Архимандрит
Самопознание во время Страстных дней – это великое благо. Великое благо – заглянуть в себя, а затем посмотреть на Христа и понять, на что способен человек, если дать ему волю в выражении своих чувств.

Страстная седмица не может утомить. Как не может утомить и рассказ о тех великих событиях, которые описываются в Евангелии и являются первостепенно важными для каждого православного человека.

Нельзя сказать: «Ну вот, я все узнал, все понял, мне уже надоело».

В этих событиях сокрыта величайшая глубина. Они являют собой Тайну, которую невозможно постичь полностью, а затем сказать: «Все, я так наелся всем этим, что чувствую пресыщение. Мне скучно, я устал слушать одно и то же!»

Архимандрит Андрей (Конанос)

Архимандрит Андрей (Конанос)

Потому что это – не одно и то же. Каждый год наша душа переживает эти события по-разному.

Например, в прошлом году тебя больше всего поражало предательство Христа Иудой; в этот раз ты потрясен Страданиями на Кресте; в следующем году особое впечатление на тебя произведет Тайная Вечеря. И так далее.

Посмотри – и во время Страстной недели твое сердце ведет духовную работу. Твоя душа раскрывается, ты чувствуешь что-то совершенно новое – потому что по сравнению с прошлым годом ты стал другим человеком. Ведь этот год не такой, как прошлый. Твоя жизнь изменилась.

Каждый год не похож на предыдущий, и в этом – великая милость Божия. Милосердный Бог снисходит к нам и, даруя нам перемены, говорит с Любовью: «Вот, возьми Мою Любовь и делай с Ней, что хочешь! Я очень люблю тебя. И Я здесь, чтобы ты поступил со Мной по своему желанию. Я здесь, чтобы ты излил на Меня то, что в твоей душе».

И мы изливаем. На Него – Христа, Бога, ставшего Человеком по великой Любви к нам, – мы изливаем всю свою агрессию, всю злобу и гнев. Потому что мы, люди, такие. И ты, и я.

Во время чтения Евангелия на Страстной седмице мы часто слышим о лицемерии и лжи книжников и фарисеев. И я, когда слушаю эти слова – «Горе вам, книжники и фарисеи!» (Мф. 23:11-15, 23, 25, 27, 29) – то думаю про себя: «Смотри, как Господь разговаривает с фарисеями!

Какими страшными словами Он их обличает – «Змии, порождения ехиднины!» (Мф. 23:33) Как может Он так говорить с ними?» Но через какое-то время я начинаю понимать, что эти слова Христос говорит не только книжникам и фарисеям, но и мне, потому что я такой же, как они. Я переполнен лицемерием, ложью, злобой, завистью, ревностью, ненавистью, агрессией.

Все это мы носим в себе.

Человек – это кровоточащая рана, огромная рана на теле Земли. И Бог всячески старается исцелить наше раненое существо, утешить и обласкать Своей Любовью. Он облегчает наши страдания, успокаивает нас и хочет взять на Себя все наши грехи.

Человек и добр, и зол одновременно. Нося в себе множество грехов, мы боремся с ними и потому постоянно делаем выбор между жизнью и смертью. И то, и другое живет в нас.

Например, ты любишь своего ребенка, но через минуту готов возненавидеть его. Сейчас тебе это кажется немыслимым, но это так: когда ребенок, которого ты любишь больше всего на свете, раздражает тебя, тебе хочется задушить его.

Один человек как-то сказал мне: «Я люблю свою дочь, но иногда, когда она не слушается, вся моя любовь девается непонятно куда. Я начинаю испытывать такое странное чувство, будто это не мой ребенок».

К сожалению, в нас есть это – гнев, желание власти, желание поступать с другим человеком так, как нам хочется. И когда ему плохо, нам становится приятно.

Одна девушка рассказывала мне, что однажды на работе она не увидела одного из коллег и спросила у сотрудников, где он. Ей ответили, что коллега болен. «Если честно, в глубине души мне было приятно узнать об этом, – сказала она. – Я не подала виду и вслух спросила: «А что с ним? Грипп? Как жаль!» Но в душе, сама не знаю почему, я почувствовала удовлетворение».

Вот вопрос. Я и сам не понимаю, что со мной. Почему я так чувствую? Почему я люблю и ненавижу одновременно? Откуда у меня это желание – убить своего брата, убить Иосифа?

Какого Иосифа? Иосифа, которого в Ветхом Завете хотели убить собственные братья. Они любили его как брата, но при этом им хотелось убить его, чтобы испытать чувство удовлетворения. Так и мы думаем про другого человека: то – «Будь всегда рядом!», а то – «Умри!».

Человек – это джунгли. Джунгли, полные страхов, агрессии и одновременно беззащитности.

Это хорошо видно на примере маленьких детей, которые по своей чистоте еще не умеют скрывать истинные чувства, идущие от сердца. Такой ребенок на вопрос «Ты любишь своего папу?» ответит незамедлительно: «Да, очень люблю!» – «А маму?» – «Да, очень!»

Но если ребенка отругать за что-то, то он открыто и смело скажет то, что думает – пока мы, «цивилизованные люди», не научим его, что так нельзя говорить вслух. А сейчас он еще может сказать в этом случае: «Мама, папа, я хочу, чтобы вы умерли!» – «Что ты говоришь, дитя мое?» И действительно – что имеет в виду ребенок?

Фото: risovach.ru

Фото: risovach.ru

В этот момент он хочет одного – чтобы родители исчезли, потому что он устал от них. Но пока в его сознании такое исчезновение – это только смерть. И он говорит: «Я хочу, чтобы вы умерли» — просто потому, что еще не умеет выразить свою мысль другими словами. «Уйдите в другую комнату! Оставьте меня в покое! Отойдите от меня!»

Это живет и в нас: желание любить, радовать другого человека, и одновременно с этим – желание увидеть, что ему плохо.

Именно из-за всех этих человеческих чувств – злобы, ненависти, зависти, ревности, мести, — из-за всего этого, что владеет нами, и пришел к нам Христос. Пришел и сказал: «Я здесь, чтобы вы сделали со Мной то, что хочет сделать ребенок, когда говорит своему отцу: «Я хочу, чтобы ты умер!»

И мы сказали Христу эти слова. И сказали, и продолжаем говорить. Мы произносим их каждый день нашей жизни. Мы убиваем Бога и, умерщвляя Его, говорим Ему: «Умри! Тот, Кого мы любим; Тот, Чьи заповеди мы слышали на горе Блаженств; Тот, Кто насытил нас хлебом и рыбой; Тот, Кого мы с криками приветствовали как будущего Царя; Тот, на Кого мы смотрели, Кого слушали и дивились!

А теперь мы хотим опробовать на Тебе, до какой степени может дойти наша злоба и Твоя Любовь!» И Христос отвечает: «Ударьте Меня! Внутри вас – мрак и заросли, полные диких зверей. Не держите все это внутри себя. Я пришел для того, чтобы вы выплеснули свои чувства на Меня и чтобы вы сказали Мне все, что хотите сказать».

Сейчас тебе кажется, что очень странно слышать от Христа – «Плюйте в Меня!». Но ведь мы оплевали Его. И ты, и я оплевываем Христа всей нашей жизнью – поведением, характером, внутренним состоянием. Какого Христа? Того, Которого любим. Точнее, Которого любим и ненавидим одновременно.

Мы любим Его и мстим Ему. Мы обожаем Его и в то же время хотим отдалиться от Него. Как мы говорим иногда? «Хочу уйти из Церкви, хочу, чтобы у меня была своя жизнь, не хочу делать так, как вы говорите, хочу делать то, что хочу я!» Это говорит наш бунтарский дух. Бунт, восстание, разврат – и по отношению к Кому? К Тому, Кто любит нас и осыпает благами.

И Христос приходит и говорит тебе: «Я превращусь в кровоточащую рану и таким образом излечу твои раны. Я выпью смертную чашу – чашу твоих мук, твоих слез и обид. Отдай Мне все это! Все, что есть в тебе, принеси ко Мне. И тогда ты успокоишься и тебе станет легче».

Очень важно понять, что мы носим все это в себе. И Страстная седмица дает нам эту прекрасную возможность – познать себя, понять, кто мы есть, чтобы потом не пойти и не оскорбить Христа как Того, Кто находится вне нас и далеко от нас.

Чтобы мы не смотрели на Него с жалостью, как мы делаем, проходя по больничному коридору и заглядывая в палаты, где лежат больные, раненые и контуженные. Мы идем и думаем: «Ах, бедняга! Что с ним сделали!»

Здесь – не так. Не кто-то сделал что-то Христу, а мы сделали. И если бы я жил во времена Христа, то и я был бы фарисеем – хорошим внешне и совсем другим внутри.

Именно это порицал Христос. Он порицал не наши пороки, а наше лицемерие. «Я знаю, какие вы на самом деле, – говорил Он. – Внешне вы совершенны, а внутри вас – множество проблем».

Укоряя фарисеев, Христос говорил им:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф.23:27); что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (Мф.23:25). Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:26)».

И в Страстную седмицу Христос говорит каждому из нас: «Подойди ко Мне, дитя Мое. Подойди и отдай Мне то, что тяготит тебя. Ударь Меня. Распни Меня. Но при этом успокойся сам. Утихни, пойми свои ошибки, увидь себя, свои проблемы, страдания и муки. Отдай Мне все, что беспокоит тебя, и позволь Мне освободить тебя от этого».

Самопознание во время Страстных дней – это великое благо. Великое благо – заглянуть в себя, а затем посмотреть на Христа и понять, на что способен человек, если дать ему волю в выражении своих чувств.

Люди поступили с Ним так, как мы не можем даже представить, чтобы поступили с нами.

Перевод Елизаветы Терентьевой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.