В воскресенье на Дворцовой площади Петербурга пройдет перформанс на тему языческого Хэллоуина. Участники называют это «арт-моб». Самих участников ожидается около ста человек. Они оденут костюмы нечистой силы, от вампиров и мумий, до – почему-то – гастарбайтера и будут водить хоровод вокруг горящей изнутри тыквы.
Тут бы можно было только сплюнуть и поморщится. Но дело усугубляется тем, что места проведения акции выбраны больно «удачно». Сквер перед Исаакиевским собором и Дворцовая площадь с Александрийским столпом, и ангел с крестом. Словом, пусть великое поработает на нас – думают, вероятно, устроители. Что само по себе неудивительно: любой перформанс живет чужими смыслами.
Между тем, языческие пляски не где-нибудь, а в сакральном месте – дело явно кощунственное и противоестественное. Чувства верующих тут в расчет явно не берутся. И попустительство городских властей в этом случае печальнее всего.
Вообще-то нежелание слушать голос православного большинства – давняя черта питерского управленческого стиля. «Власти города, – отмечает Александр Щипков, эксперт и помощник лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, – уже давно страдают нравственной близорукостью. В этом смысле эпоха Матвиенко, похоже, надолго пережила пребывание самой Валентины Ивановны в губернаторском кресле. Очевидно кощунственные действия не получают должной ответной реакции. Применить закон как будто стесняются. Или не считают нужным».
Отдельного внимания достойна та потенциальная аудитория, на которую рассчитан вышеозначенный арт-моб. Удивительное все же существо этот российский интеллигентный обыватель. «По поводу плюрализма двух мнений быть не может» – эту догму ему вдолбили давно. Но не одного лишь искусства ради. Все-таки паразитирование на святынях – дело выгодное. Реакция, у кого отрицательная, а у кого (прости, Господи) положительная – гарантирована.
«Как?? Вы не нарушаете табу?! Вы – не художник!» Марат Гельман, главный идеолог этого «направления в искусстве» и горячий сторонник первого номера шестой партии, почивает на государственных лаврах.
А «радикальная» идея – оплевать чужую веру – продается раз за разом доверчивым адептам плюрализма. Те с готовностью берут контрамарки.
Так было и в скандальной истории с ветеранами и с заградотрядами, когда Подрабинек сознательно смешал жертв с палачами. Так было и с выставкой «Осторожно, религия!», когда радикалы-актуалисты сделали неслыханный пиар на скандальной экспозиции, где гвоздем программы была церковь из луковицы и водочной бутылки. И с художником Трушевским, которому предлагалось простить изнасилование девушки только на том основании, что он художник.
На языке теоретиков постмодерна это все называется – отмена границ между искусством и жизнью. На обычном языке – эстетизированное хамство.
Экспонат по сути один и тот же. Но продается бесконечное число раз. Немногочисленная публика охотно выворачивает ради этого мозги и карманы. Что тут сказать? Буржуазия духа.
Между тем, оскорбление чувств верующих и разжигание религиозной розни – это, как ни крути, преступление. Оно требует применения закона. И если так проще, то пусть оно тоже называется «отменой границ». Но – в обратном направлении.
То есть жанровая сценка со взятием на цугундер была бы тут очень к месту. И напрасно ревнители свобод полагают, что это – аргумент к городовому. Они просто недостаточно радикальны как художники. Плохо считывают подтексты.
Ведь что такое прямое законоприменение? Это, как и прямое высказывание – художественный жест. Редкий в наше время. И оттого особенно радикальный. А кто этого не понимает, просто недостаточно продвинут в новейших арт-тенденциях. Право слово.