Публицист Станислав Белковский решил разоблачить Церковь. Вернее, не Церковь (это не удалось даже римским императорам, да и надо же о чем-то писать свои почти всегда околорелигиозные колонки), а церковь как институт российского общества, живущий и принимающий участие в жизни этого самого общества. Для разоблачительной колонки «Воцирковление» главным экспертом была выбрана прекрасная балерина, которая, раздевшись на мальдивских фотографиях и с площадной бранью выйдя из состава самой большой российской партии, решила заодно раскритиковать высокие цены на требы в храмах и пожурить анонимных священников за стяжательство и пиар.
По первому прочтению многие слова кажутся весьма справедливой критикой, но цитаты столь ужасают читательский глаз, что невольно тянешься к Яндексу — перепроверять: неужто и впрямь все ТАК плохо.
В центре разоблачительной статьи Белковского — обширная, снабженная возмущенным и гневным контекстом «цитата» из архиепископа Питирима (Волочкова):
“Если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его — не отвращайся… Пусть знают жиды и поганые еретики, что христиане — строители государства. Пусть узнают необузданные развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться… Пусть теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан!”
Абзац этот Белковским процитирован, но не по тексту речи епископа Питирима, а по статье В. Пыстина из Коми-Пермяцкой Правды. Оба автора — что в «Комсомольце», что в «Правде» — этими словами заинтересовались, но решили, что проверять цитаты — дело лишнее и не царское. Однако те, кто воспользовался поиском, без труда узнали настоящего автора и прочитали полный текст.
На самом деле, данный фрагмент — цитата из прп. Иосифа Волоцкого, который, в свою очередь, пересказывает слова святителя Иоанна Златоуста.
Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла (В рукописи Соловецкой библиотеки №327 прибавлено: “и ненавидеть”.); когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: поскольку мы говорим о хуле на Единородного Сына Божия, я теперь хочу просить вас об одном даре — чтобы вы наказывали всех появляющихся в городе хулителей. Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной. Если схватят вас и повлекут на суд — иди; если судья, допрашивая, потребует показаний — говори с дерзновением, что тот похулил Царя ангельского. Ведь того, кто хулит земного царя, подобает предавать мучениям; тем более относится это к хулящему Царя Небесного. На всех лежит грех, если нет правды. Подобает всем, кому нужно, разъяснять, пусть узнают и жиды, и поганые еретики, что христиане — спасители государства, строители, заступники и учителя. Пусть узнают необузданные и развращенные жиды и еретики, что им подобает бояться Божиих рабов. Если и захотят они когда-либо говорить что-нибудь неподобное — пусть повсюду следят друг за другом, пусть и теней трепещут и пугаются, едва заслышав христиан.
Или не знаете, что сделал Иоанн Креститель? Увидев деспота, отвергающего брачные законы, он с дерзновением сказал посреди торжища: “Не должно тебе иметь жену брата твоего”(Мк. 6, 18.).
Я же веду речь не о людях, не о судье и не о браках беззаконников, но о поругании Владыки.
Если даже и умереть придется, не ленись учить брата своего, ибо это — мученичество за Христа. Ведь и Иоанн — мученик: хотя от него не требовали ни приносить жертв, ни поклоняться идолам, но он видел, что попираются божественные законы — и за это положил душу свою.Преподобный Иосиф Волоцкий. Слово 13-е против новгородских еретиков.
Вот так хотели разоблачить епископа церкви Русской, попали в Иоанна Златоуста.
Пожалуй, на этом и стоило бы остановиться — такого ляпа достаточно для того, чтобы статью дальше не обсуждать, а изданию и автору вспомнить о таком полезном навыке, как перепроверка цитат. Но все же пройдемся по ряду высказываний, раз уж начали разговор.
Белковский: «Некоторые православные эксперты, близкие к священноначалию, заявили, что в результате сотрудничества РПЦ МП с Роскосмосом россияне все-таки скоро окажутся на Луне, где первым долгом возведут храм и посадят там космического попа».
На самом деле,
«После освящения храма патриарх сказал, что, если бы не его сан и должность, он бы слетал в космос», — отметил Перминов на традиционном чаепитии с новым экипажем МКС.
А сам Патриарх еще давно объяснял, зачем ему понадобилось проходить подготовку к полетам:
«Меня пригласили в Смоленский авиационно-истребительный полк для проведения пастырской работы с личным составом. Это было трудное время – конец 90-х годов, когда наши Вооруженные силы были в очень тяжелом положении. Мне приходилось общаться с офицерами, я старался поддержать их духовно, но всякий раз, когда я к ним обращался, чувствовал, что чего-то не хватает. Не хватало их опыта, я не мог себе представить, чем они занимаются.Сказал командиру полка, что до тех пор, пока я сам не испытаю их нагрузок, не буду к ним обращаться, не имею морального права этого делать. Потом много часов провел на тренажерах, обучался технике. Получил разрешение главнокомандующего ВВС России на полет. Два раза управлял истребителем…
Очень интересно, не страшно, но больше не буду. Очень большая нагрузка на организм. После этого хорошо понял, что такое быть пилотом – это одна из самых тяжелых профессий».
Белковский: «… получив от государства несколько тысяч объектов недвижимости, с которыми Церковь не знает, что делать (в то время как уникальные Кижи скоро совсем сгниют, и священноначалию на этот выдающийся ансамбль церковного зодчества, кажется, наплевать)».
На самом деле, Кижи – это Государственный (!) историко-архитектурный музей «Кижи», т.е. принадлежат государству. Церкви его никто не передавал, и ситуация с ним настолько бедственная, что даже недолюбливающая Церковь Юлия Латынина (!) считает, что единственное спасение для Кижей – отдать их РПЦ: «Для церкви Преображения я вижу только один способ спастись: если РПЦ заберет ее себе и отдаст Попову на реставрацию, то через три года патриарх Кирилл сможет отслужить там молебен» (Распятая Церковь)
См также: Преображенская церковь повисла в воздухе
Белковский: «… неугомонный о. Чаплин испек документ “Вечные ценности — основа российской идентичности”. … Среди 8 ценностей есть и солидарность, и соборность, и патриотизм, только нет … Христа, веры, надежды и любви.»
На самом деле,
отец Всеволод специально и много раз повторял, что документ о вечных ценностях содержит ценности, общие для всех жителей страны – для православных и мусульман, верующих и атеистов. Действительно, если бы РПЦ предложила сделать веру в Христа общероссийской ценностью, обязательной, например, для атеистов и иудеев, не противоречило ли бы это тому, что РФ — светское государство, граждане которого имеют свободу вероисповедания? И что бы тогда сказала наша «либеральная интеллигенция», которая даже с теоретическими основами православной КУЛЬТУРЫ в школе примириться не может.
Белковский: «История с дресс-кодом — лишь один тому пример. Совершенно ясно, что ни на какое введение общероссийского дресс-кода церковники не рассчитывают. Для чего же они вбрасывают такие идеи? А для пиара, вот для чего».
На самом деле, слова о дресс-коде не впервые прозвучали в ответе отца Всеволода Чаплина феминисткам, возмущенным упоминанием о том, что и женщина может спровоцировать изнасилование.
«Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало. Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю изнасилование и неприличные приставания — и в мыслях того не было. Нет таким действиям оправдания.
А вот проблема, между прочим, остается. Не столько для меня — скорее, для тех, кто путает улицу со стриптизом (ну, или снова начет путать, как только зима кончится). Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживем мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну, или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться» .
А что касается пиара обсуждения церковных вопросов — нет, думаю, все православные хотели бы резонансного обсуждения совсем другого текста.
Одновременно с выходом письма о. Всеволода Патриарх Кирилл направил в Правительство РФ Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве: серьезный документ, законодательная инициатива, в которой под сомнение ставятся многие принципы нынешней политики в отношении материнства и детства. Ссылки на этот документ передавали в блогах и фейсбуках, снабжая восклицательными знаками и радостным «Ну, наконец-то!». Документ острый и полемичный, но для СМИ интереса не представил, в отличие от дресс-кода, за который ухватились все. Так что, переадресуем вопрос журналистам: почему по дресс-коду более 600 публикаций и минимум 6 ток-шоу, а по поводу выступления Патриарха — тишина?
Так сегодня пишут аналитику, так проверяют и перепроверяют факты. Так следят за цитатами.
«Факты» о воцИрковлении пусть останутся достоянием ленивой и нелюбопытной «жИрналистики», подменяющей расследование пропагандой. Или «журналЕстики» — с заранее выбранными кумирами — как больше нравится.
Бог действительно не фраер, Он всё видит. Видит всё и аудитория, мудрые журналисты и социологи с удивленим подмечают, что сколько Церковь ни критикуют, в конечном счете, влияния на умы людей эта критика почти не имеет. Но читателю, как всегда, остается думать, анализировать и все перепроверять.
Чтобы жОрналистика, подменяющая факты и точные цитаты иллюзиями и мнениями, его не поглотила.