Монастырь Эсфигмену располагается на восточном хребте Афона рядом с сербским монастырем Хиландар и входит в десятку самых крупных общежительных монастырей Святой горы Афон. Он был утвержден в качестве монастыря в X в., но построен намного раньше, в V в., византийским императором св. Феодосием II при участии его сестры св. Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену; археологи датируют их IV в. после Р.Х. В XVI в. обитель два раза была уничтожена пиратами и вновь восстановлена. В XIV в. настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX-XX вв. здесь сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параекклесий – малых храмов, расположенных внутри монастырского двора. В монастыре можно увидеть примеры иконописи древнерусских школ, росписи на стенах, древние иконы, киоты. Практически все старые притворы-параекклисии монастыря имеют как византийское, так и русское происхождение.
Основатель русского монашества прп. Антоний Киево-Печерский (+1073, память 10/23 июля) принял монашеский постриг и подвизался именно в этом монастыре, откуда принес на Русь образ монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем. Эсфигмениты очень почитают святого Антония Киево-Печерского, бережно содержат его келью в чистоте, сохраняя нетронутым аскетическое ложе преподобного – доски между сводами пещеры. На стенах висят иконы Богородицы и св. Антония и горит неугасимая лампада. Храм св. Антония тоже действующий, с иконами русского происхождения.
Кафедральный собор монастыря Эсфигмену чествуется на праздник Вознесения Господнего (престольный праздник монастыря). Здесь имеются фрески 1806 г. В библиотеке обители – огромное количество древних церковных рукописей. Также бережно хранится множество мощей святых, например стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест св. Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII в.
Долгое время Святая Гора Афон находилась под властью Османской империи. Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на уговоры некоторых других монастырей. После героической освободительной борьбы греков при участии Российской Империи Афон получил на короткое время международный статус, но затем его территория отошла под власть Греции, причем главенство над монастырями доныне сохраняет Константинопольский патриарх, представительство которого находится в столице Афона – Карее.
В 1965 г. в православном мире резко обострились споры об экуменическом движении по причине отмены Константинопольским патриархом Афинагором и римским папой Павлом VI православно-католических анафем 1054 г. После этого события братия монастыря Эсфигмену сначала отказалась поминать на богослужениях Константинопольского патриарха Афинагора, а в 1972 г. Эсфигмену отказался совместно молиться вообще со всеми с насельниками других монастырей, в которых поминали патриарха. Такое ригористическое поведение эсфигменских монахов вызвало неоднозначную реакцию среди руководства афонских монастырей и представителей греческой администрации Афона. В том же году эсфигменских монахов попытались изгнать из монастыря силой. Однако монахи заперлись в монастыре, вывесив флаг с надписью: «Православие или смерть». Настоятель Эсфигмену игумен Афанасий объявил штурмовавшим обитель, что монастырь заминирован. Осаждающие решили, что таким образом братия Эсфигмену даёт знать о своём намерении взорвать монастырь, и отступили. С этого времени монастырь Эсфигмену перешел в юрисдикцию раскольнического старостильного т.н. «хризостомовского» Синода. Таким образом на сегодняшний день монастырь Эсфигмену является единственным монастырем Афона, не подчиняющимся Константинопольскому патриарху и не состоящим в единстве с Православной Церковью.
Гражданская администрация Афона, представители различных греческих государственных структур, а также руководители афонских монастырей и православные иерархи различных Поместных Церквей неоднократно совершали попытки уврачевать афонское разделение и возвратить монастырь Эсфигмену в Православную Церковь. Несмотря на то, что до сих пор эсфигменты радушно принимают любого архиерея, который посещает их монастырь, они отказываются вступать в евхаристическое общение с теми православными иерархами, которые допускают поминовение имени Константинопольского патриарха Варфоломея. В результате в последнее десятилетие отношение Эсфигменского монастыря и гражданских властей резко ухудшилось. С 2002 г. насельники Эсфигмену периодически привлекаются к суду за отказ следовать установленному афонскому законодательству – поминать имя Константипольского патриарха и участвовать в совместных заседаниях Святого Кинота (органа, управляющего Афоном).
В 2005 г. терпение иерархов Константинопольского патриархата иссякло, и по благословению Константинопольского патриарха Варфоломея на Афоне было образовано параллельное братство монастыря Эсфигмену во главе с игуменом Хризостомом (Кацулиерисом), которое на настоящий момент владеет подворьем Эсфигменского монастыря в Карее (столице Афона), а также пользуется банковскими реквизитами монастыря. Именно это братство официально считается всеми Поместными православными Церквами законным представителем древнего монастыря Эсфигмену. Раскольническое братство Эсфигмену, занимающее основные монастырские здания, решительно протестует против объявления себя незаконным собранием, однако с точки зрения греческих законов это решение представляется неоспоримым. Несмотря на признание незаконности, раскольническое братство Эсфигмену отказывается уйти из им занимаемых древних зданий, что и привело к возбуждению в этом году нового суда против Эсфигмену, в котором несколько главных монахов-эсфигменитов были осуждены в неисполнении предыдущего решения суда об оставлении монастыря. Однако новое осуждение не привело к каким-либо результатам, т.к. братия так же, как и раньше не собирается оставлять Эсфигмену, и при случае, по ее словам, готова повторить решительные действия своих предшественников 1972 г. , отказавшихся покидать монастырь даже ценой собственной жизни.