7 лет крупнейшей аварии в московском метро. Истории выживших
15 июля 2014 года в аварии в московском метро в перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» погибли 24 человека. Еще 188 пассажиров получили травмы. «Правмир» собрал воспоминания тех, кто выжил в этой трагедии.

Крупнейшая авария в истории Московского метрополитена

Авария произошла в 8:39 часов между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии метро. Поезд на полном ходу врезался в бетонную стену тоннеля, три вагона сошли с рельсов. Погас свет, отключилось электричество. Первые вагоны были покорежены.

Погибли 24 человека, еще 188 получили травмы.

Столичное метро всегда считалось самым безопасным видом транспорта, поэтому случившееся стало шоком для москвичей.

Истории выживших

Валерий Таганов был одним из 188 пострадавших. Он находился в вагоне, который сошел с рельсов. В 2015 году Валерию было 24 года. Он работал программистом и утром ехал в поезде на работу. 

После взрыва Валерий очнулся, ног не чувствовал. В результате аварии он получил перелом позвоночника.

Валерий Таганов. Фото: личный архив

Сразу после больницы Валерий стал заниматься реабилитацией. Он и раньше увлекался спортом — любил футбол и кикбоксинг. После аварии он не бросил спорт. Стал победителем кубка мира по бодибилдингу и серебряным призером всероссийских соревнований по пауэрлифтингу. Именно тренировки помогли ему поверить в себя. Валерий разработал собственную методику.

— Врачи говорили, что с такими травмами хорошо, если ты сядешь в коляску. Про встать на ноги — разговора вообще не было, — рассказывает Валерий.  

Валерий создал реабилитационный центр в Ельце, где проходят лечение пациенты с ДЦП и травмами опорно-двигательного аппарата.

Он ведет активную жизнь, помогает реабилитироваться после аварий другим людям. 

Вытаскивал из вагонов других пассажиров

Рамиль Намазов во время аварии был во втором вагоне — одном из трех, которые сошли с рельсов. В руках он держал портфель. После ЧП в руках у него осталась только ручка от портфеля — такой силы был удар. 

Рамиль Намазов. Фото: tomiks33.ru

— Когда очнулся, кругом было темно и душно — шел дым. Из кармана я достал сенсорный телефон, чтобы вызвать помощь, и на него полилась моя кровь из носа. В итоге я все же включил на нем фонарь и стал выбираться — это было долго и страшно, — вспоминал Рамиль.

Пассажиры выбили дверь вагона, и несколько людей прошли через арку. Рамиль вернулся за оставшимися пассажирами, рассказал, что есть выход. Он помогал выбраться из вагонов тем, кто там находился. 

«Люди умирали на моих глазах»

23-летняя Дарья также оказалась в первом вагоне. Она помнит сильный удар и темноту — девушка потеряла сознание. Когда очнулась — вокруг было темно и слышались крики и стоны. Ей повезло — один из пассажиров помог подняться и сесть. 

— С этого момента только молила Бога, чтобы скорее приехали спасатели. Люди умирали на глазах — очень страшно, — вспоминала Дарья. 

Медики диагностировали у девушки переломы костей таза. Сложнейшую операцию провели в Боткинской больнице. «Собрали кости таза заново в единое целое», — так говорили врачи о пациентке. 

После аварии боялся выйти на улицу

Вспоминает Сергей Солодов, еще один пассажир:

— На поверхность я вышел где-то в 10:00–10:15, то есть через полтора часа после аварии. Наверху у машин скорой помощи кто-то плакал, кто-то кричал. Хотелось бы поблагодарить медицинских работников: меня доставили в больницу, положили в реанимацию, первые сутки не сводили с меня глаз, — рассказывал Сергей. 

Сергей Солодов

После выписки Сергей боялся ездить в метро и даже не мог заставить себя выходить из дома. Но со временем это прошло.

«Думал о том, как мой сын без меня»

Максим Ямковский ехал в тот день на работу. Он опаздывал, обычно выходил раньше. Из-за опоздания Максим и сел в тот поезд.

После удара очнулся на путях — мужчину выкинуло из вагона. Дышать было тяжело, не хватало кислорода. Рядом была окровавленная девушка. Она оказалась в создании и смогла назвать имя. Пассажиры решили идти вперед. Помочь кому-то в вагоне возможности не было — состав развернуло так, что к нему нельзя было подойти. Максима госпитализировали, оказали помощь. 

Максим Ямковский. Фото: ok.ru

— После трагедии изменилось мое отношение к семье и работе. Я стал больше ценить каждый день жизни, дарованный нам. Я очень благодарен Богу и молитвам близких за меня. Родные и друзья, даже школьные учителя, с которыми я давно не виделся, приходили ко мне в больницу. Было очень приятно. А первое, о чем я подумал, когда очнулся тогда в метро: а как мой сын без меня, надо выжить, — вспоминает он. 

Суд

Следователи возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц». Обвинение предъявили четырем сотрудникам метрополитена — помощнику мастера дистанции пути Юрию Гордову, замдиректора ООО «Спецтехреконструкция» Анатолию Круглову, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Московского метрополитена Алексею Трофимову и старшему мастеру дистанции капитального ремонта службы пути Валерию Башкатову.

Суд состоялся в ноябре 2015 года. Фигурантов уголовного дела приговорили к срокам от 5,5 до 6 лет лишения свободы. Также по решению суда были удовлетворены гражданские иски, заявленные четырьмя потерпевшими, на сумму порядка 13 миллионов рублей.

Я пережил катастрофу. Истории выживших в теракте, ДТП и крушении поезда
Подробнее
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.