«Бизнес взрослел вместе со мной». Школьница основала стартап в 15 лет
Училась и работала одновременно
Рико Шиики родилась в Токио в 1997 году. Ее отец Рюта Шиике работал в компании Sony исполнительным продюсером; позже он основал маленькую анимационную студию DLE Inc., известную всего одним пародийным мультсериалом — «Тайное общество Орлиного Когтя». У семьи есть и фамильное дело: фотостудия Shiiki, последним хозяином которой стал старший брат Рюта Шиике, дядя Рико.
В 2013 году был установлен новый минимальный возраст для ведения бизнеса в Японии: 15 лет. Рико, которой как раз было 15, решила открыть свое дело. Стартовым капиталом стали ее накопления; часть денег она заняла у отца, пообещав вернуть до совершеннолетия. В противном случае ей пришлось бы взять кредит, вернуть отцу деньги и выплачивать деньги уже банку.
Рико еще с начала учебы в средней школе поставила себе 13 карьерных целей, среди которых было и открытие собственного дела, по примеру отца.
Также там были публикации в популярных журналах, участие в крупных городских ивентах, работа в общественных организациях, написание книги и многое другое. Начать она решила, казалось бы, с самого сложного: с бизнеса.
Компания AMF, которую основала девушка, была нацелена на изучение трендов среди молодежи и разработку трендовой продукции для учащихся в школе. Название компании расшифровывается как «Appreciation, Modesty and Full-power» — «Уважение, скромность и абсолютная отдача». Декларируемой целью предприятия стало «распространение миловидности в обществе».
— Тренды живут в среднем от двух недель до месяца; с тех пор как мы начали, скорость только растет. Как в «Алисе в Зазеркалье», чтобы хотя бы остаться на месте, надо бежать изо всех сил. Кажется, люди за минуту могут устать от тренда и уйти искать что-то посвежее и погорячее. Наше дело — узнать, что это будет, еще до того, как найдут, — рассказывала о своей работе Рико.

В компании Рико работали только девочки-подростки — ее одноклассницы и подруги. Они собирали информацию о новых трендах, рассказывали о них в своих соцсетях, занимались продажей и рекламой трендовых вещей.
— Мы — маркетинговая организация, состоящая из учениц средних и старших классов по всей стране, которые проводят анкетирование и участвуют в круглых столах, — позиционировала свою деятельность старшеклассница.
Анализируя модные веяния, в AMF делились мнением о том, какие тренды продержатся дольше прочих, какие, скорее всего, вернутся через некоторое время, а каким не стоит следовать, потому что они вредны или даже опасны. Например, одно время в соцсетях у подростков появилась мода украшать лицо каплями термоклея; в AMF предостерегали от следования ей, потому что таким образом очень легко испортить кожу, и предлагали безопасные альтернативы для создания похожего эффекта.
Проводила исследования и написала две книги
Компания имела успех: к школьницам стали обращаться за консультациями, предлагать коллаборации и рекламу. Старшие школьники и студенты — наиболее активно потребляющая недорогие товары и услуги аудитория, и в борьбе за ее внимание Рико и ее AMF оказались ценными союзниками.
— Я хочу быть тем человеком, который сможет изменить жизнь людей — подростков, молодежи, Японии, мира! — заявляла юная бизнес-леди.
Вскоре, спустя несколько месяцев после получения первых контрактов, она основала в рамках компании исследовательскую группу JCJK (что дословно переводится как «среднеклассницы и старшеклассницы»), состоящую из 80 девочек. Девочки занимались проведением опросов и исследований целевой аудитории, прямо находясь внутри нее: собирали свежий сленг и мнения о том, что сейчас модно и актуально. О работе исследовательниц можно было узнать на страницах одноименного сайта.
Таким образом, за год у компании Шиики сформировалось четыре направления: маркетинг для подростков, исследования от группы JCJK, разработка товаров, планирование и проведение различных мероприятий. Например, силами AMF было организовано несколько школьных фестивалей караоке, конкурсы идей и ежегодно проводится Buzzword Awards — мероприятие, посвященное модному сленгу, где по результатам исследований JCJK выявляются новейшие языковые тенденции в Японии.

Рико с отцом
В 2014 году Рико участвовала в создании шоу Tokyo Teens TV под девизом «вдохновляя подростков всего мира». Кроме того, ее компания разработала приложение для смартфонов JK Mezamashi. Оно предназначено для старшеклассниц и сочетает в себе записную книжку, электронный органайзер и гид по молодежной жизни современной японки.
В 2015-м Рико стала консультантом фестиваля моды Tokyo Girls Collection. Она появлялась в СМИ в программах Sunday Japon, One Minute of Deeply Good Stories That Will Change Your Life и Asaichi, читала лекции о маркетинге в школах для своих ровесников и участвовала во взрослых бизнес-конференциях, в том числе и международных.
В 2016 году дочь и отец, Рико и Рюта Шиике выпустили совместно книгу «Гендиректор-старшеклассница учится менеджменту». Позже вышло продолжение книги: «Не оставляйте это старшим! 18-летний гендиректор вникает в политику».
Обзавелась семьей и нашла новую работу
После издания своей первой книги Рико Шиике вошла в список Forbes Asia «30 under 30». Представители Forbes из США назвали ее «самым милым японским предпринимателем и перспективной леди с потенциалом, на который обратили внимание в Кремниевой долине».

Рико объясняла свой успех тем, что она была подростком и занималась тем, в чем действительно хорошо разбиралась — рассказывала взрослым, что любят дети.
— У многих молодых людей моего возраста нет мечты. Поэтому я была бы рада мотивировать их, представляя миру собственную компанию, — объясняла Шиике в беседах с прессой.
К 18 годам девушка отдала отцу деньги, которые занимала на открытие своего бизнеса. Стартовый капитал компании составлял 450 000 иен, а через три года AMF стоила уже 10 миллионов иен. В 2017 году ее компания вышла на биржу, и до сего дня акции держатся на плаву, показывая относительно стабильный прирост в стоимости.
Рико и ее компании удалось предсказать моду на корейскую культуру, которая надолго останется в трендах, что принесло ей немало прибыли: удалось приложить руку к промоушену k-pop культуры и эстетики.
— Мой бизнес взрослел вместе со мной, но сейчас я его обогнала. Я продолжаю держать руку на пульсе трендов для школьниц, но сама давно уже им как старшая сестра, — говорила в интервью Рико.
В 2017 году она сдала вступительные экзамены и поступила на факультет литературы в Университет Кэйо, ведущее частное учебное заведение в Токио. Она заявила, что не бросит учебу ради карьеры, и сдержала свое слово.
В мае 2021-го Шиике стала самым молодым членом Совета Центрального вещательного совета NHK (Японской вещательной корпорации) за всю историю. В ноябре того же года мэр города Ивата, префектура Сидзуока, назначил ее послом по продвижению продукции города.

В 2022 году она вышла замуж за своего товарища по средней школе, которого встретила на работе спустя много лет. Сначала он стал ее бизнес-партнером, а затем и мужем. В 2024 году родился их первенец.
Сегодня Рико работает в совете Агентства по делам детей и семей в Токио, руководит агентством AMF, а также занимает должность исполнительного директора медиакомпании Reibu Co., Ltd, занимающейся более широким спектром маркетинговых и PR-услуг. Рико говорит, что слоганы ее первого бизнеса были все это время и ее личными: «Будь благодарен за все», «Будь скромен со всеми» и «Делай даже самые незначительные дела с полной отдачей».
Источники: sheatwork, medium, statista, forbes, tokyoweekender, forbes, kc-i, companydata, soranews24, digitaledition, learningenglish, tbwahakuhodo, amf, innoport, thewomenwave