В четверг «Левада-центр» опубликовал результаты опроса «Россияне о религии и церкви».

Почти половина россиян (48%) уверена, что только в обращении к религии, к Церкви общество может найти сейчас силу для духовного возрождения страны (34% не согласны), при этом 58% утверждают, что «в трудные периоды истории России православная церковь спасала страну, и сейчас она должна это сделать снова» (19%).

Как показал опрос, большинство респондентов не сомневаются, что Русская православная церковь в настоящее время принимает участие в деятельности органов государственного управления, среди них 10% считают такое участие «очень большим», а 41% — «довольно большим».

Получается ли, что люди сейчас надеются на Церковь? Как изменилось число православных верующих в России и характер их веры за последние несколько лет? Насколько существенно число людей, воспринимающих себя «православными», отличается от людей, активно исповедующих веру? Что можно сказать об отношении людей к участию Церкви в политике и общественной жизни?

Комментирует заместитель директора Левада-центра Алексей Иванович Гражданкин:

За последние полгода интерес к Церкви увеличился. Это связано с известной акцией Pussy Riot в храме Христа Спасителя, которая заставила людей определиться в своем отношении к Церкви, к религии, к роли Церкви в государстве.

Мы и так знаем, что Церковь среди прочих общественных институтов является одним из тех, кому население доверяет более всего, менее всего подозревает в интригах, корыстолюбии, и так далее. Поэтому совсем неудивительно, что реакция большинства населения на акцию Pussy Riot оказалась очень негативной. А дальнейший конфликт-обсуждение сделал еще более выразительной позицию этой части населения, поэтому данные не кажутся сколько-нибудь расходящимися с нашими представлениями об этом.

Число верующих за последнее время серьезно не изменилось, при этом сложно определить, где у людей, которые называют себя православными, кончается граница культурного самоопределения и где начинается религиозное сознание. По ответам на вопросы, как часто люди, например, посещают службы, можно представить, сколько из них действительно верующих. Воцерковленный человек должен ходить на службу хотя бы еженедельно, а мы видим, что таких людей абсолютное меньшинство. Поэтому православное самоопределение, которое мы видим по результатам опроса – скорее, культурно-историческое отождествление, а не признание своей религиозности.

Соответственно, в сознании людей, которые считают себя православными, творится порой нечто совсем далекое от христианских представлений о мире, в такой ситуации это неизбежно.

Естественно, Церковь воспринимается одним из не только общественных, но и государственных институтов. Мы сталкиваемся с этим, когда задаем вопрос: «Назовите 5-6 политиков, которым вы более всего доверяете». В десятку политиков, которым люди больше всего доверяют, попадает Святейший Патриарх Кирилл – он воспринимается людьми как такой же политик, как наши президент, премьер и главы политических партий.

Церковь воспринимается как участник политического процесса, и, учитывая уровень доверия к ней, в этом ничего дурного основная часть россиян не видит. Я не имею в виду группы, которые по тем или иным причинам критикуют Церковь за ее участие в политике: понятно, что это может не нравиться представителям других конфессий, потому что они оказываются ущемленными в своих правах и возможностях влиять на политику страны; также это могут быть верующие, которые считают, что «Божие — Богу, а кесарево — кесарю», что эти вещи должны быть разделены. Но большинство реагирует на это положительно.

Авторитет Церкви высок, люди считают нормальным участие Церкви в политике и повседневной жизни и считают, что было бы полезно, чтобы она более активно действовала в этом направлении. Все факты, в которых проявляется доверие к Церкви, укладываются в утверждение: люди доверяют Церкви и хотят, чтобы она еще более активно, чем сейчас, занималась политикой и тем, что называется повседневной жизнью: образование, воспитание подрастающего поколения, решение нравственных конфликтов, участие в СМИ – ущерба от этого людям видится гораздо меньше, чем положительных результатов. То есть негативные последствия, «клерикализация» повседневной жизни большинством населения оцениваются как не такие уж существенные, по сравнению с преимуществами, в частности, облагораживанием нравственного климата, которое, как ожидается, от этого может произойти.

Читайте также:

Игумен Сергий (Рыбко): Народ возлагает на Церковь надежды, но когда мы пытаемся что-то сделать, начинает обвинять

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.