* 1
Слово аскезис (греч. Ґskhsij), от которого произведено общеупотребительное теперь слово аскетизм, происходит от глагола Ґskљw со значением ‘искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться’.

В первоначальном значении оно означало у греков физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное, занятие наукой, и особенно нравственную дисциплину.

Таким образом, в классическом словоупотреблении Ґskhsij имело смысл и более широкий, и более узкий, обнимало и чувственную, и духовную сферу, но во всяком случае оттеняло напряжение, усилие, труд для осуществления какой-либо цели.

С этой точки зрения греческий философ Филон разъясняет различие добродетели “аскетической” иприродной. По учению этого философа, добродетель природная достается человеку без всяких трудов как дар Божий, а добродетель аскетическая приобретается с большими усилиями, аскезисом. Аскет повременам колеблется в добре, возвращается ко злу, и потому его нельзя причислить к совершенным, а только к совершенствующимся. Впрочем, и аскезис может, наконец, привести к такой же совершенной добродетели, какая дается природою.

От греческих писателей слово аскетизм перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии.

Аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии, естественно, сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем.

Уже первобытной религии — райской был свойствен аскетизм. Заповедь, данная Богом Адаму и Еве: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт 2:17), представляла узаконение поста и воздержания. Но исключительностью райской религии обусловилась и исключительность смысла райского аскетизма. Райская религия была совершенно святым союзом человека с Богом, поэтому райский аскетизм был лишь одним утверждением человека в святости путем исполнения воли Божией. Там не было страстей, следовательно, не могло быть и отрицания их.

После грехопадения наших прародителей аскетизм принял в роде человеческом “печать борьбы, то есть отрицания страстей и утверждения в добре”.

Подвигоположником новозаветного аскетизма считается Сам Господь наш Иисус Христос, Который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость труда самосовершенствования для достижения Царства Божия.

Господь Иисус Христос и Его Апостолы благословили, или освятили аскетизм, дав ему при этом свое обоснование и особый отпечаток. Проповедь Христа и Его Апостолов свидетельствовала о том, что христианская жизнь есть постоянное нравственное совершенствование (Флп 3:12–15), что это совершенствование может осуществляться путем постничества, девства или нестяжательности (см. Мф 19:11–12,21; Мк 10:21; Лк 2:37; 1 Кор 7:8,25–28,32–34; Откр 14:1–4).

Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием воли, то аналогия борцов и атлетов с их аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам является необходимость мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути ко спасению. “Не знаете ли, — говорит святой апостол Павел, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным” (1 Кор 9:24–27). Здесь Апостол, по мысли профессора С. М. Зарина, имеет в виду двоякое понимание аскетизма, а именно: в телесном, или физическом, и в духовном, или нравственном смысле.

Первыми христианскими аскетами были ученики Спасителя — святые Апостолы и их ближайшие преемники. Пример Христа и Апостолов, Приснодевство Богоматери составили евангельскую основу аскетизма.

Если в раскрытии учения Священного Писания об аскетизме важное значение имела указанная аналогия атлетов, то на изображении аскетизма, которое мы находим в патрологической литературе, заметно и несомненно отразились некоторые черты философского воззрения по данному вопросу.

В святоотеческой литературе термин Ґskhsij получает уже значение исключительно нравственное и преобладающее по сравнению с другими синонимическими терминами.

”Askhsij у святых Отцов употребляется в двояком значении: в общем смысле — “трудиться, упражняться”. В частности, именем Ґskhsij называется упражнение в добродетели. Другими словами, под аскетизмом разумеются различные способы приобретения праведности, благочестия.

Аскетизм имеет своей прямой и ближайшей целью приспособить естественные силы и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их органом, послушным и удобным орудием для достижения и осуществления в человеческой личности вечной жизни.

Отсюда христианское подвижничество вообще, как известного рода борьба и усилия, понимается в смысле средства, или пути к получению Царства Небесного. По определению преподобного Иоанна Кассиана, подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей — достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое.

Так как монашество исторически заявило себя выразителем и представителем строгой подвижнической жизни, то в обычном понимании и словоупотреблении понятия монашество, подвижничество, аскетизм сделались постепенно синонимическими.

Своего широкого развития в жизни и литературе аскетизм достиг в IV–VI веках. При сохранении основного Евангельского учения об аскетизме отцы-подвижники этого периода раскрыли понятие об этом предмете со всех возможных сторон. Их работа сделалась достоянием Русской Православной Церкви, где вплоть до наших дней аскетизм составляет душу монашества.

Аскетизм как средство к достижению навыка в добре — в христианском понимании — свойствен не только монахам, он должен быть правилом жизни для всякого христианина, возжелавшего спасения.

Аскетический подвиг необходим всегда и всем — мирянам и монахам. Отсюда термин ўskht»j прилагается и к подвижнику, живущему в мире, упражняющемуся в деятельной добродетели.

Под аскетизмом в прямом и собственном смысле следует разуметь вообще планомерное употребление, сознательное применение целесообразных средств для приобретения христианской добродетели, для достижения религиозно-нравственного совершенства.

Православие, признавая совершенство общехристианским требованием, считает и аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемой в различных формах — в монашестве и общественно-деятельной жизни. Многие последователи Христа во все времена стремились к нравственному совершенству путем аскетизма.

Библиография

Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. Т. I. Основоположительный. Кн. 2. Опыт систематического раскрытия вопроса. СПб., 1907 (Репринт — М., 1996).
Пономарев П. П., магистр богословия, доцент Казанской духовной академии. Аскетизм // Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь. Т. 2 / Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина. СПб., 1901. — С. 53–75.
Кожевников В. А. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. СПб., 1910.
Пономарев П. П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей — аскетов IV века. Казань, 1899.
Иеромонах Феодор. Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Казань, 1902.

Примечания

  1. © Подготовка текста. “Альфа и Омега”, 1999
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: