Пришёл человек.

— Мне бы, — говорит, — собачку отпеть. Очень душевная была…

Ну я, сочувствуя, объясняю, что собачку «отпеть» никак невозможно…

— Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся…

— Что так?

— Так она ж меня всё время на скандал провоцировала, а нам гневаться никак нельзя. Потому, как последствия могут быть катастрофичны…

— А «нам» – это кому?

— Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел.

— А-а… с самого́́ значит?

— Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них…

И всё это говорится без тени иронии, без нездорового блеска в глазах. Со стороны взглянуть – обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка – современный, деловой человек.

— Простите, — интересуюсь деликатно, — а Вы на учёте не состоите нигде?..

Он усмехнулся печально:

— Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: «Надо же что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!..»

Опять перебиваю осторожно:

— А с «ним» – это, простите, с кем?

Смотрит на меня с укоризной: как же я – священник — не догадался?!

— Ну как с кем… со Христом, конечно…

Вы скажете: «больной человек», и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются «приятнейшими» из них!

В советское время нам представляли бесов в виде нарочито сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово — «сказка».

Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом «наших», собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за «свой» и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой. Такой союз постепенно делает человека «рабом греха», вовлекает в бессмысленные и разрушительные поступки.

Такое пленение, рабство греху называется «страстью», то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие «собственным помыслам».

Помните присловье: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца»? Вот уж воистину шутка, в которой есть только доля шутки. Потому, что в духовной жизни «ужасный», то есть безбожный конец земного существования означает и начало «бесконечного ужаса».

Грех, греховная жизнь – это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный исход, поступок покаяния возможен только здесь, на земле.

Как часто в душу всякого человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния и тоски… Да мало ли их? Имя им «легион». Это и есть действие на душу бесов.

В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: «Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!» И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё «благое неверие» во всю эту мрачную и безумную ложь. Сказать: «Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть с Тобой!»

Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы – человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.

Вот как говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу».

Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять – что с нами происходит!

Вот почему Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)». Под бодрствованием здесь надо понимать внимание к своему внутреннему состоянию, а под молитвой – непрестанное живое общение с Богом, заботу о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана «принимает вид Ангела света» – это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но — желающего жить духовной жизнью «по-своему», руководствуясь «собственным мнением». Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни нет и не может быть, зато легко развиваются всевозможные безумства, именуемые «прелестью». По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва — это необходимые средства для стяжания «Духа Христова», того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.

Читайте также:

В чем причина психических заболеваний?

Пришёл человек.

— Мне бы, — говорит, — собачку отпеть. Очень душевная была…

Ну я, сочувствуя, объясняю, что собачку «отпеть» никак невозможно…

— Жаль, говорит, очень жаль. Тяжело одному на свете, да вот ещё и с женой развёлся…

— Что так?

— Так она ж меня всё время на скандал провоцировала, а нам гневаться никак нельзя. Потому, как последствия могут быть катастрофичны…

— А «нам» – это кому?

— Так я ведь, батюшка, с солнца прилетел.

— А-а… с самого́́ значит?

— Ну, да… В начале, конечно, крылья были, ну а потом пришлось отказаться от них…

И всё это говорится без тени иронии, без нездорового блеска в глазах. Со стороны взглянуть – обычная беседа. И одет мужичок вполне прилично, в руке барсетка – современный, деловой человек.

— Простите, — интересуюсь деликатно, — а Вы на учёте не состоите нигде?..

Он усмехнулся печально:

— Ну, и вы, я вижу не верите мне, а зря… Столько работы, а никто помогать не хочет… Мы вот когда с НИМ сидели за столом, на кухне, я так прямо и сказал: «Надо же что-то делать, так дальше нельзя, посмотри, куда мир катится!..»

Опять перебиваю осторожно:

— А с «ним» – это, простите, с кем?

— Смотрит на меня с укоризной: как же я – священник — не догадался?!

— Ну как с кем… со Христом, конечно…

— — —

Вы скажете: «больной человек», и будете правы потому, что здоровый человек не может говорить такие вещи, но, сколько же людей доходит до такого безумия добровольно! Сколько бед случается в мире оттого, что все приходящие в голову мысли люди, считают своими, да ещё и увлекаются «приятнейшими» из них!

В советское время нам представляли бесов в виде нарочито сказочных персонажей: чёртиков с рогами и копытами. Одно слово — «сказка».

Но реальность куда страшнее. И бесы вовсе не спешат себя обнаруживать. Напротив, чаще всего они посещают нас под видом «наших», собственных мыслей, желаний и чувств. Человек не осознаёт появление в душе греховного помысла, принимает его за «свой» и таким образом сочетается с бесом. Потом доверие к греховным помыслам входит в привычку, становится нормой. Такой союз постепенно делает человека «рабом греха», вовлекает в бессмысленные и разрушительные поступки.

Такое пленение, рабство греху называется «страстью», то есть страданием, потому, что последствия этого плена ВСЕГДА мучительны, грех всегда влечёт человека к страданиям и смерти. Можно с уверенностью сказать, что в основе самых безумных и страшных преступлений всегда лежит доверие «собственным помыслам».

Помните присловье: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца»? Вот уж воистину шутка, в которой есть только доля шутки. Потому, что в духовной жизни «ужасный», то есть безбожный конец земного существования означает и начало «бесконечного ужаса».

Грех, греховная жизнь – это мучительный лабиринт, выход из которого может быть только один: покаяние, разрыв греховной связи с бесами и начало жизни в союзе с Богом. И такой благоприятный исход, поступок покаяния возможен только здесь, на земле.

Как часто в душу всякого человека приходят мрачные помыслы: самомнения, подозрительности, неприязни, хулы, уныния и тоски… Да мало ли их? Имя им «легион». Это и есть действие на душу бесов.

В моменты таких нападок, насилия над душой, важно сразу распознать в себе действие зла. Сказать: «Нет, я так не думаю. Отойди от меня, сатана!» И, став в сердце перед Богом, исповедовать перед Ним своё «благое неверие» во всю эту мрачную и безумную ложь. Сказать: «Господи, я не верю всей этой мерзости, я верю только Тебе и хочу быть с Тобой!»

Какими бы смутными, ужасными и пугающими ни были приходящие в душу помыслы – человек не согрешит, если он сразу и решительно эти помыслы отвергнет, а затем обратится с крепкой молитвой к Богу.

Вот как говорит об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу».

Без Божьей помощи мы не только не можем справиться с находящей смутой помышлений и чувств, но и понять – что с нами происходит!

Вот почему Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38)». Под бодрствованием здесь надо понимать внимание к своему внутреннему состоянию, а под молитвой – непрестанное живое общение с Богом, заботу о сохранении и умножении в душе благодати. И то и другое невозможно без правильной духовной жизни, без жизни Церковной. В Святом Писании говорится, что сатана «принимает вид Ангела света» – это значит, что он может запутать и человека верующего и молитвенника даже, но — желающего жить духовной жизнью «по-своему», руководствуясь «собственным мнением». Доверять себе, пренебрегая драгоценным опытом Церкви, очень и очень опасно! Вне Церкви духовной жизни нет и не может быть, зато легко развиваются всевозможные безумства, именуемые «прелестью». По единодушному мнению Святых отцов, знание основ православной веры, чтение Евангелия, соблюдение Заповедей, исповедь и причастие, домашняя и церковная молитва — это необходимые средства для стяжания «Духа Христова», того Духа, который стоит на страже сердца и помогает правильно оценивать помышления, слова и поступки, противостоять искушениям и утверждаться в любви.

Читайте также:

В чем причина психических заболеваний?

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.