Нейросети для студентов
Некоторые люди используют нейросети при изучении иностранных языков. ChatGPT и подобные ему разработки могут применяться при решении ряда задач. Назовем некоторые из них.
Составить список иностранных слов на определенную тему, а затем проработать его. Запрос может выглядеть так: «Я хочу выучить все слова из этого списка. Спрашивай меня по одному слову за раз. Ты произносишь слово по-русски, а я должен ввести его перевод на английский. Если я ошибусь, не говори мне ответ. Вместо этого скажи, что я не прав, и еще раз попроси меня перевести это же слово».
Проверить текст. Вы можете загрузить в нейросеть написанный вами текст и попросить найти в нем орфографические, грамматические и лексические ошибки.
Перевести предложение или текст. Если выполненный нейросетью перевод по каким-то причинам вам не понравился (слишком сложный или не в том стиле), вы можете попросить ее отредактировать перевод в соответствии с вашими пожеланиями. Запросы могут быть такими: «Упрости перевод — используй лексику уровня А»; «Измени стиль — вместо художественного сделай публицистический»; «Измени формулировку предложения — предложи несколько других вариантов выражения той же мысли».
Объяснить непонятное предложение. Вы можете попросить нейросеть сделать синтаксический разбор предложения или упорядочить незнакомую вам лексику (например, распределить слова по частям речи).
Придумать упражнение на какую-то грамматическую или лексическую тему. Задание может быть сформулировано так: «Составь упражнение для отработки времени Present Perfect. Напиши предложений на английском языке, делая пропуски на месте глаголов в этом времени. Используй лексику уровня А. После упражнения должны быть даны правильные ответы».
Развивать навык разговорной речи. Попросите нейросеть стать вашим собеседником и вести с вами диалог на определенную тему.

Яна: «Некоторые мои студенты используют нейросети, чтобы практиковать язык между занятиями. Подобные упражнения эффективны как для повторения старого, так и для отработки нового материала. Кроме того, они высвобождают время на уроке для других заданий. Например, если ученик неуверенно спрягает испанские глаголы в прошедшем времени, он может или на каждом занятии с преподавателем уделять этой теме по минут, или практиковаться самостоятельно с помощью ChatGPT. Кстати, большие языковые модели новых версий могут не только переписываться с пользователем, но и разговаривать с ним: они научились распознавать голос и озвучивать свои ответы. Так что при желании с помощью нейросети можно потренировать и произношение, и спонтанную речь».
Нейросети для преподавателей
Если вы не изучаете, а преподаете язык, пренебрегать достижениями техники тоже не стоит. Посмотрим, какие возможности предоставляет нам искусственный интеллект.
Создание материалов для уроков. Нейросети могут сгенерировать любой материал: грамматическое упражнение, текст для чтения с заданиями, вопросы для обсуждения и дискуссии, материалы для написания аргументационного эссе — и все это за несколько минут. Не забывайте максимально четко ставить задачу, сообщайте уровень знаний студента, указывайте формат задания и т. д.
Разработка учебного плана. Сообщите нейросети исходные данные: темы для изучения, цель ученика, его текущий уровень, интенсивность, с которой он готов заниматься. Искусственный интеллект составит для вас детальные планы уроков.
Нахождение ответов на вопросы студентов в режиме реального времени. Часто случается так, что на уроке возникает вопрос, требующий отвлечения от текущей темы или приведения дополнительных примеров. Преподаватель не компьютер, он не всегда может с ходу вспомнить точную формулировку правила или придумать подходящие предложения для иллюстрации того или иного языкового явления. Нейросеть же с легкостью справится с этой задачей.
Об авторах. Яна Хлюстова. Научный журналист, автор научно-популярных книг. Говорит на шести иностранных языках, ведет популярный телеграм-канал «Ну как сказать».
Алексей Шередега. Специалист в области стратегии и анализа информации, обладатель степени MBA бизнес-школы INSEAD, редактор вопросов для интеллектуальных игр. Сфера интересов: влияние новых технологий на повседневную жизнь, критическое мышление и когнитивные искажения.
Ограничения использования нейросетей
Разумеется, технологии имеют ограничения: нейросети нужно обучать, чтобы они умели делать все вышеперечисленное. Учат их на массивах данных — текстах самых разных жанров. А значит, чем распространеннее язык, тем больше материалов для обучения может предоставить искусственный интеллект. Поэтому с условными испанским или немецким языками проблем не возникнет, но вот изучать монгольский с помощью ChatGPT не получится.
То же самое относится и к языкам с большим количеством диалектных особенностей: нейросеть способна успешно общаться с пользователем на стандартном литературном арабском, но прицельно изучать диалекты Кувейта или Центральной Сирии с привлечением ChatGPT студент, скорее всего, не сможет.
Существует и более серьезная проблема — ошибки и галлюцинирование.

Фото: john-tekeridis / pexels.com
Яна: «Я не использую нейросети для изучения языков прежде всего потому, что сейчас изучаю карельский и древнеисландский. На них искусственный интеллект пока что не разговаривает. А вот в рамках преподавательской деятельности обращаюсь к ChatGPT практически каждый день — это отличный способ разнообразить учебные материалы и сэкономить время.
За месяцы работы с нейросетями я убедилась: каждое написанное ими упражнение и текст нужно проверять, потому что искусственный интеллект допускает ошибки. Они могут быть разных типов: например, я прошу не использовать в испанском тексте одно из прошедших времен, но оно там все равно появляется. Или же, составляя задание для отработки разных типов французских местоимений, нейросеть сама начинает неправильно их использовать.
Впрочем, чаще всего ошибки встречаются в материалах для уроков русского языка как иностранного: однажды я долго и безуспешно пыталась заставить ChatGPT написать упражнение для выявления смысловых различий между словами “разный” и “другой” — не получилось, проще оказалось сделать это самой. А иногда с точки зрения грамматики к фразам, составленным нейросетью, не придерешься, но вот смысл их оставляет желать лучшего. Вот пара фраз, предложенных ChatGPT, в качестве примера употребления возвратных глаголов: “Летом мы купаемся в море, а дома купаем свою собаку раз в неделю”, “Они знакомятся на вечеринке, а я знакомлю их с хозяином квартиры”. Я не захотела давать такие фразы своим студентам».
Приведем интересный факт. По версии составителей Кембриджского словаря, словом 2023 г. стал термин «галлюцинирование». Так называется явление, когда нейросеть уверенно дает вымышленные ответы, которые могут восприниматься как правдоподобные. Проявляется галлюцинирование по-разному: например, пользователь просит чат-бот написать короткое эссе и в конце привести список использованной литературы. Нередко случается так, что в списке появляются несуществующие произведения и авторы.

Фото: sanketgraphy / pexels.com
Алексей: «Еще один пример: в процессе написания этой книги я попросил нейросети составить список неэффективных методов изучения иностранного языка. К сожалению, ChatGPT и его аналоги не справились с этой задачей: искусственный интеллект стал выдумывать несуществующие способы изучения иностранных языков. Среди предложенных им вариантов появился “кулинарный метод” (изучение языка через локальную кухню) и даже некий “телепатический метод”. Поэтому я настоятельно советую при использовании нейросетей для решения любых, даже самых на первый взгляд простых задач перепроверять ответы».
Также важно отметить, что нейросети очень удобно и эффективно использовать под конкретный, точечный запрос студента (примеры таких заданий мы приводили выше), но никак не в качестве замены преподавателя. Для преподавания языка нужен четкий план действий, то есть методика. Кстати, разработку ее вполне можно поручить нейросети, только для этого надо очень четко сформулировать задачу — человек без опыта преподавания вряд ли сможет это сделать (и в любом случае, как мы помним, даже при хорошо сформулированном задании ошибки и галлюцинирование все равно возможны).
Любому методически грамотному плану нужно следовать. А поскольку изучение языка занимает не недели и месяцы, а годы, маловероятно, что человек, желающий заниматься английским, на протяжении столь долгого времени сможет самостоятельно и составлять планы занятий, и выполнять их, запрашивая у искусственного интеллекта не только сами упражнения, но и материалы для проверки, обратную связь, а потом еще и выполняя работу над ошибками.