Богатый юноша и нестандартный путь к совершенству

Евангельское чтение на сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Матфея. Глава 19, стихи 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

Протоиерей Павел Великанов:

Протоиерей Павел Великанов

Диалог, который вы только что слышали, между богатым юношей и Христом, а впоследствии к нему подключаются и ученики, очень показателен. Юноша задает Христу вполне понятный вопрос: как себя вести, чтобы гарантированно попасть в Царство Божие? Христос задает ему встречный вопрос: насколько он соблюдает заповеди Божии?

Получая утвердительный ответ, Спаситель предлагает ему выйти за пределы вопроса нахождения между адом и раем, между плохим и хорошим, и переводит разговор в плоскость совершенно иную, новую, неведомую для самого юноши. Он вдруг говорит о совершенстве – не о том, что надо сделать, чтобы попасть в вечную жизнь, а о том, как надо жить, чтобы быть совершенным.

Услышав слова о том, что ему необходимо продать все свое имение, раздать нищим и следовать за Христом, юноша неожиданно опечалился. Таким образом, Спаситель, показав ему перспективу лучшего, поставил очень точный диагноз самому богатому юноше: при всей внешней видимой праведности, его сердце было с гнильцой, потому что его сердце было целиком привязано к этим материальным благам. Он, будучи вполне успешным в житейском плане, рассчитывал оказаться таким же успешным и в духовном мире.

Спаситель очень тонко проводит различие между задачей, которая стоит перед человеком – не попасть в ад, а попасть в Царство Небесное, той задачей, которую сам ставит перед собой человек, и той задачей, которую перед человеком ставит Бог. А задача эта – совершенство. И мы видим, как евангельские заповеди блаженства не описывают какого-то конкретного, легко достижимого предела. Они намечают лишь направление, по которому человек призван двигаться не только в своей земной жизни, но и за пределами ее.

Нет предела совершенству смирения, нет границ для кротости, нет пределов для милосердия, ибо, уподобляясь этим качествам, человек на самом деле уподобляется Богу и становится близким к Его совершенству, но и этому совершенству нет предела. Бог ждет от человека прославления, но прославления не словами, а своей жизнью. Именно поэтому у нас так много святых, и все эти святые столь не похожи друг на друга. Каждый человек имеет исключительную возможность явить собою свет Божий всему миру и окружающим.

Один богослов писал, что исключительность каждого человека заключается в том, что только он, единственный во всей вселенной, может приоткрыть ту сторону божественной жизни, которая без него в противном случае так и останется закрытой для всех остальных. Будем же помнить об этом всякий раз, когда нам кажется, что путь добродетели стандартный и универсальный.

«Широка заповедь Твоя зело», – пишет псалмопевец. Мы должны следовать воле Божьей, но при этом понимать, что воля Божья – это вовсе не узкий лабиринт, а широкое поле, на котором лишь расставлены ограждающие флажки, но путешествие по которому мы должны совершить сами в соответствии со своими представлениями, со своими талантами, способностями, и раскрыться в этом путешествии максимально, в чем да поможет нам милостивый Господь.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают Правмир, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что честная и объективная информация должна быть доступна для всех.

Но. Правмир – это ежедневные статьи, собственная новостная служба, корреспонденты и корректоры, редакторы и дизайнеры, фото и видео, хостинг и серверы. Так что без вашей помощи нам просто не обойтись.

Пожалуйста, оформите ежемесячное пожертвование – 100, 200, 300 рублей. Любая сумма очень нужна и важна нам.

Ваш вклад поможет укреплять традиционные ценности, ясно и системно рассказывать о проблемах и решениях, изменять общественное мнение, сохранять людские судьбы и жизни.

Темы дня
Он лазит по веревочным лестницам, плавает и катается на велосипеде. А сможет ли ходить – неизвестно
Социолог Денис Проданов о том, что бездомность – это не романтика

Дорогой читатель!

Поддержи Правмир

руб

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: