8 мультфильмов о женственности к 8 Марта

|
От западных мультиков только вред, и нужно воспитывать детей только на наших, лучше проверенных советским временем произведениях эту распространенную точку зрения опровергает отец четырех дочерей Денис Собур.

Недавно мне попался на глаза текст, рассуждающий о бездуховности американских мультиков, которые якобы смотрят наши дети. Однако я был весьма удивлен, когда в списке оказались «Том и Джерри», «Гуфи», «Нотр-Дам» и другие, о которых мои дети, скорее всего, даже не слышали. Да, эти мультики были известны в моем детстве – но ведь это было лет 20-30 назад!

Денис Собур с семьей. Фото: Facebook

Гораздо интереснее мне, отцу четырех девочек от 3 до 9 лет, рассказать о тех мультфильмах, которые мы смотрим с ними, и об образе матери, который я там вижу, так как уничижение образа матери в культуре – одна из основных острых тем антизападных статей.

Советские мультики были хорошими. Точнее, были хорошими те из них, которые мы смотрели. Есть и масса других, которые мы не смотрели и никогда не посмотрим. Да, старые добрые мультики девочки часто пересматривают, но все же они ориентированы на дошкольников.

Я не могу вспомнить отечественных мультиков, которые становились бы темой для обсуждений с младшими школьницами – в хороших западных мультиках характеры глубже.

Мультфильмов сегодня больше, чем ребенок сможет посмотреть за свою жизнь. Поэтому обязательно мультики для детей нужно отбирать, соблюдая баланс между желаниями детей и ценностями родителей.

Они не должны быть скучными или чрезмерно елейными. Расскажу о том, как организован просмотр мультиков у нас.

Все мультфильмы я скачиваю на жесткий диск и показываю на экране. Дети могут сами выбирать их из достаточно большого списка, но в нем – только качественные, одобренные мною мультфильмы. Совсем другая ситуация, когда дети приходят в гости к бабушке и начинают смотреть детские каналы – когда мультики идут день, это сильно сказывается на качестве.  

Далее я расскажу именно о девчачьих мультиках, ориентированных на 6-9 лет или чуть младше. Удивительно, но диснеевская классика в этот список практически не попала. Классические «Золушка» и «Белоснежка» были просмотрены пару раз, и больше дети к ним не возвращались.

«Холодное сердце» (Frozen, 2013)

Это история о двух сестрах и любви, снятая в форме прекрасного мюзикла. Это история о том, как тяжело ребенку, который боится сам себя. Это история о том, что может произойти с девочками, потерявшими родителей.

Кадр из мультфильма “Холодное сердце”

Качественная картинка и музыка привлекает даже маленьких, но мультик глубокий. Сюжет явно направлен против сказочно-семейных стереотипов. Про прекрасного принца, с которым достаточно потанцевать один раз, и уже можно выходить за него замуж и жить долго и счастливо. Про то, что «знак истинной любви» – это не романтический поцелуй, а предельное самопожертвование, то самое евангельское «положить душу за други своя».

Компания «Дисней» сегодня не просто снимает красивые мультики про принцесс, но и ставит в каждом серьезную проблему, связанную с психологией взрослеющих детей. Ориентированы мультфильмы не только на детей, но и на их родителей. Мы смотрели этот мультик больше десятка раз, и постоянно я нахожу какие-то важные детали и оттенки.

«Моана» (Moana, 2016)

Если «Холодное сердце» говорит об общих проблемах любви и доверия, перетекающих из детства во взрослую жизнь, то «Моана» немного проще. Это хороший и красивый мультик про подростков и их поиск себя. Конечно, зрителям, следующим классическому Kinder, Küche, Kirche, этот мультик не покажется близким (как и вообще подростковый бунт).

Подросток Моана сбегает из дома спасать мир, нарушая волю отца и пытаясь исполнить свое призвание (ну и, конечно, спасти мир). Да, это не вяжется с картинкой про благочестивую крестьянскую семью, которая часто считается эталоном православной семьи.

Кадр из мультфильма “Моана”

Но, глядя по сторонам, и я не считаю, что сидеть дома, воспитывая детей, – единственное призвание, достойное девушки. Это важное и сложное призвание, но не единственное, учитывая, как непросто найти достойного мужа, которого по определению требует эта патриархальная модель.

Вспоминаются слова польского педагога Януша Корчака: «Вместо того, чтобы растить мужественных дочерей, мы удвоили число женоподобных сыновей». Он говорил о ситуации, когда девочек не брали играть в активные игры и смеялись над ними.

Моана – классический пример активной «пробивной» девушки. Весьма реальный узнаваемый образ. Как узнаваем и образ эгоистичного Мауи. Но они учатся работать вместе и постепенно меняются. Что интересно, в мультике их взаимные отношения не переходят в любовную историю. Об этом можно узнать только в саундтреке, звучащем в титрах.

Это, кстати, еще один тренд, о котором начали говорить: асексуальность поколения айфонов. Если Матроскину «телевизор заменил природу», то современным подросткам социальные сети отчасти заменяют свидания. Вне зависимости от того, хорошо это или плохо, – это происходит.

Также тема подросткового бунта раскрывается в «Храброй сердцем» (Brave, 2012), но там основная тема – это покаяние. Те проблемы, которые вызвал подросток своим бунтом, ему придется исправлять самому. Ну и родителям, разумеется, приходится искать компромисс.

“Храбрая сердцем”

Заканчивая блок «психологических» мультиков, хочу упомянуть о «Рапунцель» (Tangled, 2010). Там раскрыта грустная тема воспитания ребенка в дисфункциональной семье с гиперопекой. Лично мне это было интересно, но детям оказалось не близким, и они редко смотрят этот мультфильм.

«София Прекрасная» (Sofia the First, сериал)

Если мы хотим посмотреть классический современный девчачий мультик, то это «София Прекрасная». В ассортименте шикарные платья, принцессы, хорошие песни, волшебство, юмор. И главное – реальная жизненная проблема, которую нужно решать. Этой проблемой может быть конкуренция между сводными сестрами (пилотная полнометражка), ребенок, который не может общаться с одноклассниками («Застенчивая принцесса»), ребенок без друзей, который всем пакостит («Маленькая ведьма»), конкуренция между друзьями из разных социальных слоев («Веселимся до утра») и так далее. Первые два сезона получились отличными. Но дальше авторы, похоже, «исписались», и серии стали довольно примитивными.

“Принцесса София”

Да, поскольку это сериал, темы серий приурочены к различным датам в течение года. Поэтому, может быть, стоит исключить «хэллоуиновские» серии. Мы у себя убрали под запрет только серию из 4-го сезона, которая вышла оккультной, но в общем-то девочки и оставшиеся хэллоуиновские серии не смотрят.

«Феи» Диснея

Поскольку я решил рассказывать о том, что любят мои девочки, то нельзя пройти мимо серии полнометражных мультиков о фее Динь-Динь и ее подругах. Пожалуй, из всего списка именно их могут долго и с упоением осуждать антизападники. Мультик красивый, но довольно неглубокий. И героини – это скорее 20-летние девушки в коротких платьях.

“Феи”

Но я не считаю этот мультик вредным. Скорее нейтральным, как шоколадное печенье на столе. Я бы не стал его рекомендовать, но и запрещать особого смысла не вижу. За исключением последней серии («Легенда о чудовище»), для прорисовки сюжета в котором зачем-то взяли инфернальные образы. В результате «хорошим» оказалось существо с атрибутами, знакомыми моему поколению по игре Diablo. Эта информация была доведена до девочек, и мультик был запрещен. Не могу сказать, что они были рады, но смирились.

Но, пожалуй, «Феи» Диснея – это нижняя планка приемлемых у нас детских мультиков. Как ни просили дети, я не стал скачивать ни «Винкс», ни «Барби». В случае с «Винкс» я почитал описание и не понял, зачем младшим школьницам смотреть сюжеты про девочек и их бойфрендов. Уже в процессе написания статьи я посмотрел 5 минут 1-й серии, и она оказалась сильно хуже ожиданий.

Одну серию «Барби» им удалось мне показать в гостях, по телевизору. И это полностью подтвердило мое мнение: примитивный, поверхностный мультик.

Великопостные мультики

Есть много семей, которые на Великий пост прекращают просмотр мультфильмов. Мы решили сделать иначе. На пост у нас припасены два сериала, которые в обычное время проигрывают диснеевским мюзиклам, но кажутся нам очень полезными.

Во-первых, это «Анимированные истории Ветхого и Нового Завета» (2005). Это серия красивых мультиков, сделанных протестантами, которые вполне способны заменить огромную часть курса нашей воскресной школы. Нужно лишь оговорить детям пару протестантских моментов (например, Иосиф Обручник изображен здесь как молодой парень).

Главное достижение сериала в том, что они не просто рассказывают притчи Спасителя. Они наполняют их реальными героями с именами. Две семьи строят дом: один на скале, второй на песке у речки. Рабы вкладывают свои таланты: один покупает бесплодное поле, делает орошение, собирает большой урожай, другой становится паромщиком, при этом не забывая делать добрые дела. Блудный сын тратит деньги с приятелем-бездельником, а сестра этого приятеля сокрушается их прожиганию жизни. И так далее. Фактически притчи раскрываются и делаются еще более понятными для усвоения. Интересный и красивый сериал. А вот «Суперкнига» как-то детям оказалась не близка.

Во-вторых, это французский сериал «Проделки Софи» (Les malheurs de Sophie, 1998-1999 гг.). Автор этой повести графиня София де Сегюр, урожденная Ростопчина (дочь того самого графа, который по преданию сжег Москву), стала родоначальником французской детской литературы. Сегодня у нас она мало известна, хотя недавно ее произведения («Примерные девочки», «Сонины проказы», «Маленький горбун») были переизданы на русском.

Рассказывает она о взрослении маленькой девочки, проходящем в достаточно суровых условиях. Фактически под образом строгой матери и жестокой мачехи София де Сегюр изобразила свою мать и дворянские порядки воспитания того времени. Мультсериал, на мой взгляд, отличается от книги в лучшую сторону. Убраны жестокости, характерные для викторианской эпохи (вроде домашних питомцев Софии, которые постоянно гибли от ее проделок). С другой стороны, прекрасно раскрыта тема становления личности.

“Проделки Софи”

София взрослеет, сначала получая уроки от своих проделок, искренне кается каждый раз, но все равно не справляется с характером, совершает другую проделку и снова кается. Кается искренне, здесь нет лицемерия. Первые серии – это веселая комедия, которая плавно переходит в драму, когда в кораблекрушении гибнет мать девочки, потом умирает ее отец и она оказывается в руках жестокой мачехи.

Но самое важное в сериале – это то, как несчастную девочку с опытом жизни в дисфункциональных отношениях возвращают к нормальной жизни. Это прекраснейшая история о том, как София проживает этот опыт. Через драки, скандалы ее удается вернуть к свету.

Конечно же, прекрасна серия о «двух путях», показанных девочке во сне, которая отсылает нас к раннехристианской литературе. В общем, это один из самых моих любимых мультиков, напоминающих нашим детям, что в жизни есть и страдание, и его можно пережить при помощи близких людей.

Образ матери

Мне хотелось бы еще поговорить об образе матери в этих мультфильмах. Некоторые любят рассуждать о том, как негативен этот образ в западных мультиках. Что ж, давайте посмотрим.

В «Холодном сердце» на образ матери нет времени. Она рано умерла вместе с мужем, и девочки остались сиротами. В «Моане» мать изо всех сил пытается сохранить мир между резким отцом и бунтующей дочерью и поддерживает ее в самый тяжелый момент выбора. Хотя, конечно, там образ матери оттенен бабушкой. Впрочем, классические мужские истории взросления всегда были связаны с выходом из родительского дома под крыло наставника, дяди и т.д.

Прекрасный образ матери мы видим в «Софии Прекрасной». Миранда из простой башмачницы стала королевой и многодетной матерью (своя дочь, пасынок и падчерица). Она не лезет в жизнь дочери с нравоучениями, но всегда готова поддержать, дать совет, погладить по головке и помочь помириться всем своим детям. Замечателен и образ бездетной тети Матильды, которая помогает Софии выходить из дома и самостоятельно решать сложные задачи, соразмерные возрасту (опять тема наставника вне родной семьи, которого так важно найти для своих подростков).

София и Миранда

Да, «Феи» Диснея попроще и здесь королева – просто недоступный прекрасный образ где-то наверху. Да и образ неглубокий – здесь можно согласиться с критиками. А вот в «Проделках Софии» мы после всех злоключений видим чудесный образ мадам де Флервилль, соседки, которая сможет договориться с мачехой и взять девочку под свою опеку. Она прямо говорит, что ее задача – «восстановить личность девочки, разрушенную жестоким обращением».

Я думаю, этого небольшого обзора достаточно, чтобы показать, что современные мультфильмы бывают очень даже хорошими, просемейными, с замечательными материнскими образами.

С другой стороны, и в советских мультфильмах мне не удалось вспомнить хороший образ матери. Как-то в голову лезла или многодетная оборванная обезьянка-одиночка, или истеричная мама дяди Федора, которая на просьбу о втором ребенке падает в кресло, и ее знаменитое: «Никогда!»

Но, в общем-то, это все не так важно.

Хорошие мультики – это здорово и полезно. Но образ матери (а равно и образ отца) ребенок впитывает не из мультиков, а из своей семьи.

Это очень надумано, что девочки, дойдя до 20-летнего возраста, начинают копировать героинь детских мультиков. Нет.

Прежде всего, они смотрят на образ матери – и или принимают его, или отвергают, стараясь все сделать ровно наоборот. Это не значит, что можно показывать детям все, что угодно. Но и переоценивать роль мультиков в этом вопросе не стоит. Все равно собственный пример стоит на голову выше рассуждений о том, как жить правильно.

P.S. Я хотел рассказать о мультиках, которые смотрят мои дети, поэтому не упомянул о «бездуховном» «Шреке», без которого обычно не обходятся разгромные антизападные статьи. Мои дети еще ни разу не смотрели этот мультфильм. Но не потому, что он плох. А потому, что они маленькие. «Шрек» в русском прокате изначально получил категорию 12+. И это правильно. Это не детский мультик. Он для подростков и взрослых. И основная его цель – рассказать о том, что происходит после стандартного «жили долго и счастливо».

Что за знакомством реальных, неидеальных людей следует знакомство с родителями (которые иначе видели будущее своей дочери), взросление (принятие ответственности за семью и общество) и, наконец, кризис среднего возраста. Рассказывать об этом детям слишком рано. Но когда они подрастут, я обязательно покажу им эти мультфильмы.

Фиона и Шрек

А наши комментаторы в своей антизападной борьбе даже не заметили, что Фиона – единственная стала многодетной матерью среди принцесс Диснея. И альтернатива, какой бы она стала без Шрека, тоже замечательно показана в четвертом эпизоде.  

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Почему не стоит рассчитывать на гуманизм судей и как правильно организовать поддержку
Я не могла это сделать два года и поэтому сейчас я прошу молитв у читателей –…
Трое родных и трое приемных детей Михайловских ютятся в двух комнатах при храме

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: