Ассоциация преподобного Силуана Афонского

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 5, 1995
Ассоциация преподобного Силуана Афонского

Ассоциация преподобного Силуана Афонского была создана в июле 1993 г. по благословению схиархимандрита Софрония (Сахарова). Она объединяет людей из более чем десяти стран. Секретариат Ассоциации находится в Швейцарии.

Преподобный Силуан Афонский (*1866—1938) родился в России в крестьянской семье. В 1892 г. пришел на Афон. Строгий и пламенный подвижник, он не только сподобился благодати лицезреть Христа, но стал тем, кто в наше время получил слово, ведущее ко спасению: Держи ум твой во аде и не отчаивайся. Имея совершенное смирение, он молился и плакал о всем мире как о самом себе. Человек “образа Божия”, он говорил, что высшая степень любви к ближнему — это любовь к врагам. Святого Силуана называют монахом, наиболее соответствующим XX веку. Он был канонизирован Константинопольским Патриархатом в 1988 г.

Схиархимандрит Софроний (*1896—1993), ученик преп. Силуана, родился в России, прибыл на Афон в 1925 г. Принял постриг, много лет жил монахом-отшельником, потом был духовником нескольких монастырей. В 1947 г. он поселяется во Франции и публикует книгу “Старец Силуан, монах Святой Горы”, ставшую классикой православной литературы. Обстоятельства не позволяли о. Софронию вернуться на Афон, и в 1959 г. он уехал в Англию, где основал монастырь Иоанна Предтечи. Вскоре он опубликовал книгу “Видеть Бога как Он есть”.

Мир узнал о духовном подвиге старца Силуана из книги его ученика схиархимандрита Софрония (Сахарова). Два этих имени неотделимы друг от друга. Подлинные речения преп. Силуана, которые приводит в книге о. Софроний, называют Добротолюбием XX века. Языком, доступным нашим современникам, старец говорит о глубинах христианского опыта, о тайне подвига, — говорит так, как об этом говорили отцы Добротолюбия.

Господь дал о. Софронию при жизни увидеть прославление его старца. Именно в Иоанно-Предтеченском монастыре в 1988 г. был построен первый храм во имя преподобного Силуана, разработана иконография и составлены тексты службы Преподобному. За монастырской трапезой читаются поучения преп. Силуана; в обители не умолкает молитва к нему.

“Единый святой — есть явление чрезвычайно драгоценное для всего человечества. Святые фактом своего бытия, хотя бы и неизвестного миру, но известного Богу, низводят на землю, на все человечество, великое благословение Божие”. Это — слова из книги “Преподобный Силуан Афонский”. Перед смертью о. Софроний говорил: “Я хочу, чтобы слово святого Силуана стало известно всему миру”. А за день до своей кончины в июле 1993 г. старец благословил своего сподвижника схиархимандрита Симеона и еще несколько человек на создание Ассоциации преподобного Силуана Афонского.

Каждой эпохе Бог дает тех святых, в которых она нуждается. О. Софроний считал, что именно преподобному Силуану есть что сказать человеку конца XX столетия. Сейчас как никогда Церковь и мир нуждаются в опыте познания Бога, основанном не на книжной эрудиции, а на непосредственном проявлении действия Святого Духа. Опыт преподобного Силуана, десятилетиями плакавшего “до великих слез” о том, чтобы мир “познал Бога Духом Святым”, особенно важен[1].

Цель Ассоциации — осмысление свидетельства преп. Силуана Афонского и схиархим. Софрония. Членом Ассоциации может быть любой христианин, которому дорого это свидетельство. Объединяющая людей из разных стран, Ассоциация имеет единый духовный центр. Это Иоанно-Предтеченский монастырь в Англии, в графстве Эссекс. Секретариат Ассоциации находится в Швейцарии. Пока существуют две формы деятельности: организация ежегодных встреч (одна из них прошла в октябре 1994 г. в Швейцарии) и публикация бюллетеня Ассоциации. В задачи Ассоциации входит также распространение, публикации, переводы работ о. Софрония. Мы приводим заметку об о. Софронии, опубликованную в Бюллетене № 1 за 1994 г.[2].

СМЕХ СТАРЦА[3]

11 июля 1993 г. от нас ушел человек, который был одной из наиболее значительных фигур в духовной жизни современной Православной Церкви. В возрасте 96 лет отошел в вечность архимандрит Софроний, ученик святого Силуана и духовник монастыря Св. Иоанна Предтечи в Молдоне (Великобритания). Этому событию уделили внимание различные средства массовой информации, включая “Таймс”. “Франс Кюльтюр” за 31 октября  и 1 ноября  поместила  заметки  о. Симеона,  игумена  монастыря  св. Силуана, в которых обрисован духовный путь о. Софрония и воспроизведены в очень живой и трогательной манере некоторые черты его личности. Отрывки из этих заметок мы предлагаем читателю.

Известны слова Христа, обращенные к старцу Силуану: “Держи ум свой во аде и не отчаивайся”. В них мы имеем итог духовного опыта аскета, каковым был старец Силуан; таким был и о. Софроний, — такими же надлежит стремиться быть и нам. В этом суть сознания нашего греха, нашей немощи, нашей удаленности от Бога перед лицом Его бесконечной любви. Этот опыт должен приобрести каждый христианин, каков бы ни был его духовный уровень. Мы и не можем, и не должны копировать жизнь святых аскетов, но наш личный опыт всегда аналогичен тому аскетическому опыту, одним из лучших свидетелей которого был о. Софроний, в той мере, в какой мы истинно взыскуем Бога. <…>[4]

Когда опыт познания Бога на путях нашей земной жизни столь насыщен, как у старца Силуана или о. Софрония, этот опыт обретает вечную ценность, неважно, какими словами он описывается — обычными словами или словами ученых и богословов. <…>

Прекрасно говорить о том, что есть духовная жизнь, но еще лучше — молиться за весь мир. <…>

Монах, отшельник в пустыне не отделен от мира. По глубоком размышлении мы понимаем, что онтологически мы связаны в грехе со всем человечеством. Когда святой, такой, как старец Силуан или о. Софроний, получает опыт познания океана своей греховности перед лицом милосердия Божьего, ему ничего другого не остается, как обратиться к Богу, — но вкупе со всем миром, потому что он связан с этим миром. <…>

Если свидетельство о. Софрония важно, то потому, что свидетельство это — прежде всего свидетельство опытное, которое уходит за пределы интеллектуального и богословского размышления. Самой своей жизнью он сообщает нам этот опыт. Здесь мы сталкиваемся с одной из замечательных черт о. Софрония: он никогда не стремился хранить свой личный опыт для себя одного. Он хотел, чтобы его братья (прежде всего монахи и монахини его монастыря, но и все другие, кто приходил к нему) смогли получить что-то из этого опыта. Но, конечно же, это никогда не делалось им из тщеславия. <…>

Я знал о. Софрония приблизительно пятнадцать лет. Я хорошо помню нашу первую встречу. Сразу же, с его первых слов, по его лицу и словам, я почувствовал, что передо мной человек Божий. <…>

Меня поразило, до какой степени прямым человеком был о. Софроний. На каждый вопрос, который перед ним ставился, ему удавалось отвечать перед лицом Божиим, с необычайной любовью, но и с очень большой честностью. <…>

Жизнь о. Софрония всегда была окрашена юмором. Слово юмор (франц. humour — прим. пер.) мне всегда, по моей любви к игре слов, казалось связанным с двумя словами: смирением и любовью (франц. соответственно humilitй и amour — прим. пер.). Мне кажется, что у о. Софрония чувство юмора было свидетельством смирения и любви, живущих в сердце. Когда он смеялся — это были взрывы смеха. Ни одной моей встречи с ним не прошло без того, чтобы он не разражался этим необыкновенным смехом, в котором проявлялась сердечная радость. И в то же время он был постоянно серьезен.

В последнюю нашу с ним встречу перед тем, как я принял решение основать монастырь св. Силуана, я сказал ему: “Отче, Вы в самом деле считаете, что я должен заняться этим монастырем?” Я трепетал немного, потому что это казалось невероятной авантюрой. В качестве ободрения он сказал мне страшные слова: “Это невозможное дело, но вы делайте его. Знайте, что это не получится иначе как слезами и кровью”. А потом добавил: “Да и вообще, что вам еще остается? Вы же не можете повернуть назад. Перед вами пропасть? Ну прыгайте, прыгайте!” И тут он разразился громким смехом: “Я-то уже прыгнул, теперь — ваша очередь!” <…>

И вот еще слова, которые я люблю вспоминать при разных обстоятельствах. Монастырь уже был основан, и я порой обращался к о. Софронию со стенаниями, рассказывая  о превратностях, несчастьях и трудностях начального периода. Он выслушивал меня, как всегда, с большой любовью и добротой. Наконец, однажды он произнес: “Послушайте, у меня ведь все то же самое! Однако я не могу препираться с Богом, потому что Он дал мне — конечно, довольно скупо, — способность не препираться с Ним. Так что делайте как я!” <…>

У о. Софрония была особенная личная близость к Богу. Последний раз я видел его живым, когда получал в его присутствии мона-шескую мантию. Он вошел в маленькую комнату, где я готовился вступить в храм, и сказал: “Вот, я пришел по важному делу”. И, изобразив двумя пальцами крест, он прибавил: “Теперь, до конца вашей жизни, — крест, крест, крест!” Видя, что я еще больше испугался, он продолжал: “Но не беспокойтесь! Посмотрите на меня! Бог совершил со мной то, что мог; может быть, удалось и неплохо, ничего не знаю, об этом Ему судить. Но вы же знаете, что Бог наш действует иногда “безрассудно”!

***

В России было несколько изданий книг о. Софрония, вышедших без благословения автора, к которому никто и не обращался. И книга “Старец Силуан”, напечатанная в Минске, и московское издание этой книги, и книга “О молитве”, изданная в Петербурге — пиратские издания. Непонятно, почему издания “Старца Силуана” сделаны с раннего варианта книги, вышедшей до прославления святого, а не с книги “Преподобный Силуан Афонский” 1990 г., где приложены документы о его канонизации.

Автор этих строк — представитель Ассоциации преп. Силуана Афонского в Москве. С любыми вопросами и предложениями о сотрудничестве можно обращаться к Лидии Чаковской через редакцию журнала. С секретарем Ассоциации Максимом Эггером можно связаться по адресу: Maxime Egger, Av. C.-F. Ramuz 79 CH-1009 Pully Suisse.

Л. Чаковская

 


[1]См.: Преподобный Силуан Афонский. 1990, Эссекс, Англия.

[2]Asociation Saint Silouan l’Athonite. Bulletin. ¹ 1/1994, pp. 8—9.

[3]Пер. Я. Г. Тестельца.

[4]Здесь и далее сокращения оригинала. — Ред.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Премьер-министр отметил, что люди с ограничениями по здоровью должны быть обеспечены доступом к социальным лифтам
Новая система позволит с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка
"Для проезда по России студенты, наша молодежь должна иметь очень серьезную дотацию, чтобы иметь возможность посмотреть,…

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: