Содержание статьи
Антипасха в 2026 году приходится на 19 апреля. Это первое воскресенье после Пасхи, которое в православном календаре официально называется Неделей о Фоме.
Что такое Антипасха: основные сведения
Дата в 2026 году: 19 апреля
Церковное название: Неделя о Фоме (Фомина неделя)
Статус: двунадесятый переходящий праздник
Значение: завершение Светлой седмицы, память о явлении Христа апостолу Фоме
Происхождение названия «Антипасха»
Слово «Антипасха» происходит от греческого «ἀντὶ» (анти) — «вместо» и «πάσχα» (пасха). Это не означает противопоставление Светлому Христову Воскресению, а указывает на замещение, повторение пасхальной радости.
Почему именно «вместо Пасхи»
- Восьмой день после Пасхи с древности празднуется особо.
- День завершает Светлую седмицу торжественным богослужением.
- Антипасха является «малой Пасхой» в церковном календаре.
- Праздник продолжает и закрепляет Пасхальное торжество.
Неделя о Фоме: церковное значение праздника
Почему праздник называется Неделей о Фоме
Официальное церковное название «Неделя о Фоме» связано с евангельским чтением этого дня. В воскресенье читается отрывок из Евангелия от Иоанна (20:19-31) о явлении воскресшего Христа апостолу Фоме.
Богослужебные особенности Недели о Фоме
В храмах в этот день:
- Читается Евангелие о явлении Христа апостолу Фоме
- На Литургии, во все дни до Вознесения, кроме праздника Преполовения и отдания его, поется задостойник: «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…».
- Совершается крестный ход (в некоторых храмах)
Особенности богослужения:
- До дня Святой Троицы отменяются земные поклоны
- «Царю Небесный…» также не читают и не поют до дня Святой Троицы
- На воскресном всенощном бдении, по окончании стихир Пасхи на стиховне вечерни, один раз поют тропарь «Христос воскресе из мертвых…»
- Вплоть до отдания Пасхи все церковные службы и требы предваряются троекратным пением или чтением тропаря «Христос воскресе из мертвых…»
Исторический контекст Недели о Фоме
Установление праздника в древней Церкви
Самые ранние упоминания о богослужении на Антипасху встречаются в произведении «Апостольские постановления», созданном в Антиохии около 380 года. Описание же того, как этот день отмечали в Иерусалиме, сохранилось в записках паломницы Эгерии, датированных примерно 400 годом.
В раннехристианской Церкви обряд крещения новообращенных (неофитов) проводили в Великую субботу или на Пасху. Последующие восемь дней, включая Антипасху, они носили белые одежды, которые снимали как раз в этот восьмой день. Эта традиция дала празднику одно из его латинских названий в римском и амвросианском обрядах — Dominica in Albis, что означает «День Господень в белых одеждах». По этой же причине первая пасхальная неделя в православии именуется Светлой. Символика снятия белых одежд заключается в том, что, хотя внешние атрибуты Таинства завершаются, его духовная сущность — просвещение истинным Светом — остается с крещеным навсегда.
Начиная с XVII века в Католической церкви в Антипасху сложился обычай совершать первое Причастие для детей, что отразилось в немецком названии праздника — Erstkommunionfeier der Kinder.
Славянские народные обычаи
У восточных славян этот день был известен как «Красная горка». Он знаменовал начало сезона весенних свадеб и включал обычай поздравлять молодоженов, обходя их дома.
Празднование сопровождалось народными гуляньями: вождением хороводов, пением, танцами и играми. Существовал ритуал встречи восхода солнца молодежью на красивом возвышенном месте. Участие в хороводах для парней и девушек брачного возраста считалось обязательным, а тех, кто уклонялся, высмеивали.
Многие обычаи Красной горки имели дохристианские корни и были связаны с встречей весны. В Древней Руси на холмах разжигали костры в честь бога Даждьбога.
Также день ассоциировался с поминовением усопших, и существовало поверье, что на Красную горку «крещеный народ христосуется с покойничками». К этому дню было принято красить яйца, но не в красный, а в жёлтый или зелёный — «поминальные» цвета. Был распространен обряд катания крашеных яиц с небольших горок, который мог иметь и гадательный смысл. На Русском Севере девушка могла подарить яйцо своему избраннику. Кроме того, продолжалась пасхальная традиция приветствовать друг друга словами «Христос Воскрес!» и обмениваться крашеными яйцами.
В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа до конца.
Смерть Христа так удручила апостола Фому, что он убедился в невозвратимой утрате и даже не был с другими учениками в день Воскресения. На их уверения он заявил, что не поверит, пока лично не увидит раны Христа и не вложит в них руку, что свидетельствует о глубине раны от копья.
Духовный смысл Антипасхи
Через восемь дней Господь явился Фоме и, зная о его сомнениях, показал ему Свои раны, призвав быть верующим. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», исповедав не только Воскресение, но и Божество Христа. Однако эта вера основывалась на чувственном опыте, Господь говорил прежде всего о тех, «кто не видел, но уверовал», указав на высший путь веры — через доверие к учению без требований чудес.
По церковному преданию, апостол Фома основал Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В индийском городе Мелиапоре он был заключен в темницу, претерпел пытки и умер, пронзенный пятью копьями, за обращение ко Христу семьи одного правителя.
Богословское значение праздника
Антипасха имеет глубокий духовный смысл для христианского сознания:
Тема веры и сомнения
- Праздник показывает путь от сомнения к вере
- Подчеркивает важность личной встречи со Христом
- Учит о терпении Божием к человеческим слабостям
Завершение пасхального цикла
- Антипасха закрепляет Пасхальную радость в сердцах верующих
- Помогает перейти от праздничного периода к обычной церковной жизни
- Подготавливает к следующим праздникам церковного года
Назидательный смысл для верующих
Неделя о Фоме учит христиан:
- Не осуждать сомневающихся — Христос не упрекнул Фому, а явился ему
- Ценить веру без видения — «блаженны не видевшие и уверовавшие»
- Открыто исповедовать веру — как Фома провозгласил: «Господь мой и Бог мой!»
Современное празднование Антипасхи
Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб.
Церковная дисциплина
С Недели о Фоме:
- Возобновляется совершение венчаний
- Разрешаются браки после великопостного запрета
- Начинается обычный богослужебный устав
- Продолжается пасхальное приветствие до Вознесения
Переходящие даты Антипасхи
Поскольку Антипасха всегда отмечается в первое воскресенье после Пасхи, её даты меняются:
- 2025 год: 27 апреля
- 2026 год: 19 апреля
- 2027 год: 9 мая
- 2028 год: 23 апреля
Часто задаваемые вопросы
Что означает слово «Антипасха»? Антипасха происходит от греческого «вместо Пасхи» и означает повторение, продолжение пасхального торжества, а не противопоставление ему.
Почему Неделя о Фоме так важна для Церкви? Этот праздник показывает путь от сомнения к вере и учит о важности доверия слову Божию без требования чудесных знамений.
Можно ли венчаться в Антипасху? Да, с Недели о Фоме возобновляется совершение Таинства Венчания после великопостного периода.
Как правильно поздравлять с Антипасхой? В этот день продолжается пасхальное приветствие «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!»
Почему праздник называется двунадесятым? Антипасха входит в число двенадцати главных праздников православного календаря после Пасхи и Троицы.
Читайте также: