Главная Церковь Дорога к храму Православные праздники в 2024 году Покров Богородицы – 14 октября в 2024 году

Благодатный Покров

Нашей Русской Православной Церкви особенно по сердцу пришелся этот праздник. Вы знаете, что существует много праздников, дней памяти святых, но некоторые из них особенно почитаются у нас, как-то особенно близки нам по своему духу, по сво­ему устроению. Всем вам известен наш святитель Николай. Наш — хотя он грек по происхождению, но по духу он настолько близок русскому православно­му человеку, что на Руси был как русский святой. Он, кстати, именуется в числе русских святых — при­числен, как мы говорим, к лику русских святых.

Покров Пресвятыя Богородицы

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем день Покрова Пресвятыя Богородицы. Событие, которое легло в основу этого праздника, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во вре­мя всенощного бдения. Всенощное бдение — это служба, от которой у нас теперь осталось в основ­ном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называет­ся — всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в хра­ме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки…

Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молииши Сына Твоего Христа Бога нашего…

И, молясь, Матерь Божия простирала перед Со­бой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется — Покров. Она покрывает нас Своим омофором.

Радуйся, Радосте наша, покрьй нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Омофор — это главная часть архиерейского обла­чения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать свя­щенноначалия христианской Церкви.

Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называет­ся орарь, от слова оранта — молиться, по-гречески.

Священник имеет епитрахиль, это та же самая лен­та, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще — овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах.

Эта же лента, которая имеет три конца — это ар­хиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.

Таким образом, омофор знаменует в христиан­ской Церкви благодать. То есть, предстательством Матери Божией Божественная благодать покрывает всех нас, православных христиан.

Нашей Русской Православной Церкви особенно по сердцу пришелся этот праздник. Вы знаете, что существует много праздников, дней памяти святых, но некоторые из них особенно почитаются у нас, как-то особенно близки нам по своему духу, по сво­ему устроению. Всем вам известен наш святитель Николай. Наш — хотя он грек по происхождению, но по духу он настолько близок русскому православно­му человеку, что на Руси был как русский святой. Он, кстати, именуется в числе русских святых — при­числен, как мы говорим, к лику русских святых.

И Покров тоже. В Греции этот праздник не отмечается так, как у нас — как великий праздник. Хотя явлен был там. Но видел это явление Андрей, Христа ради юродивый — славянин по происхождению. И в этом удивительное свиде­тельство непостижимых путей Промысла Божия. Славянское семя, павшее на греческую землю, про­израстило такого подвижника особого рода, Христа ради юродивого, Андрея. И ему, славянину, можно сказать русскому человеку, было открыто предстательство Матери Божией за род христианский.

Во всех этих примерах — непостижимая Премуд­рость Божия.

M и p весь, земная, мирская мудрость кичится. Но Бог избрал немудрое м i ра (1 Кор. I , 27), как говорит апостол Павел. Именно в этом смысле для славян, православных русских людей было характерно как бы отвержение земной мудрости. Ведь вот другие изобретали всякие особые усовершенствования, вводили в хозяйство новшества. А мы этим не увле­кались. Нет, были и на нашей земле изобретения и некие достижения, но преимущественно было ду­ховное видение всего, что происходит. Поэтому в некотором смысле, как говорят теперь, Россия от­ стала от Европы. Но отстала — это не значит, что в худом смысле. Есть такое выражение: он, говорят, отстал от пьянства или от какого-то еще порока. Значит, отступил от него. В этом смысле можно ска­ зать и об отступлении славян — что они во главу уг­ ла поставили духовное начало. И потому Господь благословлял простые труды, ибо упование было, прежде всего, на помощь Божию, а не на, выражаясь современным языком, химию и технику. Ведь осо­ бых, поражающих своей оригинальностью, новшеств на Руси не было. В земледелии были, прежде всего, соха, лошадь. В труде была, как изображается иногда, отсталость. «Отсталость» страны, которая должна была к 1922 году выйти на первое место в мире по всем показателям. Если вдуматься во всё это, иногда приходит такая мысль: не то ли самое юродство это было? Которое для других было юрод­ ством, но удивительным образом Господь через ду­ ховность благословлял простые труды и давал такое искусство, что люди одним топором могли сделать то, для чего теперь нужна масса технологий — на­ пример, чтобы какую-нибудь ложку сделать. Это знамение того, что всё совершает, прежде всего, бла­ годать Божия. Когда народ отступил от благодати Божией и забыл о благодатном Покрове, ударился в достижения человеческого разума, он в течение не­ скольких десятков лет всё разрушил, испакостил, и мы свидетели тому, к чему приходят люди без благо­ дати, без помощи Божией.

Покров Пресвятыя Богородицы — это знамение покрывающей нас, укрепляющей, сохраняющей благодати Божией.

Уже в начале этого века один человек, военный врач, тоже увидел видение. Ему явился святитель Иоасаф Белгородский, святые мощи которого недав­ но были возвращены Церкви, и сказал, чтобы моли­ лись Божией Матери, что только Она может умолить Бога и избавить от грядущих бедствий — а уже была война 1914 года, преддверие 1917 года и так далее. И, удивительно, когда он стал возвещать эти истины, уже в то время — как свидетельство отступления от истинной веры, которое уже началось, — его упрята­ ли в психбольницу, как безумного, то есть это как раз было юродство.

Он говорил:

— Думаете, количеством штыков или зарядов мож­ но победить? Нет, только милостью Божией, помо­ щью Божией, благодатью Божией может быть победа.

И вот как раз это напоминает нам каждый раз праздник Покрова — что мы живем и будем жить только предстательством Матери Божией, благода­ тью Божией. Прежде всего на это нужно уповать. Во все времена, во всех обстоятельствах, особенно в обстоятельствах в земном смысле слова беспросвет ных и безнадежных, нужно прежде всего вспоми­нать о том, чем мы, собственно, живем и движемся и есмы (Деян. XVII , 28). То есть — Святым Духом, благодатью Божией. Прежде всего к этому нужно прибегать. Вопрос ли питания — благословение Бо жие пятью хлебами насыщает пять тысяч. Вопрос ли выздоровления, эпидемий каких — множество есть свидетельств исцелений. Опять же святитель Николай — день его рождения празднуется 11 авгу­ ста по новому стилю, этот день называется Нико­ лай Зарайский. Праздник этот установлен в городе Зарайске — это моя родина — после того, как во время холеры вокруг города обошли крестным хо­ дом с образом святителя Николая и эпидемия пре­ кратилась. Иконы Божией Матери вы знаете: Вла­ димирская, Донская, Казанская… Матерь Божия не раз спасала Россию от нашествия врага, даже целых полчищ вражеских, которые готовы были растерзать нас. Все эти свидетельства даны нам для того, чтобы мы укрепляли свою веру и никогда не падали духом.

И сегодняшний праздник Покрова должен слу­ жить нам тем подкреплением, которое нам необхо­ димо в нашей жизни. То, что витает, как говорится, в воздухе, слышится вокруг, о всяких страхах, ожи­ даниях чего-то — нужно все это отбросить и поло­ житься на волю Божию, на милость Божию. Не бу­ дем предаваться суетным волнениям. Марфо, Мар фо, не волнуйся, едино есть на потребу. Господь и это знает, знает наши нужды земные, и если нам нужно, то пошлет, умножит то, что есть. Как сказа но, святые верою… угасиша силу огненную, избегоша острен меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех, обратиша в бегство полки чуждих. А некото­рые из них претрени быша, искушении быша, убийст­ вом меча умроша, да лучшее что улучат (См. Евр. XI , 33-40). То есть, вот тут-то как раз — утешение и от­ вет на все волнения. Если Богу угодно, Господь ук­ репит. Если здесь нам уже нет сил, неспособны мы преодолевать искушения, Господь, по милости Сво­ ей, заберет отсюда. Пусть это будет каким-то Ему ведомым образом кончина, но кончина.

Когда-то эти слова так именно, просто сказал наш тогдашний настоятель, батюшка отец Сергий, Цар ство ему Небесное. В те времена — уже скоро двад­ цать лет будет со дня его смерти, так что, видите, идут уже десятки лет — было все хуже и хуже в духовном смысле. Церковь все больше залавливалась, были всевозможные преследования. Казалось, что дальше будет еще хуже. Ведь такое уже было: церкви закры­вались, разрушались, все уничтожалось, духовенство почти всё пересажали. Потом стало еще хуже — нача­ лась война, полная разруха, нравственное, духовное разложение. И вдруг — началось возрождение. Но потом — опять гонения. Было даже высказывание: мол, последнего попа покажут по телевизору… Каза­ лось, уже всё. И я, помню, спросил:

— Ну, уж, батюшка, конец, наверное, скоро?
Он говорит:

—    Да кто еще знает… Один Бог знает. Еще, может, сто лет. У Бога столько средств — всё вот так (он пе ревернул ладонь) может повернуть.

И повернул.

Кто бы мог подумать о том, что будут открывать­ ся храмы везде? Представления не имели. Нет, я, конечно, думал: «Да, у Бога все возможно…» Но представить себе такое реально, конечно, не мог. Когда же говорили еще раз о конце: «Батюшка, а как же быть-то в те времена?» — он сказал:

—    Если Господь оставит, даст силы. А если не оста­ вит, значит, неспособны мы те времена выдержать.

Да ведь это на самом деле так. Если мы в этих об­стоятельствах не можем жить в любви и мире, то мы неспособны быть никакими мучениками. Это всё самообман. Евангелие, которое читается мучени­ кам, начинается такими словами: Си заповедаю вам, да любите друг друга. И дальше: Аще Mip вас ненави дит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от Mipa бысте были, Mip убо свое любил бы… (Ин. XV , 17-19). Если мы в этой жизни не можем жить в любви и мире, вы думаете, мы сможем во время гонений быть в любви и мире? Нет, не сможем. Сказано: Друг друга предадят, — предатели будут. Если мы без вся­ких страхов предаем друг друга, то что говорить о тех временах, когда, действительно, будут еще и страхи?

А если нет, если превозможем, то все это опять же не по самоуверенности — мол, я что-то могу, — а по благодати Божией, немощная врачующей и оскуде­ вающая восполняющей.

И потому в сегодняшний праздник Покрова помо­лимся, чтобы Господь дал нам силы, по предстатель ству Матери Божией.

А мы, Промыслом Божиим — в Ее храме. Господь сподобляет нас быть под особым Ее Покровом. Она, конечно, над всем мiром его простирает, но над теми, кто в Ее храме — особенно. Поэтому не будем падать духом ни в отношении себя самих, ни в отношении своих близких, ибо предстательство Матери Божией всемогуще. Аминь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.