица. На общий вопрос «почему?», он ответил: «Она больше всех перенесла клеветы».

Твердость экипажа в зоне «трубулентности»

Алексей Варламов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии:

На долю Патриарха Кирилла выпало очень непростое время. Период определенного романтического, либерального восприятия Церкви частью общества после 70 лет «коммунистического пленения» прошел, и на наших глазах началась новая, по-своему более изощренная атака на Церковь. Я не большой поклонник теории заговоров, но нетрудно заметить, что мы попали в своего рода зону турбулентности. Нас уже довольно долго изрядно потряхивает, и в этой ситуации от твердости экипажа многое зависит. Очевидно, что Святейший за эти пять лет не выказал ни слабости, ни растерянности. Для меня вся его деятельность, начиная с момента выборов в Храме Христа Спасителя (отлично помню прямую трансляцию из храма) и до сегодняшнего дня — это пример твердого соблюдения православных канонов и бесстрашного ответа на вызовы нового времени.

Поражает энергия, неутомимость, бодрость этого человека в самых разных ситуациях. Запомнились его яркие проповеди, выступления в СМИ, лично мне очень дорого его участие в учреждении Патриаршей литературной премии имени Свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Участвуя в работе жюри этой премии, я имел возможность наблюдать за тем, как он точно судит о вещах, возможно, и не очень близких ему, что называется, по долгу службы, но тем не менее, очевидно сильно его волнующих.

Подготовила Оксана Головко

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.