Болеть
7 февраля 2014 года в Сочи открываются XXII зимние Олимпийские игры. Что значит Олимпиада для человека, народа, государства? Как связаны между собой спорт и духовность? Стоит ли христианам смотреть трансляции Олимпийских игр и болеть за спортсменов? Мнениями делятся священнослужители.
Фото: Павел Кадошников/sports.ru

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

— Мне в жизни приходилось видеть олимпийские объекты, и достаточно известные объекты, связанные с зимним спортом в Европе. Откровенно скажу, без ложного патриотизма: я ничего подобного никогда не видел, ни вживую, ни в видеоматериалах. Это совершенно уникальные спортивные сооружения. Гордость посещает человека, когда он смотрит на то, что за такое короткое время удалось сделать нашим строителям, нашим проектировщикам, тем людям, которые вкладывали средства, и нашему государству. Поэтому чувства очень приподнятые, появляются надежды на успехи. Но даже если, может быть, мы не будем первыми на этой Олимпиаде, все то, что я увидел, дает нам несомненную возможность очень скоро занимать самые высокие места на зимних Олимпиадах. Но я хотел бы пожелать спортсменам, чтобы и эта Олимпиада была для нас успешной.

У Церкви очень тесное взаимодействие со спортом, с его разными видами, мы поддерживаем спортсменов, мы поддерживаем разного рода спортивные соревнования. И все это делается совершенно не случайно. Потому что занятия спортом формируют человеческую личность, формируют внутреннего человека. Без соответствующего внутреннего состояния невозможно выиграть ни одно соревнование. Помимо техники, помимо правильных движений и прочего, что необходимо в зимних и других видах спорта, помимо хороших мышц, помимо хорошей нервной системы, нужна внутренняя, очень мощная волевая установка. А это связано с состоянием человеческого духа. Поэтому глубоко убежден, что замечательная пословица «в здоровом теле — здоровый дух» имеет и обратное прочтение: «здоровый дух — здоровое тело». Поэтому, поскольку Церковь занимается духом человека, то все, что касается спорта, нам очень близко, понятно и, я бы сказал, у очень многих священнослужителей, быть может — у большинства вызывает глубокое уважение самоотверженность, с которой спортсмены готовятся к соревнованиям, и как они эти соревнования проходят.

Каждый раз, когда выезжают делегации на Олимпийские игры, на другие крупные соревнования, наши священнослужители сопутствуют этим делегациям. Значительное число спортсменов, я думаю, что большинство — люди верующие, потому что то, чем они занимаются, очень помогает людям понять присутствие Бога в их жизни. Что такое удача? Вот мы стоим на этом замечательном сооружении — санно-бобслейная трасса. Сотую долю секунды проиграл — и ты уже проиграл первое, второе или третье место. И говорят, что все одинаково подготовлены, но есть некая «удача» — с точки зрения Церкви понятие бессмысленное. Оно рационально не может быть описано. Мы говорим, что в этом зазоре между максимальным напряжением человеческих сил и результатом есть нечто, что может быть заполнено помощью свыше. Поэтому спортсмены, которые прекрасно это знают, и молятся перед стартом. И поэтому поддержка спортсменов на Олимпийских играх и на любых других крупных соревнованиях является нашей пастырской задачей.

…Олимпиада вот какой дух несет: люди чувствуют некую солидарность, увлечение некое общим делом, потом замечательные примеры мужества спортсменов. Ведь оценивают и аплодируют часто даже не спортсмену своей страны, а тому, который действительно блестяще выиграл. В этом смысле психологически преодолевается рознь мира сего. Преодолеваются границы, и подлинный подвиг спортсмена вызывает уважение у тех людей, которые с этим спортсменом не связаны ни национальностью, ни культурой, ни языком. И в этом положительная сторона Олимпиады.

Дай Бог, чтобы Олимпиада привлекла к занятиям спортом побольше детей и подростков. Потому что есть проблемы. Гедонистический образ жизни, который сегодня искусственно насаждается – ешь, пей сколько хочешь, веди себя как хочешь — он изгоняет такое важное понятие, как самоограничение, на церковном языке — аскезу. Аскеза — это и есть самоограничение. И это не только удел тех, кто в пещерах Афонской горы спасается. Без аскезы человек жить не может, без аскезы не может быть внутреннего роста. Спорт непременно налагает на человека огромные самоограничения — по весу, по образу жизни, по состоянию мышц, по состоянию духа. Если человек занимается спортом, очень часто мишура повседневной жизни, которая плохо отражается на духе и теле, провоцируя болезни душевные и телесные, она уходит. Поэтому я считаю, что занятия спортом полезны не только для тела, но и для души человека. А когда это еще сопровождается глубокой верой спортсмена, то это то, что надо.

(Из интервью Патриарха после посещения предолимпийского Сочи)

Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевской церкви г. Кишинева:

— Думаю, даже среди священников не будет единого и общего мнения об Олимпиаде. Священники, как и все люди, разные, и каждый имеет собственную человеческую и гражданскую позицию. Слово священника об Олимпиаде будет его личным мнением, а не мнением Церкви. Причем мнений будет множество, порой радикально противоположных: от «языческой вакханалии», «бесовского огня» и «распила денег» до «триумфа прекрасного».

На самом деле правда где-то посередине. Если вглядываться в Евангелие, в простую правду Священного Писания, то мы увидим, что Господь всегда выражал человеческое отношение к Родине и подчеркивал, что он пришел к Своему народу. Соответственно, любовь к ближнему в этом смысле начинается с любви к окружающим людям — домашним, соседям, землякам, согражданам. Если Олимпиаду не демонизировать, то можно сказать, что она актуализирует некоторые важные аспекты, через которые мы ощущаем себя не заурядным периферийным народом, не чужаками в мировой культуре, а нацией, способной на победы и высокие свершения.

Но, к сожалению, в мире все подвержено порче и помазано неправдой. Поэтому христианину неприятно смотреть на эти победы, когда они не связаны ни с чем духовным. Нам хочется, чтобы они были связаны в первую очередь с порывом духа. А дух нации коренится не в шизофрении современного спорта, пропитанного деньгами, коммерцией и химикатами. Нам хочется хотя бы отчасти ощутить в Олимпиаде ту меру жизни, какую мы помним из советского времени, когда в спорте была чистая честь. Даже при коммунистическом парадоксе получался более честный взгляд, более близкий христианину, которому хочется, чтобы спортивная победа была ради Бога, ради Отечества, ради правды. И здесь кроется та грань, преступление которой коробит сердце православного.

Но все же, я думаю, сохраняя здравый взгляд на вещи, мы понимаем, что и сегодня спортивные победы нам нужны. В современном мире, в современном обществе, живущем в условиях уникальной свободы и уникальной неправды, эти победы нужны особенно.

Долгие годы упадка спорта не лучшим образом сказались на состоянии нации. Когда-то спорт был бесплатным, доступным и повсеместным. И из этого тоже складывалось и наше здоровье, и мировосприятие. Сегодня серьезный спорт — элитарное и дорогое занятие, о никакой массовости речь уже не идет, особенно в провинции. Может быть Олимпиада сможет изменить ситуацию к лучшему?

Можно ли православным смотреть Олимпиаду и болеть? Православие – не система разрешений или запретов. Православие – это некая «дорожная карта» которой человек пользуется в меру глубины своего сердца, усердия в молитве, духовного подвига. Главное для священника, которому прихожане задают подобные вопросы — проявить обычную человеческую мудрость. Если на вопрос о том, можно ли болеть за олимпийцев, ответить человеку: «Ты что, с ума сошел?», не рискуем ли мы большим? Или наоборот: «Батюшка, правда, что Олимпиада — это бесовщина?» — «Да ты сам бес!». Тайна духовничества в том, чтобы всегда понимать, что нам дороже. Если мне дороже человек, то некоторые вещи нужно умалчивать. Поэтому я с радостью благословлю и болеть, и не болеть. То и другое — равнозначно. Но я не поддержу никакую категорическую позицию.

Сам болеть за олимпийцев не буду, меня спорт интересует мало, особенно зимний — в силу того, что я живу в Молдавии, где снег бывает три дня в году. Посмотрю открытие Олимпиады, и какие-то самые знаковые вещи.

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область, миссионер:

— Читаю нынешние комментарии и обсуждения в православном интернете о грядущих Олимпийских играх и диву даюсь. Основоположник олимпийского движения барон Пьер де Кубертен главную цель возрождения Олимпиад видел в идее «О, спорт, ты мир!», а мы сегодня своими рассуждениями о греховности спорта как такового пытаемся превратить время торжества человеческой красоты, здоровья и гармонии в обыкновенное греховное ристалище. Спорт, позволяющий наяву увидеть красоту Богом созданного человека и понять сколь высокие возможности дал нам Творец, сопрягается нашими православными толкователями со столькими «но», что впору махнуть рукой и выбросить гантели в мусорное ведро, а лыжи — с балкона… После удаления из православной жизни гантелей, эспандеров, обручей, коньков и лыж надобно настроить приемник только на радио «Радонеж», или, в крайнем случае, на радио «Град Петров», а телевидение, естественно, имеет право в нашем доме показывать только «Союз» в России или «Глас» в Украине.

Они, видишь ли, не отвлекают нас от молитвы, не привносят в нашу жизнь страсти и ограждают от лукавых искушений!

Знаете, чем обычно заканчиваются подобные аскетические «подвиги»? Элементарной духовной и телесной дистрофией, когда самая открываемая дверь в доме — не та, куда друзья стучатся, а дверь холодильника, когда лучшим четвероногим другом определяется даже не собака или кошка, а родной, тобой уже продавленный, диван.

Нет и быть не может зла там, где национальный эгоизм уступает место единству, где политика покоряется красоте, где дружба превосходит и побеждает любую неприязнь и, тем паче, противостояние.

Да, можно увидеть слезы проигрыша у олимпийца, и в запале соревнования услышать не совсем удобоваримое слово, но посмотрите через некоторое время на тех, кто проиграл и выиграл, кто честно сражался на ледовой арене или в лыжном слаломе — как красивы и одухотворены их лица…

Я уже не говорю о таком удивительном по красоте соревновании, как фигурное катание, где сочетание внешнего и внутреннего во всей своей красоте проявляется.

По сути, цель Олимпийских игр вполне соответствует словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, через красоту сотворенного Им мира.(см. Рим. 2, 14-15). Высшим же творением Божиим человек является, поэтому выступление спортсменов, их совершенство и достижения есть гимн этого творения.

Греховным же в спорте, по моему мнению, есть только один момент: когда тренер требует от спортсмена «превзойти себя», чего не может быть по умолчанию. Все же остальное, в том числе и стремление победить и стать чемпионом, не несет в себе ничего душевредного.

Всегда ждал и сейчас жду Олимпийские игры. По мере возможности буду следить за перипетиями соревнований и даже надеюсь, что праздник возможностей человека в какой-то мере успокоит  страсти в нашей горемычной державе.

Священник Александр Тимофеев, заместитель заведующего кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии, кандидат богословия:

— О зрелищах, в том числе спортивных, отцы Церкви высказались довольно определенно еще в античности. Если кто забыл, пусть обратится к словам свт. Иоанна Златоуста, который называет самый невинный из них вид – скачки на ипподромах –  «нечестивым и гибельным зрелищем», или свщмч. Киприана Карфагенского, восклицавшего «Сколько пустоты в этих состязаниях!».

Можно, конечно, возразить, что олимпиады сейчас не те, что в античности и не подразумевают языческих жертвоприношений и прочего. Однако, главная движущая сила спортсменов – тщеславие — никуда не исчезла, да и страсти болельщиков которые впадают в «такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач» (свт. Иоанн Златоуст), по-прежнему сопровождают все спортивные состязания. Тщеславие и страсть к победе вопреки всему приводят и к порче здоровья спортсменов, и к употреблению допингов, делая профессиональный спорт бизнесом, нередко весьма бесчеловечным.

Лично я сам предпочитаю различать физкультуру (или любительский спорт) и спорт профессиональный. Первым я немало занимался в своей жизни в более молодые годы, от единоборств, спортивного ориентирования до прыжков с парапланом. Сейчас регулярно хожу со своими тремя детьми на лыжах, а летом – в походы или плавать. Сын ходит в секцию русского рукопашного боя. Климент Александрийский в его знаменитом «Педагоге» писал: «…гораздо полезнее для юношей гимнастические школы… они укрепляют здоровье молодых людей… если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно».

Но есть вполне определенная грань, до которой заниматься спортом можно… Моя супруга в школьные годы весьма успешно занималась художественной гимнастикой. Но когда нужно было ехать на международные соревнования для получения «мастера спорта», духовник – архим. Гермоген (Муртазов) — не разрешил. Конечно, вначале было очень обидно, но со временем мудрость решения духовника стала очевидной. Занятия профессиональным спортом не позволили бы получить нормальное образование, а если судить по судьбе других ее сверстниц, то о большинстве из них известно, что они погубили душевное и физическое здоровье, служа идолу большого спорта. Что касается, расходования крупных бюджетных средств на Олимпиаду, не лучше ли было потратить их на развитие детских и молодежных секций и клубов по всей стране? Разве не очевидно, что того, что сейчас делается в этом направлении, недостаточно? А смотреть или не смотреть олимпийские соревнования пусть каждому христианину подскажет совесть.

Протоиерей Валентин Скрыпников, глава Социального отдела Волгоградской епархии, настоятель волгоградского храма Святителя Иннокентия Московского:

— Отношение к профессиональному спорту довольно сложное. При том, что православные стараются бороться с гордостью, в программе подготовки спортсменов тренеры опираются на это качество, как на стимул к победе. И здесь все зависит от самого спортсмена. Если он сможет понять, что результат все равно в руках Божиих, а радость от победы будет больше радостью за страну, а не за себя, то есть надежда не погибнуть духовно. А патриотизм у православных еще никто не отменял. И если есть возможность послужить стране, что в этом плохого? Хуже, когда возникает неуправляемая страсть, причем и у болельщиков тоже. Поболеть за наших спортсменов, поддержать их молитвой, порадоваться успехам – в этом греха нет. А вот когда парализуется основная деятельность, боление сопряжено с выпивкой, дикими эмоциями, осуждением и сквернословием в адрес тех, кто неудачно выступил, это совсем другое дело. Поэтому пусть каждый даст себе ответ на вопрос: ради чего я собираюсь смотреть репортажи с Олимпиады?

Протоиерей Игорь Фомин, клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади:

— Сам в прошлом спортсмен, люблю спорт, люблю смотреть спортивные программы. Грех ли болеть за команду? Здесь основополагающее слово – болеть. Болеть можно только Христом, все остальное для верующего человека – второстепенное. Я бы сказал, все должно быть в меру – занятия спортом, увлечения, все, что не греховное – позволительно человеку, но опять же в меру. Без меры – только Христос.

Смотреть Олимпиаду можно, но если вечернее молитвенное время совпадает с трансляцией, с выступлением любимой команды или спортсмена, то лучше отложить просмотр и спокойно уделить время молитве. Так будет честно по отношению к себе, к своей совести.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.