Главная Новости Аналитика и комментарии

Александр Кондрашёв: Образовательные реформы против одарённых и «особых» учеников?

Тревожный синдром — учителя выходят на улицу. Что побуждает их к протесту? Каких перемен они хотят? Услышат ли их те, кто отвечает не только за реформы в образовании, но за будущее подрастающего поколения? Об этом рассказывает Александр Кондрашёв, учитель истории школы-интерната «Интеллектуал», координатор МПРО «УЧИТЕЛЬ».

Наша школа «Интеллектуал» давно находилась в неком непонятном положении. Она была создана Департаментом образования Москвы в 2003 году по его же инициативе, как специальная школа для одаренных детей, обучение в ней должно было вестись в течение полного дня, с утра до вечера, а для этого потребовался и интернат. То есть изначальная идея — создать максимально благоприятную среду для обучения.

Проект начал работать, школа встала на ноги, огромную роль в этом сыграл основатель нашей школы, ее первый директор Евгений Владимирович Маркелов, ушедший из жизни в 2010 году.

Все получилось так, как планировалось. Затем образовательная власть (как и вообще власть в Москве) сменилась, после чего стала складываться та ситуация, в которой мы сейчас оказались. Новое руководство Департамента образования очень неоднозначно выражало своё отношение к «Интеллектуалу», с одной стороны, отдавая ему должное, а с другой стороны – требуя за каких-то изменений, непродуманных оптимизаций.

Довольно давно появилась информация, что то финансирование, которое получал школа, она получать больше не будет. Мы долго пытались добиться сохранения существующего уровня. В итоге власти Москвы решили его кардинально сократить.

При этом, обычные московские школы, ранее не получавшие специального дополнительного финансирования, стали участниками так называемого «пилотного проекта», в рамках которого они стали получать финансирование в новом объёме, около 120 тысяч рублей в год на ученика .

Но те школы, которые имели особый статус (для детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные школы, школы для одарённых детей) и ранее получали бОльше финансирование, не могли включиться в этот проект — это означало бы для них снижение финансирования. Летом 2014 года этим школам было обещано, что они получат то подушевое финансирование, которое получают школы ы рамках «пилотного проекта». Однако, в сентябре в Департаменте заявили, что вход в пилотный проект закончен и более невозможен. Так что школа-интернат «Интеллектуал» 1 сентября получили московский минимум, — 63 112 рублей.

В чем смысл единого подушевого финансирования – мне не понятно. Московские власти объявляют это «восстановлением справедливости». Но в моём представлении, справедливость это создание равных возможностей, а не о закрытие и сокращение учебных программ. Школы для детей с особыми образовательными потребностями уже по своему устройству, по своей работе, по наличию дополнительных курсов, интернатов имеют объективно больше расходов. Но им стали платить еще меньше, чем обычным школам. В Москве чуть больше 20 школ, которые оказались в такой ситуации.

Мы называем это финансовой ловушкой и считаем несправедливым. Возможно, такая ситуация нужна была для того, чтобы вынудить школы пойти на объединение с другими. Есть мнение, что здесь не обошлось и без коррупционной составляющей. По крайне мере, есть пример, когда в результате слияния больниц здание одной из них в центре Москвы было передано в частные руки и стало гостиницей.

Эти школы поставлены в условия, что они либо должны согласиться слиться с другой школой, пройдя через этот болезненный процесс, в результате которого велик риск потерять ту устойчивую структуру, которая сложилась в школе, но получив возможность присоединиться к «пилотному проекту», либо они будут получать меньше, чем все остальные московские школы. Выделяемый им сейчас подушевой норматив финансирования был рассчитан в 2010 году. Он не учитывает размеры инфляции, и то, что школы обязали соблюдать указ президента о повышении зарплат учителям, который никто не отменял.

Коллектив «Интеллектуала», родители, Управляющий совет отказались проходить через слияние, так как выгода от получения «пилотного» финансирования недостаточна для сохранения школы-интерната, даже при определенной оптимизации, которую мы уже провели. Нам в любом случае нужны какие-то другие источники финансирования, иначе школа не сможет существовать в нынешнем виде. Слияние не является для нас спасением, проблем же можно получить очень много.

Мы объявили сбор средств и уже что-то удалось собрать, чтобы пока хоть как-то существовать, но без поддержки государства таким образом долго не продержаться.

Проблема «Интеллектуала» не единична, в школе 1189, например, ситуация ещё сложнее. В один день, 26 сентября, глава Департамена И.И. Калина подписал целую серию подобных приказов. Если в нашем случае происходит присоединение к «Интеллектуалу» соседней школы № 1588, то известную школу № 1189 им. Курчатова присоединяют к обычной, хотя, по заявлению того же Департамента, это сильная школа должна присоединять к себе слабую, чтобы ее улучшить. Школа № 1189 намного выше по рейтингу, чем тот огромный комплекс из нескольких школ, к которому её присоединяют.

Непростая ситуация и с лицеем «Воробьевы горы», который потерял свое помещение.

Проблемы общие, и поэтому наш коллектив организовать этот митинг, мы получили большой отклик, особенно от школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей-инвалидов, коррекционных школ, школ для одарённых детей.

Надеемся, что митингом мы сможем привлечь внимание общественности и властей к нашим проблемам и найти разумный конструктивный выход. Потому что никому не хочется противостояния, а хочется диалога и продолжения работы школы.

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.