Главная Общество Работа

Бизнес-секты и коммерческие культы, или как заработать миллион, не вставая с дивана

В «Мэри Кэй» я попала лет в 14, когда этим занятием увлеклась моя мама. Какая-то девочка приходила к ним на работу, обрабатывала косметически и финансово, так что наш дом регулярно пополнялся новыми тюбиками, баночками и прочей ерундовиной, без которой «жить просто невозможно», потому как «кожа состарится, морщинки появятся, волосы повыпадают» и вообще без «Мэри Кэй» ты не человек, а мумия.

Хочу рассказать о личном и почти личном опыте пребывания в бизнес-сектах. «Послужной список» в данном разделе бизнеса у меня не большой, но и не маленький, по крайней мере, для меня.

Mary Kay

Mary Kay

В «Мэри Кэй» я попала лет в 14, когда этим занятием увлеклась моя мама. Какая-то девочка приходила к ним на работу, обрабатывала косметически и финансово, так что наш дом регулярно пополнялся новыми тюбиками, баночками и прочей ерундовиной, без которой «жить просто невозможно», потому как «кожа состарится, морщинки появятся, волосы повыпадают» и вообще без «Мэри Кэй» ты не человек, а мумия. Мама у меня человек внушаемый, я не перестаю удивляться, насколько же даже церковный человек подвержен влиянию всяких чумаков и кашпировских.

Так вот, период Мэри Кэй длился около двух с половиной лет. Мама ездила на какие-то собрания, брала меня с собой. В основном тетеньки обсуждали там свои личные проблемы (количество любовников, форму ногтей и пр., что маме совершенно не нравилось). Видимо поэтому этот период и не ознаменовался какими-либо чрезвычайными финансовыми потрясениями. Проходила информация о том, что надо что-то делать, чтобы не только себя украшать, но и людей привлекать, но как-то все было слабо и непонятно.

Vision

Самое интересное началось, когда я на четвертом или пятом курсе Православного Университета ухитрилась подхватить гайморит. Я бросилась за советом к подруге, которая любезно послала меня к даме, сообщившей мне, что «она является представителем фирмы, разработавшей уникальную систему оздоровления организма, которя в состоянии разрешить такие глобальные проблемы, как рак, аденома предстательной железы и перхоть», так что мой гайморит — просто раз плюнуть. Речь шла о «Vision International People Group». Быстренько сплавив мне упаковочку Детокса и Пакса (норму на полмесяца ценой 10 или 14 $ каждая), велела звонить ей и сообщать о результатах.

Не знаю почему, мне даже в голову не пришло, что у этой доктор Куин больной ребенок, нет медицинского образования и стремление к финансовому обогащению налицо. Возможно, помешал тот самый гайморит. Он, кстати, действительно прошел, правда не благодаря добавкам, а простым русским травяным каплям (ромашка, зверобой, сушеница). Однако ж эта дама ухитрилась убедить меня, что помогли именно добавки, срочно выдала новую партию, позвонила моей маме и предложила работу в КОМПАНИИ, расписав систему скидок на ПРОДУКТ, пользу от него, а так же невероятные бизнес-перспективы. С этой дамой у мамы бизнес не пошел.

Но «вихри враждебные веют над нами»: у мамы на работе появилась женщина (в прошлом бизнеследи), которая сообщила, что находится «под очень крутым спонсором» в этой компании и предлагает руку помощи в организации бизнеса. Да, это было не очень симпатишно менять «спонсора», однако ж «ежели есть желание, все возможно». Новым спонсором оказалась тридцати-с-хвостиком-летняя дама на Ауди, которая с упоением рассказывала о продукте, своем чеке на 2.000 долларов США (который она так никогда и не продемонстрировала), о перспективах Компании на мировом рынке: к тому времени Vision-у исполнилось 5 лет. Были освоены более тридцати стран мира, подписаны тысячи (чуть ли не миллионы) человек, Ко собиралась устраивать профессиональное будущее детей своих работников (в частности учебу за границей), на что я собственно и купилась.

На первой встрече нас было три человека. Все трое подписались в Ко. Милая дама по имени Лена деловито перешла к вопросу о бизнесе. В тот же день она прочитала внушительную установочную лекцию о том, КАК необходимо обрабатывать «болеющих» людей. Все, что она мило и резво прощебетала нам в течение часа до того, было скурпулезно изложено и записано тезисами вплоть до формулировок:

«Для успешного построения бинеса Вы должны полюбить ПРОДУКТ (только с большой буквы), у Вас должна быть своя история исцеления при помощи ПРОДУКТА, вы должны уметь в любой обстановке говорить о ПРОДУКТЕ, предлагать ПРОДУКТ, при этом Вы не должны испытывать комплексов, что занимаетесь торговлей, это не так. Вы просто распространяете ПРОДУКТ, несущий здоровье, силы и всяческие блага людям. Просто за Ваш труд Вы получаете плату». …

Период начальной обработки пошел «на ура». Лена сообщила, что необходимее необходимого посещать собрания, на которых будут выступать удивительные люди, могущие рассказать о ПРОДУКТЕ невероятные вещи, люди, подписавшие под себя тысячи простых смертных, люди, которым необходимо стремиться подражать, люди, которые сделали себя в этой жизни.

Была я на этих собраниях несколько раз. Не знаю, приходилось ли Вам бывать в религиозной секте, но мой муж, пришедший в храм из иеговистов, говорит, что ситуация один к одному. Сначала — разогревание публики: под ритмичную музыку разминка, покачивание, многократное отвечание «да» хором всем залом (это начальная ступень ввода в транс, когда таким образом заведенная публика входит в единый ритм, она согласна на все и согласится с любой информацией). Затем описание очередного ПРОДУКТА (для новичков), выход на сцену со своей историей.   Поверьте мне, стоявшей на этой сцене, рассказав один раз свою «историю исцеления» в микрофон перед парой сотен людей, вы поверите в нее сами раз и навсегда. После подогрева ПРОДУКТОМ и историями — викторина на бесплатное получение ПРОДУКТА.

В конце встречи – бизнес-момент. Вы подписываете пять (всего лишь человек), которые в свою очередь подписывают еще по пять, а те в свою очередь и так хотя бы пять уровней, каждый из членов которых должен выкупать в месяц продукта на 200 долларов для того, чтобы оставаться активным и получать бонусы с предыдущих уровней (5% от их закупок, 10%, 15% итд.), словом, имея эти пять уровней, можно заработать что-то около восьмисот или тысячи долларов.

И разве ж это плохо?

А если Вы еще и сами будете продавать ПРОДУКТ, то детство потомков Рокфеллера Вашим детям обеспечено.

Со сцены атмосфера всеобщей любви и доброжелательности расточается во все стороны, открыто сообщают: «Мы, конечно, не делаем культа денег, но (!)… Задумайтесь, как Вы сможете жить, когда будете зарабатывать все эти чудесно хрустящие доллары. Посмотрите в наших журналах, как отдыхает наша «Бриллиантовая команда» в Турции, Испании, Греции, Египте. Встречи по бизнесу в высших кругах проходят в шикарных отелях, последняя была в «Балчуге». Один из членов «Бр.К.» как раз вспоминал, что пять лет назад он торговал здесь пепси-колой, а теперь может свысока смотреть на швейцара, открывшего ему дверь, что раньше ему негде было жить, а теперь он спокойно отдает 500 долларов за ночь в отеле. Другая наша удивительная, прекрасная, бриллиантовая женщина говорит о нашем бизнесе, что он — только для избранных, и, когда ее спрашивают, если все так замечательно в Вашем бизнесе, то почему бы всем не заниматься только им, она отвечает: должен же кто-то открывать дверь моему сыну, когда он выходит из собственного лимузина».

Так что, господа, культ денег и материальных ценностей, как Вы могли убедиться, здесь отсутствует напрочь, только лишь забота о благе человечества, отдыха на курортах мира и в лучших отелях. Правда, человечество здесь ограничивается даже не «золотым миллиардом», а весьма ограниченной «Бриллиантовой командой», в которую Вы МОЖЕТЕ попасть, если захотите, если подпишете под себя n-ное кол-во человек итп.
Это то, что касается идеологии.

Финансы

Как уже говорилось: в месяц надо выкупать ПРОДУКТА на 200 долларов, если выкупишь «бустер» (объем ПРОДУКТА на 500 баксов), попадешь на встречу с «удивительным, продвинутым, образованным, подкованным в бизнесе, гениальным распространителем продукта …. Васей Ивановым!!!!!! Как, неужели Вы еще не купили «бустер»? Да Вы же сами себе враг, враг человечества и огорчаете нас чрезмерно (мысли, вроде: ну давай же, выкупай, мне ж проценты капают, а я так хочу норковую шубку, а то у меня под цвет сумочки сиреневой не хватает — естественно, такие мысли в голове у спонсоров не возникают, они заботятся о благе человечества, которое возможно только с ПРОДУКТОМ).

Последняя капля

Эта тема бесконечна. Расскажу о том, что было последней каплей. В этой компании существует праздник по имени «Миллениум», который проводится в августе. На три дня снимают с/к «Олимпийский», куда собирают кучу народу. Каждый билет обходится примерно в   1500 руб. Не быть на «Миллениуме», не привести туда с собой (за свой , разумеется, счет) нового человека — моральное преступление и отсутствие заботы о благе человечества. Обычно там выступают «самые-самые-самые -……-самые» все о том же. Я там была. Методы те же. Разминка, рассказы, эмоции и выступление ПРЕЗИДЕНТА фирмы г-на Буряка. Кстати, там очень распространено выражение: слава Буряку! (не подумайте о чем плохом, речь идет о найденном Буряком ПРОДУКТЕ, который ….)

Так вот, выходит на сцену мужчина в расцвете сил, чернявый-кучерявый в френче а-ля семинарист четвертого класса и под музыку, вроде К.Орффа из пролога к «Кармина Бурана», вещает о том, как он однажды вышел на дорогу, увидел камень с надписью …..

В общем, когда мы вышли, не досидев до антракта, мама у меня спросила, что я думаю обо всем этом. Вы будете смеяться, но у меня сложилось четкое впечатление, что по сцене передо мной разгуливал демон собственной персоной. Кроме всякого рода негативных впечатлений, оказалось, что во время его речи у троих из четверых нас, бывших в с/к, возникли мысли о самоубийстве (мы сидели на третьем ярусе. Это очень высоко). Это была последняя капля в моей чаше терпения. Мало того, что нам в открытую сообщали, что верхние спонсоры работают с психоаналитиками и парапсихологами, помогающими им в бизнесе, так еще и черти на сцене — это выше моих сил. Просто булгаковщина какая-то, которую никто не хочет замечать. Это сборище одержимых. Это НАТУРАЛЬНАЯ секта!

Обработка здесь закручена лихо и действует долго, мама еще несколько раз пыталась находить оправдания компании, пыталась привлечь меня к активному бизнесу, мотивируя это тем, что моему мужу (он — священник) надо восстанавливать храм, а где брать деньги итд. итп. В общем, слава Богу, все закончилось. Однажды мама уговорила-таки супруга моего съездить на такой капустник в надежде, что он поймет суть этого бизнеса. Тогда он и сказал ей, что это — натурально сектантские методы действия, что у всех скачущих по сцене теток и дядек — только доллары зеленые в глазах.

Однако же через полгода объявилась еще одна мамина подруга из » Тянь-Ши «. На деньги, потраченные в Vision, можно было купить, наверное, Ауди А8 в Московском Ауди-Центре, не сомневаюсь, что кто-то именно так и поступил.

Не буду описывать перипетий Тянь-Ши. Я была резко против, возмущалась против очередных бизнес сборищ (компания была другая, а методы действия те же) В конце концов я продемонстрировала маме главу из «Сектоведения» Дворкина о бизнес-сектах.

Слава Богу, на сегодняшний день для меня эта эпопея закончена раз и навсегда, надеюсь, что и для всей моей семьи.

Пару месяцев назад я встретила в метро (!) женщину, бывшую спонсором маминого первого спонсора, которая меня узнала и приглашала на собрания в Vision. Услышав мой отказ, она вздохнула: ой, как зря!… Ведь столько нового удивительного ПРОДУКТА у нас появилось, ведь надо думать о здоровье….

Никакое здоровье, никакая красота, а уж тем более благосостояние не может основываться на трупах членов нижних уровней, с которыми не церемонятся, а, как и в любой секте, выкидывают, когда они оказываются неплатежеспособными.

Когда я вижу, что люди трезвомыслящие, и тем более воцерковленные, медленно заносят ногу над этой ловушкой, я не могу не вопить изо всех сил: не делай этого!
Потому прошу: пожалуйста, не верьте в то, что в пирамидах можно заработать деньги, не верьте, это вранье, специально сляпанное и обильно политое шоколадом. Бесплатный сыр бывает ТОЛЬКО в мышеловке.

Это время украденное у себя, у семьи, у друзей, у своего Спасения.


Александр Леонидович Дворкин

Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования

Коммерческие культы
Каждая из сект, о которых мы будем говорить, представляет определенного рода синтез, у них всегда (за редким исключением) достаточно сложное, неоднозначное происхождение. Этот эклектический религиозный постмодернизм и есть плод того ложного синтеза, который начался в послевоенное время. Синтез искусственный, ранее никогда не существовавший и в конце концов убивающий настоящие религиозные чувства. Очень сложный вопрос: можно ли вообще такие секты называть религией? Слово религия происходит от латинского слова religare, что значит «восстанавливать связь», то есть связь с Богом, но в сектах связь происходит всегда с лидером, с главарем секты, который фактически становится на место Бога, а для своих последователей фактически и есть Бог. Иногда в сектах об этом говорится прямо, иной раз косвенно — лидер объявляется «посланником Бога», «величайшим пророком», «мессией» и т.п. в зависимости от контекста, в котором существует учение секты. Но почти всегда лидер в глазах своих адептов фактически воспринимает на себя божественные функции и становится объектом божественного почитания. А кроме того, необходимо помнить и о коммерческой подоплеке, присутствующей практически в каждой тоталитарной секте.

Но есть секты, в которых нет собственно религиозного учения, учения о Боге. Даже пользуясь понятием религии в самом широком смысле, в новом определении, сформулированном диаконом Андреем Кураевым, определившим религию как попытку преодоления смерти и установления связи с духовным миром, — даже в этом смысле ряд сект мы не сможем назвать религией. В них есть лишь культ благополучия и богатства и громкие, навязчивые обещания успеха, которые принесет вступление в организацию, компанию, клуб. Такие секты религиоведы называют коммерческими (или индустриальными) культами. Типичные примеры подобных сект — «Гербалайф», «Эм-Уэй» («Am-way»), «Ипсум» («Ipsum») Фабриса Керерве и другие подобные им организации, функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга».

Один из признаков пирамид — это то, что людям обещается прибыль не только (и не столько) от торговли, сколько от вербовки в организацию новых людей. Каждому члену обещается процент от всех продаж, совершенных теми, кого они приведут в организацию. И характерно, что одно из первых заданий, которое дается желающим поступить в коммерческий культ, — это составить список (с адресами и телефонами) всех знакомых, которых они могли бы попытаться привести в «фирму».

Итак, религиозного учения у таких сект, как правило, нет [1], но методы их деятельности и контролирования сознания своих членов — совершенно сектантские. Чтобы не быть голословным, расскажу о своих впечатлениях о посещении собрания «Гербалайфа» в арендованном ими зале. Придя туда, вначале слышишь оглушительную музыку. Все приплясывают, подпрыгивают в такт, вместе скандируют. Психологи отмечают, что такая подготовка (разогрев) делает человека гораздо более внушаемым.

В какой-то момент музыка резко смолкает, на сцену выходит человек и начинает говорить. Он говорит русскими словами, но совершенно не по-русски — с английскими интонациями и английским синтаксисом. И все «гербалайфовцы» на том собрании, выходя на сцену, говорили именно так, совершенно одинаково. При этом, как оказалось, никто из них не умел говорить по-английски. Говорили примерно следующее: «Здравствуйте, мы очень рады приветствовать вас тут, здесь. Как хорошо, что вы пришли, мы очень рады, что вы тут, здесь сегодня. Первый раз в жизни вы сделали правильный выбор! Мы поздравляем вас, что вы его сделали, показали мудрость и пришли к нам сюда. Это прекрасно, это потрясающе! Это ваш первый шаг на пути к успеху, здоровью и процветанию. Еще раз поздравляю вас!»

Дальше начинается пересказ «Хороших новостей», или «Евангелия от Гербалайф»: об американце Марке Хьюзе, мать которого была голливудской актрисой. Ей нужно было похудеть на 20 килограммов, и она потеряла эти 20 килограммов, сыграла свою роль, получила «Оскара», но потом умерла, потому что диета была не та. И Марк Хьюз, благородный человек, поклялся, что найдет средство, чтобы все могли худеть и не умирать. Он отправился в Гималаи, общался там с мудрецами и нашел некий продукт, который дает человеку силы, бодрость, здоровье — сразу все на свете. Вернувшись домой, он обнаружил там свою единственную бабушку при смерти: старушка едва могла открывать рот. Хьюз насыпал ей в рот немного своего средства, и на следующий день бабушка уже плясала польку и торговала этим средством по всему Лос-Анджелесу.

«И вот, наконец, я рад, что вы уже приобщились к нашей избранной группе, несущей миру такое чудодейственное средство. Пусть встанут и подойдут ко мне те, кто может рассказать о происшедших с ними чудесных, восхитительных, потрясающих переменах».

И тут на сцену начинают один за другим выходить люди. Это очень похоже на то, как выступают люди на сектантских харизматическо-евангелических сборищах: я был таким страшным грешником, но теперь я святой. Выступления гербалайфовцев строились приблизительно так: «У меня был туберкулез (или язва, или половина печени отрезана), гайморит, радикулит и инфаркт миокарда, а сейчас я начал принимать Продукт, принимаю его три недели — и посмотрите, какой я! Я уже абсолютно здоров! Кроме того, я стал в три раза умнее и энергичнее прежнего! Наконец-то у меня началась абсолютно новая жизнь! И все это благодаря Продукту!» Человек говорит все громче, подпрыгивает, приплясывает, а один из них даже завопил, воздымая руки кверху: «Спасибо тебе. Продукт! Ты изменил мою жизнь. Это здорово! Это великолепно! Это потрясающе!»

Все признаки секты здесь присутствуют: замкнутый круг, собственный язык (сектантский жаргон), отрыв от всего внешнего мира, черно-белое восприятие действительности, чувство избранности и элитизм, чувство некоего спасительного знания, чувство миссии, которую они несут миру. У гербалайфовцев даже есть лозунг: «Our mission is nutrition!» («Наша миссия — питание!»). Для таких организаций характерно и изменение системы ценностей, когда признаются только ценности внутригрупповые.

Все эти методы объясняются очень просто: «Гербалайф» — коммерческая организация, построенная по типу пирамиды, в которой богатеет только самая верхушка — весьма ограниченное число людей. Как привлекать и держать остальных? Есть некий препарат, при помощи которого человек то ли похудеет, то ли нет. Его содержания мы не знаем. Можно предположить, что, как и во многих подобных средствах, в нем содержится ряд амфетаминов, далеко не безвредных субстанций, убыстряющих обмен веществ (и могущих вызывать привыкание). Человек купил гербалайфовские препараты, похудел или наоборот — не похудел. А дальше что? Дальше он может узнать, что продукт, оказывающий по меньшей мере такой же эффект, но произведенный лицензированной фирмой, продается в магазине и стоит подешевле «Гербалайфа».

Но фирма, предвидя этот этап, предупреждает, что помимо похудения и улучшения здоровья, человек может стать сказочно богатым, если будет распространять «Гербалайф». Он будет зарабатывать, сам торгуя «продуктом», но — главное — он будет получать процент от каждой продажи, совершенной завербованными им новыми «дистрибьюторами» (распространителями) «Гербалайфа». Так, потенциальные клиенты покупаются на пирамидальную приманку.

Человек покупает «продукт», поначалу продает его всем своим знакомым и родственникам (потому что его нужно покупать за свои деньги, а потом уже перепродавать), ну а потом? Вся квартира завалена гербалайфом — куда его девать?

И тут включается третий элемент: ладно, вы не похудели и не разбогатели, но зато вы член замечательной организации избранных, которая несет миру просвещение и освобождение. То есть вместо здоровья и богатства подсовывается идеология. Более того, уверяют вас, разбогатеть вы можете, только если искренне верите в уникальность фирмы и чудодейственность продукта. Тогда у вас все получится. Вот видите, как все замечательно получается у вашего коллеги? Если пока не выходит у вас, так это вы сами виноваты. Вложите больше веры, больше денег, больше труда в распространение продукта — и тогда ваши усилия будут вознаграждены. Но отдать нужно всего себя без остатка. Ведь вначале вам удавалось хорошо распространять продукт и зарабатывать? — Это потому, что у вас была мотивация, а сейчас вы ее утратили. Предлагаем вам записаться на курсы (семинары) по повышению мотивации. Конечно, за курсы вам придется немного заплатить, но зато вы вскоре начнете зарабатывать так много, что все ваши затраты окупятся с лихвой. Ведь вы уже так близки к богатству и процветанию… Неужели, уже практически держа птицу счастья в своих руках, вы ее отпустите?

Приблизительно так учат «Дистрибьюторов» продуктов, распространяемых коммерческими культами. Посещение этих курсов или семинаров несколько раз в неделю — одно из необходимых условий членства в секте. При помощи таких семинаров коммерческим культам удается контролировать сознание своих членов, и выходит, что если вначале человек покупает «продукт» с идеологической нагрузкой, то в конце концов он уже платит деньги за идеологию в чистом виде. В этом смысле наинагляднейшим примером коммерческого культа является сайентология, никогда ничем кроме идеологической нагрузки не торговавшая.

И, наконец, нужно помнить о существовании такого общечеловеческого свойства: чем больше люди вложили куда-то материальных средств, сил и здоровья, тем труднее им оттуда уйти. Так было, например, с МММ, с Мавроди, который всех жестоко обманул и облапошил, а потом его выбрали депутатом. Трудно признаться человеку, что он совершил глупость. Все, что он вложил в организацию, держит его в ней.

Или, например, так было, когда основатель адвентизма американец Уильям Миллер объявил, что в 1844 г. произойдет второе пришествие Христа и конец света, и многие люди поверили ему. Они перестали пахать, сеять и в указанный день собрались в белых одеждах на горе в указанном месте. После бессонной ночи все увидели, что пришествия Христа не случилось, конца света не произошло. Казалось бы, все: конец адвентизму. Ничего подобного: несколько человек отошло, а оставшиеся стали придумывать объяснения, почему столь несомненно и абсолютно истинное пророчество не сбылось. Объяснение вскоре было найдено (было бы желание), и вера последователей Миллера лишь укрепилась [2].

И в этом случае мы видим тот же самый феномен: слишком много было вложено, трудно отказаться. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

В завершение этой истории стоит добавить, что в 2000 г. глава многомиллиардной империи «Гербалайф» Марк Хьюз скоропостижно скончался в цветущем возрасте 44-х лет. Его тело было найдено в принадлежащем ему роскошном калифорнийском особняке. Вскрытие показало, что смерть наступила от слишком большой дозы снотворного и алкоголя, которым основатель коммерческого культа злоупотреблял. Чудо-продукт «Гербалайф» не помог своему изобретателю…

      1. Парадоксальным образом в них религия заменена верой, и именно здесь выявляется расхождение этих понятий, обычно отождествляемых.

2. Об адвентизме см. С. 167.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.