Бегство от мира или от Церкви?

“Пензенские сидельцы” покинули свою землянку. В связи с этим возникает несколько вопросов. Почему этот случай вызвал такой общественный резонанс и интерес? Вразумит ли этот отрицательный опыт тех, кто готов последовать примеру таких отшельников? Почему верующие люди бегут из Церкви в землянки? Как получается, что голос одного “лидера” для них становится значительнее, чем слова Святейшего Патриарха? Может ли нормальный человек вдруг взять и уйти ждать конца света в затвор?

Общественный резонанс, связанный с пензенскими затворниками, обусловлен тем, что люди редко встречаются с поступками, мотивированными верой. Кроме того, способ аскетического самоограничения выбран очень уж экстравагантный. В древних патериках, в описаниях отшельнической жизни первых веков христианства мы встречаемся с подвигом молчания, столпничеством, одинокой жизнью в пустынях, в дуплах деревьев, на горных вершинах, необитаемых островах и т.д. И совершалось это монахами и отшельниками по доброй воле ради молитвы и покаяния, ради Христа, ради отсечения земных страстей.

Здесь же в затвор ушел большой коллектив людей, среди которых, кроме мужчин и женщин, есть малые дети, то есть в определенном смысле совершено насилие над свободной волей человека. До конца мы не знаем всей мотивации этого поступка – говорят, затворники ждали конца света и пришествия Христа. Но вряд ли конец света обойдет тех, кто сидит в зимнем подземелье, а подготовиться ко Второму пришествию можно и в городской квартире.

Известно, что у этой группы людей есть харизматичный лидер, у которого они находятся в послушании, но он почему-то среди них не оказался. Что весьма странно и говорит скорее о недоброкачественности этого лидерства. По аналогии с группами, входящими в Белое братство и в сообщество адептов бывшего милиционера Виссариона, мы склонны судить о пензенских затворниках как о сектантах. И там, и там люди порывают свои социальные и родственные связи, бросают любимую работу, покидают свои дома, берут малых детей и поселяются вместе со своим лидером.

Мое глубокое убеждение – большая часть вины в этом событии лежит на тех, кто не допускает в школы предмета, объясняющего суть Православия, кто стоит на страже и не желает, чтобы наши дети изучали историю христианства и истоки отечественной культуры. Необразованность и невежество – вот истинная причина сектантства и мракобесия.

Вы считаете подлинной причиной сектантства невежество в вопросах веры. Однако бывает, что критика Церкви раздается именно со стороны людей, казалось бы хорошо знакомых с ее учением. Зачастую именно люди знающие историю религии и писания святых Отцов, начинают сначала просто критиковать современное Православие, апеллируя к творениям, скажем, святителя Игнатия Брянчанинова, а затем и уходят из Церкви. Вчера это был хороший прихожанин, сегодня он говорит: “Архиереи Христа распяли”, “Патриарх нам не указ”. Почему так происходит? Связано ли это с психологическими проблемами людей?

Невежество, конечно, только одна из причин. Те случаи, о которых Вы спрашиваете, к “психологическим проблемам” имеют мало отношения. Дело здесь в другом – в стремлении к изоляционизму, причем как на индивидуальном уровне, так и на общинном. Церковь для них перестает быть единым организмом – Телом Христовым. Часто люди объединяются вокруг лидера, который приводит верующих не ко Христу, а к себе, любимому.

Некоторые лидеры предлагают конкретные способы спасения человека посредством строгого соблюдения правил и ограничений, только внешне, поверхностно относящихся к сути христианства: отказ от паспортов, прививок, ИНН и т.д. Другие воспитывают в адептах чувство исключительности, избранности. Третьи считают, что исполнение “буквы” закона обнаружит и утвердит его “дух”. Четвертые все время хотят “дополнить” церковные Таинства сугубыми действиями и молитвами, не утвержденными или отжившими свое в церковной традиции.

Во всех этих случаях действует тонкий тщеславный механизм, игнорирующий тот член Символа веры, который говорит о “единой, святой, соборной и апостольской Церкви”. По сути – это основа всех ересей, расколов и сектантских образований в истории Церкви.

Каким образом противостоять суевериям и сектантству внутри самой Церкви? Известны случаи, когда отдельно взятые клирики выступают в роли “старцев”, ведя за собой паству путем далеким от того, к чему призывает Священноначалие. Такие настроения особенно свойственны далеким от столицы приходам и монастырям. Зачастую люди, отправившиеся в благочестивую поездку по святым местам, возвращаются домой с ворохом листовок, призывающих к всенародному покаянию и осуждению действующей власти. В некоторых монастырях паломников напрямую призывают отказываться от паспортов, продавать квартиры и бежать от мира.

Противостоять этому трудно, но можно. Нужны усилия всех: и архиереев, и пастырей, а главное – прихожан. Каждый из нас должен быть свидетелем Истины и для “внешних”, и для своих собратьев. Просвещение в духе Евангелия, Святых отцов и подвижников благочестия нужно вести с раннего детства, старшее поколение также нуждается в катехизации. Мы все не можем быть безучастными к процессу разрушения церковного единства. Сейчас отмалчиваться в этих вопросах становится грехом.

Вопросы протоиерею Владимиру Вигилянскому задавала Валерия Ефанова

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: