Американцы говорили: «Crazy Russians!» Как сибиряки на катамаране до Аляски ходили
В нашем мире еще есть «чудаки», которые своим характером, энтузиазмом и верой продолжают вертеть земной шар. Участники экспедиции «Байкал – Аляска», наверное, из таких. Спроси их, какая им выгода от того, что они уже третий год кочуют по пути русских первопроходцев, которые более 200 лет назад прокладывали путь из Сибири на Аляску – вряд ли ответят. Но все же – они идут и даже не хотят угомониться.

Недавно завершился второй этап экспедиции на парусно-моторном надувном катамаране «Искатель», участники которой уже успели пройти в общей сложности 15,5 тысяч километров от родного Иркутска до американской Ситки, которая когда-то была столицей Русской Америки и называлась Ново-Архангельском. Об этом и о планах экспедиции «Правмиру» рассказала ее координатор Анна Важенина.

Впрочем, кажется, она хотя бы частично знает ответ на вопрос о том, зачем этим путешественникам – как зубрам мореплавания, так и почти что новичкам – нужны все эти приключения.

Иркутские купцы зарабатывали капиталы на чужбине, чтобы вложить их в свой город

Анна настолько влюблена в родной Иркутск, что в разговоре с ней невольно заражаешься ее эмоциями. «Когда живешь в таком прекрасном городе, ходишь по его улицам, видишь прекрасные здания, интересно узнать, как он появился, кто его построил, – говорит она. – И начиная изучать историю, понимаешь, что это были купцы с отличным образованием, неравнодушные к своей малой родине. Они открывали новые горизонты, были готовы отправляться в неизведанные земли, зарабатывать там капиталы и потом вкладывать в свой город. Иркутск был построен на средства именно этих людей».

Более двух веков назад около 800 иркутских купцов, состоявших в Русско-Американской компании (РАК), не только наводили торговые мосты между двумя континентами, но и, как теперь выясняется, давали пример потомкам.

«Мы видим, как благодаря характеру, воле, настойчивости можно строить города и открывать новые земли», – говорит Важенина.

Особое внимание Анна обращает на то, что большинство мест, по которым экспедиция прошла в прошлом и нынешнем году – проливы, острова и островки – названы именами иркутских промышленников-первопроходцев. «Видя все это воочию, понимаешь, что границ на самом деле не существует и люди по разные стороны океана интересуются одними и теми же вещами – как живут в других странах, что едят, какую одежду носят, во что верят и на что надеются», – говорит она.

Глядя на катамаран, американцы говорили: «Crazy Russians!»

«Байкал – Аляска» – абсолютно неполитизированная экспедиция. Возможно, именно поэтому ее участники не сталкивались с какими-либо внешними трудностями, и даже с получением виз проблем практически не испытывали.

И американцы со смехом говорили им: «Crazy Russians!» вовсе не из-за политики: глядя на катамаран, они просто не могли поверить, что на нем можно было пройти столь дальний и трудный путь.

«Все-таки катамаран – это необычное средство», – улыбается Анна.

Русские епископы на Аляске: служение Церкви и России
Подробнее

По ее словам, «Искатель», который изначально был построен под эту экспедицию, имеет осадку всего 10 сантиметров, что позволяет заходить в устья рек и мелководные районы, недоступные для более крупных судов. При желании зачерпнуть воду можно прямо с борта, и такое единение с природой добавляет ощущений.

При этом после каждого этапа катамаран модернизируется, добавляются новые технические решения для обеспечения большей безопасности и комфорта. В этом году, например, путешественники укрепили мачту и поменяли моторы.

«Искатель» стартовал в Иркутске 30 мая 2017 года. Все время экспедиции к цели его ведет руководитель экспедиции Анатолий Казакевич, который, собственно, и начал осуществлять проект семь лет назад. Первые 4 года он изучал пути сибирских купцов, потом проводил разведку, и только после этого началось само плавание, которое продолжается уже третий год.

Анатолий Казакевич лидер и капитан экспедиции

«В прошлом году экспедиция продолжалась 71 день, и он все это время стоял у штурвала», – рассказывает Важенина. 

В нынешнем году путь был значительно короче – «всего» чуть больше 2 тысяч км, и капитан тоже все время был на посту. В общей же сложности в экипаже «Искателя» в разное время поработало 45 человек.

Среди айсбергов и в шторм получили настоящий драйв

В нынешнем году шли всего 20 дней уже по маршруту Хомер – Кадьяк – Ситка. 

«В этом году собрались настоящие морские волки, опытные экспедиционщики – Герман Арбугаев из Якутска, у которого есть собственный катамаран, Андрей Прудников из Сургута, в прошлом году устроивший первую экспедицию, которая пересекла Берингов пролив на гидроциклах, Михаил Петров, который устраивает много экспедиций. В этом году он выступил у нас коком, потому что прекрасно готовит», – говорит Анна.

Несмотря на то, что путь на сей раз оказался не таким продолжительным, как в прошлом году, приключений и даже опасностей на нем хватало.

Например, в проливе Принца Уэльского «Искатель» впервые оказался среди айсбергов и ледников. Конечно, экипажу хотелось подойти поближе к этому чуду природы, но катамаран оказался уязвим для льдов. Поэтому капитану пришлось вести судно очень внимательно. Путешественники шутят, что им волей-неволей довелось осваивать смежные профессии ледового штурмана и отталкивателей льда. Говорят, увиденное стоило того, чтобы немного поволноваться.

«Искатель»

Вторая опасная ситуация случилась при выходе с острова Каяк, когда волны достигали 4 метров. Дело осложнялось наличием мелей, так что «Искателю» было непросто выйти в океан. По словам Важениной, командир тогда впервые скомандовал всем надеть спасательные жилеты и держаться кто за что может.

«Все говорят, что испытали настоящий драйв, небольшой стресс, – рассказывает Анна. – Коллектив был опытный, так что вышли из этой ситуации с честью. Сейчас ребята вспоминают все уже с улыбкой, говорят, что это был хороший адреналин, сплочение команды».

В гостях у преподобного Германа и общий язык с американцами

Русские мореходы поклонились и преподобному Герману Аляскинскому, который почитается всея Америки чудотворцем. У его мощей в тот день собрались еще несколько экспедиций из России, и была отслужена литургия.

На протяжении всего путешествия были встречи, разговоры допоздна у костра. «Были случаи, когда лодки просто стояли борт к борту, потом все высаживались на берег, устраивали совместные ужины, засиживались у костра за полночь, рассказывали, кто какие блюда готовит на огне», – рассказывает Анна Важенина.

Например, один из участников экспедиции – Михаил Петров воодушевился примером пожилых путешественников, которые бороздят просторы без оглядки на возраст. «Посетили яхту русских ребят из Владивостока: муж с женой и дедушка проходят на ней кругосветку. Выпили с ними по чарке. Уходя, увидели большую яхту. Как оказалось, на ней из Австралии пришли 65-летние муж с женой! Честь и хвала таким людям, идут себе вдвоем через моря и океаны и ничего не боятся», написал он в дневнике.

Кроме того, «Искателей» вдохновила встреча с русской православной общиной на Кадьяке.

«Нашли кофейню, сделанную в русском стиле, с православными иконами, российским гербом и портретами царской семьи Николая II. Часть персонала говорит на русском. Нам здесь обрадовались, – написал Петров. – Все эти ребята служат в местной православной церкви. Исполнили нам тропарь «Христос Воскресе из мертвых», подарили большой мешок вкусного кофе и много домашних булочек. Батюшка вручил икону Германа Аляскинского, вырезанную на дереве. Мы рассказали об экспедиции и вместе с представителями общины отправились к нам на катамаран на экскурсию. Они смотрели на наше судно и восторгались, как на нем, мол, можно прийти из России через океан».

Радушно встречала гостей глава Русского центра Аляски Анна Верная, которую можно без сомнения назвать русской душой этого северного штата.

Дойти до Гавайев помешал мусор

Впрочем, есть у команды «Искателя» мечта, которую пока осуществить не удалось – дойти от Аляски до Гавайев. В этом году они уже хотели ее осуществить, но помешал… мусор.

«В этом году мы планировали дойти до Сан-Франциско, оттуда съездить в Форт Росс, провести там конференцию и потом соединить две русских крепости – отправиться к Елизаветинской крепости на Гавайях. Уже шли переговоры с представителями обоих памятников. Но барьером стали экологические проблемы, – делится несбывшимися планами Важенина. – Между Калифорнией и Гавайями образовался второй по величине в Мировом океане мусорный остров».

По ее словам, остров этот стал настолько огромным, что из-за него в этом году даже отменили традиционную гонку, которая проходит там больше 50 лет. «Он сформировался из-за океанских течений, и ни пройти, ни обойти его нельзя», – говорит Анна.

Впрочем, мечта доплыть до Гавайев пока только отодвинулась, но не ушла окончательно. Анна говорит, что путешественники думают пройти этот этап на следующий год или позже. Правда, на яхте, а не на «Искателе», долгое плавание в открытом океане на котором может быть опасно.

«Все-таки мы хотим соединить Форт Росс и Елизаветинский форт. Это знаковые места для Русской Америки», – говорит Важенина.

Федор Конюхов: я чуть не упал в Индийский океан с мощами сорока шести святых
Подробнее

Кроме того, экипаж собирается в следующем году повторить пройденный путь, но уже в обратном направлении – от Ситки, где сейчас на территории Университета Аляски зимует «Искатель», в сторону Байкала. Само собой, полностью маршрут за один раз преодолеть не удастся, так что экспедицию ждет продолжение.

«Маршрут нам уже знаком, но остались неизведанные для нас места, где хотелось бы задержаться», – говорит Важенина.

К проекту хотят привлечь как можно больше людей, в первую очередь американцев, которые, благодаря общению с экипажем «Искателя», заинтересовались русской историей и хотели бы пройти от американского берега до великого сибирского озера. Конечно, проработка маршрута еще впереди, но многие уже сейчас говорят, что это было бы интересно.

Кроме того, есть план проведения в крупнейшем городе Аляски Анкоридже международной конференции по культурно-историческим связям двух стран.

Началась работа над сериалом об экспедиции для YouTube, планируется большой документальный фильм, публикация книги. «К каждому из этих проектов, которыми обрастает наша экспедиция, присоединяются новые люди, и это очень ценно», – признается Важенина.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.