Главная Человек Спорт

«Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!». Спорт в жизни христианина. Часть 1.

Возьмем Вспоминается праведная жизнь и мученическая кончина Оптинского иеромонаха Василия, в миру Игоря Рослякова. Будучи ватерполистом, он входил в состав сборной Союза по водному поло, был мастером спорта международного класса, учился в Московском университете.

Читайте также:

К победе с молитвой

Победа нас ждет, Россия вперед!

Силач-богослов

Протоиерей Владимир Силовьев: «То, что наша команда дошла до полуфинала – настоящая радость «

Спортивному воспитанию с самого раннего детства уделяют много внимания. С возрастом у одних физкультуре и спорту в жизни остается все меньше времени, другие же связывают со спортом всю жизнь.

Нередко, приходя к православной вере, человек отказывается от занятий всеми видами спорта, считая, что все, не связанное с молитвой и богослужением не составляет пользы для души. Напротив, во многих семинариях и православных учебных заведениях сегодня открываются фитнес-залы, немало времени отводится для физической подготовки будущих пастырей, ведь многочасовое стояние на службах можно вынести только имея крепкие сильные ноги.

О месте спорта в жизни православного человека мы беседуем с клириком храма Христа Спасителя города Москвы, тренером по водному поло, священником Андреем Овчинниковым.


От спорта к служению Богу

   — Отец Андрей, Вы в свое время окончили институт физкультуры?

   — Да. По-моему, сейчас он называется Академией физкультуры и спорта, а в советское время именовался Государственным Центральным Ордена Ленина Институтом Физической Культуры. Это был центральный вуз в стране, который давал высшее спортивное образование и готовил преподавателей и тренеров в области физкультуры, спорта и массового туризма. Моя специальность – тренер-преподаватель по водному поло. Спортом я занимался около 15 лет, сначала плаванием, затем – водным поло.

После окончания учебы в институте физкультуры, я стал интересоваться православием и сознательно воцерковляться. В   Ясенево,   где я проживал, через дорогу от нашего дома находилась первая тогда в Москве православная гимназия. Там как раз требовался учитель физкультуры, а я только-только получил диплом. Нужно сказать, что для меня это было очень знаменательно. Ведь, недавно приняв Таинство Крещения, я мечтал после института совместить тренерскую или преподавательскую работу с православным направлением. Поэтому я с большим интересом проработал учебный год учителем физкультуры в православной гимназии. В 1993 г . я поступил в Московскую Духовную Семинарию, потом – в Духовную Академию, где учился до 2000г. После окончания учебы совершаю свое служение в храме Христа Спасителя.

   — А Ваша спортивная деятельность повлияла каким-либо образом на   решение стать священником или, наоборот, мешала долгое время совершить этот шаг?

   — Я думаю, это разные сферы деятельности и жизневосприятия. Что касается прихода в Церковь, то связи с занятием спортом здесь никакой нет. Если же говорить о помощи, то я ее ощущаю. Во-первых, спорт укрепил мое здоровье, которое очень нужно священнослужителю, тем более града Москвы. Во-вторых, я выработал ряд таких качеств, как послушание, отвержение своей воли, работа через «не хочу» или через «не могу». В спорте это практикуется очень сильно и активно. Но сказать, что между профессиональным занятием спортом и служением в Церкви существует естественная связь, я не могу.

   — Батюшка, часто в Интернете и прессе появляется информация о том, что такой-то священник — мастер спорта. Можно ли увидеть некую закономерность в том, что бывшие спортсмены тянутся к Богу или так сложились обстоятельства?

   — Мне кажется, что это второй случай. Господь призвал этого человека, а каким он был до воцерковления: спортсменом, музыкантом, политиком, бизнесменом — это не имеет никакого значения. Господь приводит людей Своим путем, который часто для человека непостижим. Я считаю, что священнику не нужно слишком много   рассказывать о своем прошлом — кем он был до прихода в Церковь, ведь главное дело пастыря – это спасение душ человеческих, проповедь Евангелия, духовное руководство. А что касается занятий, то, повторюсь, если какие-то элементы из жизни до воцерковления помогают служить – это благо. Если что-то тянет обратно и заставляет отходить от уже новых ориентиров, духовных, то это нужно воспринимать как какое-то искушение.


В здоровом теле – здоровый дух


   — В советское время очень популярным был лозунг «В здоровом теле – здоровый дух». Каково Ваше мнение об этом крылатом выражении?

   — Хотелось бы произнести полностью, ведь оборвано первое слово этого лозунга: «Молись, чтобы в здоровом теле был здоровый дух!»(), это будет точнее. А там — как Бог даст. Здоровое тело не признается величайшим благом   в христианстве. Мы знаем множество примеров святых, подвижников, праведников, которые не имели здорового тела, но у них был здоровый дух, и они достигали высокой духовной жизни.

   —   Сегодня во многих приходах организуют спортивные секции для детей и молодёжи. По Вашему мнению, какие виды спорта лучше всего подходят для этого, ведь иногда занятия проводятся при храме?

   — Надо сказать, что организация спортивных секций при храме – это не прямая деятельность приходской общины. Хорошо, если при храме есть воскресная школа со своим отдельным помещением, педагогами, может быть, спортивным залом. Хорошо, когда эта деятельность отличается от сугубо приходского служения. Нельзя ставить вопрос так, что батюшка должен в рясе или без нее играть в футбол вместе со своими юными прихожанами, а диакон организовывать туристический поход. Все-таки священник совершает высшее служение на земле. А приход, как некое единение людей, может использовать разные формы работы: различные творчества, секции или кружки. Ведь молодежь наша часто лишена внимания, дети слоняются по улицам без взрослых, да и без дела.

Простой пример. Вы приходите на детскую площадку и видите, что занятия и игры детишек не организованы.   Детки между собой могут шалить, ругаться и даже какие-то потасовки устраивать. Стоит прийти одному взрослому человеку, взять в руки мяч и начать играть в вышибалы, вся детвора тут же сплотится вокруг него и порядок на площадке обеспечен. В роли такого взрослого я иногда выступаю, гуляя с детьми.

    Без организации детского досуга никак не обойтись. Такая задача должна быть поставлена перед православными педагогами, которые вполне могут быть на приходе нужными помощниками настоятеля. Что касается спорта, я думаю, надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. На мой взгляд оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, гандбол… Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… «Игровики» этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт и велоспорт… Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

   Говоря о спорте, следует сказать, что сегодня есть много мест, где может быть востребована помощь молодых. Многие наши прихожане посещают заведения социальной помощи, где нужно сажать деревья, убирать территорию, выносить мусор, где требуется мужская работа. И вот тут бы приложить свои силы. А спорт, как известно, не создает никаких ценностей; это просто занятие, когда человек свою энергию растрачивает на физические упражнения. Апостол Павел в одном из посланий говорил, что упражнения телесные мало полезны, а благочестие на все полезно (Послание Апостола Павла 1 Тим. IV , 8 – прим. ред.). Если человек не достиг еще какого-то духовного состояния, то, наверное, спортивные занятия ему необходимы. Нужно четко разделять, чтó есть физкультура, а чтó есть спорт. Спорт начинается там, где уже не идет речь о сохранении здоровья. Физкультура оздоравливает, а в спорте, тем более — современном, профессиональном (а это уже определенный уклад и стиль жизни) здоровье разрушается.


Спорт как профессия


   — По Вашему мнению, профессиональный спортсмен, зарабатывающий себе и семье на жизнь спортом, может ли быть хорошим христианином, ведь больше всего он думает о телесном, а не о духовном?  

     — На этот вопрос нужно ответить с учетом духовного возраста человека, В один ряд со спортом можно поставить занятия музыкой, бизнесом или политикой… Совместимо ли все это с духовной жизнью? Эти виды деятельности человека очень сильно захватывают. Если мы посмотрим на опыт древних христианских подвижников, то увидим, что они, в основном, занимались теми занятиями, которые не мешали вести духовную жизнь. А спорт, который есть занятие для тела, очень сильно возбуждает страсти. К сожалению, современный человек, оторванный от Церкви, большую часть своей жизни служит своей плоти, низшей части нашего естества, вышедшей из-под власти души, Поэтому я, с большой натяжкой, говорю о совместимости профессионального спорта и христианской жизни.  

   — У профессиональных спортсменов выходных почти нет: по одной или по две тренировки в день шесть дней в неделю. Зачастую у них нет возможности часто посещать храмы. Что бы Вы порекомендовали христианам в таком случае?

   — В таком случае я бы порекомендовал быть искренними перед самим собой. Если благодать Божья коснется человеческого сердца, то человек осознает тленность и ненужность занятия спортом. Возьмем Вспоминается праведная жизнь и мученическая кончина Оптинского иеромонаха Василия, в миру Игоря Рослякова. Будучи ватерполистом, он входил в состав сборной Союза по водному поло, был мастером спорта международного класса, учился в Московском университете. Перед ним открывалась перспектива и карьеры, и учебы. Но, будучи уже на вершине земной славы, он оставляет все и уходит в Оптину Пустынь, становится монахом, и на Пасху в 1993 г. мученически погибает от руки убийцы. Вот очень яркий пример, когда подающий надежду спортсмен, поняв, что это все скоропреходящее, тленное, сделал свой выбор — служение Богу. В состоянии, когда человек не готов еще сделать какой-то серьезный шаг, чтоб поменять свою жизнь, он должен молиться Богу, чтобы Он хоть как-то направил его жизнь. Повторю, что в профессиональном спорте зачастую очень трудно совместить Евангельские заповеди с теми требованиями, которые предъявляются к самому спортсмену. Скажем, победить любой ценой. Эта цель не всегда оправдывает средства. Не по-христиански будет, если мы, идя к этой цели, переступим через какую-то запретную черту.

   — Многие православные молятся перед состязанием о победе, некоторые даже осеняют себя крестным знамением, но редко кто добавляет: «Господи, да будет воля Твоя». По-христиански ли это?

   — Я не очень поддерживаю, когда молитву переносят исключительно в сферу материального существования человека. В Евангелии нам заповедано, прежде всего, искать Царствия Небесного, а все остальное приложится. Мне кажется, не нужно соединять молитву с участием в спортивных состязаниях.

   — В профессиональных командах всегда чётко следят за тем, что едят спортсмены, особенно перед состязаниями и на выездах. Как вести себя православному спортсмену во время поста?

   — Если сводить пост только лишь к диете, к не вкушению скоромных продуктов, то он будет мало плодотворен. Пост – это более широкое понятие, включающее в себя исполнение многих христианских добродетелей.

   — Многие профессиональные спортсмены считают, что именно Господь помогает им достигать результатов. Они искренне верят в это и, действительно, становятся выдающимися спортсменами. Если вера помогает человеку расти в этом направлении, то может ли спорт, в свою очередь, повлиять благотворно на духовный рост человека?

   — Нет, не может. Дело в том, что спорт – это исключительно занятие в земной плоскости, где для раскрытия духовных сил требуются совершенно иные условия. Поэтому я бы не хотел смешивать понятия духовные и чисто телесные. Есть у нас спорт как явление социальное, а физическая культура — это часть культуры общечеловеческой. Если спорт вошел в нашу жизнь — социальную и общественную, пусть он существует. Но освящать его молитвой, благословением Церкви необходимости никакой нет. И, если он не несет прямого зла и не связан с нарушением заповедей Божиих, то, наверное, к нему все же нужно относиться по принципу «лучше заниматься спортом, чем грешить».


Окончание следует

Читайте также:

К победе с молитвой

Победа нас ждет, Россия вперед!

Силач-богослов

Протоиерей Владимир Силовьев: «То, что наша команда дошла до полуфинала – настоящая радость «

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.