— Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с Вознесением Господа нашего Иисуса Христа. В этот праздник я хотел бы коснуться не богословской его части, которую без меня прекрасно раскроют более умные мои сослужители, нет. Я хотел бы коснуться аспекта свободы. Задумайтесь, почему Господь возносится?
Причин этому много, и любой богослов вам выстроит очень четкую картину. Возможно, одна из причин — это доверие Бога к нам и наше доверие к Богу. Ведь насколько было бы удобнее, если бы Иисус Христос остался здесь. Представьте, не было бы никаких расколов, не было бы никаких ересей, никакого атеизма, все бы массово уверовали: воскресший Иисус Христос живет у нас здесь, на такой-то улице в таком-то городе, в такой-то стране. Но нет, Он возносится и обещает быть с нами. Почему?
Все дело в том, что так Господь учит нас ответственности. Когда мы приходим к Богу, мы сначала чувствуем просто огромную благодать, которая наполняет нашу жизнь. Но спустя какое-то время ощущается, словно эта благодать исчезает. Вроде бы ты теперь один и Бога рядом нет, тебе тяжело. Но Господь говорит тебе: «Учись ходить. Раньше Я носил тебя на руках, а теперь учись сам».
То же самое можно сказать о празднике Вознесения. Конечно, явное присутствие Христа с нами — это удобно. Но все-таки полезно ли? Господь говорит: «Будьте взрослыми. Я вам посылаю Святого Духа, и Он будет с вами. Учитесь идти рядом со Мной, учитесь доверять Мне. Учитесь использовать все те дары, которые Я вам дал и дам в будущем.
Творите свою историю. Может быть, вы даже будете ошибаться, но это будет ваша история».
С одной стороны, Господь доверяет нам. Он мог бы все Свои чудеса творить Сам, но Он дает эту власть апостолам в том числе. Почему? Потому что Он их учит быть самостоятельными. Господь возносится к Отцу и таким образом дает нам полную свободу распоряжаться тем, что Он оставил, здесь, на Земле.
С другой стороны, это и про наше доверие Ему. Ведь страшно, согласитесь, когда нет абсолютного авторитета, к которому можно обратиться 24 часа в сутки и который тебе скажет: «Аркадий, вот это истина. Все, молодец. А здесь неправда, туда не ходи». Таким образом, Аркадий всю жизнь будет как сорокалетний бородатый ребенок, который не может ничего сделать. А здесь есть доверие. Господь говорит: «Я дал тебе учение, дал тебе силы. Вот дорога — выбирай, Аркадий, куда тебе идти».
Бог ценит нашу свободу. Конечно, Он не возводит ее в абсолют, но Ему важен наш добровольный выбор. В этом плане вечно живущий во плоти Иисус Христос убеждал бы всех, но где здесь было бы место для нашей веры? Ведь Господь говорит Фоме: «Будут счастливы те, кто поверил, но не увидел». Бог ценит наш добровольный выбор, потому что мы встретились с Богом в своей жизни и порой даже до конца не осознаем эту встречу, но уже не можем быть прежними. Эта благодать начинает звать нас вопреки всему. Встретившись с Ним, доверившись Ему, мы прокладываем свою дорогу. Это именно наш путь, в котором нам помогает Бог.
Это и есть свобода — свобода выбирать, свобода быть самими собой, свобода следовать за Ним, меняться и добровольно отзываться на эту любовь. А нам этого не хочется. Нам проще, чтобы все было готово и чтобы перед нами лежала четкая инструкция, где прописано, что делать дальше. А Христос ее не дает, Он возносится и говорит Петру, который вчера еще был предателем: «Все, Я тебя простил. Иди и паси Моих овец». Он не сказал: «Я буду их пасти, а ты сиди и слушай Мои указания». Он сказал: «Иди и ты их паси». Так же Он обращается и к нам: «Я дал тебе свободу, Я дал тебе силы. Ищи путь ко Мне. Используй то, что у тебя есть».
Давайте ценить эту свободу в своей жизни и реализовывать ее, слышать голос Бога в Церкви и следовать за Ним добровольно, по любви. Всех вас поздравляю с праздником!
Фото, видео: Сергей Щедрин
Интервью впервые было опубликовано в 2021 году