Оклады выросли
Зарплата учителя складывается из двух частей: оклада, который рассчитывается, исходя из нормы ученико-часов (1 час учебной работы с 1 учеником в соответствии с учебным планом, до 1 сентября 2025 года его цена составляла 35 руб.). Для школьных учителей и преподавателей колледжей норма — 18 часов в неделю. Учитель в классе из 25 человек имел оклад 63 тыс. рублей в месяц. Плюс к этой базе прилагались всякого рода стимулирующие выплаты, надбавки, премии, компенсации. Это поощрения за высокие учебные результаты в истекшем году, проверка тетрадей, классное руководство, методическая работа, квалификационная категория, работа с детьми с ОВЗ и многое-многое другое.
В 2023 году учителя, по данным московского правительства, получали от 90 тыс. рублей (примерные данные по объявлениям о вакансиях) до 144,8 тыс. рублей в месяц (эту цифру озвучил департамент в связи с визитом Михаила Мишустина в школу 1579).
С 1 сентября 2025 года стоимость ученико-часа выросла до 37 рублей, а 70% фонда стимулирующих выплат будет распределяться на основе объективных образовательных результатов школьников, а не исходя из решения администрации школы, а также стажа и квалификации. Их будут распределять через методические объединения предметников, так называемые кафедры.
Иначе говоря, сколько выплатить учителю за успехи учеников, будут решать его коллеги.
Кроме того, для преподавателей вводятся повышающие зарплатные коэффициенты в зависимости от дисциплины. Русский язык, литературное чтение, математика и окружающий мир в начальной школе — 1,3; математика, информатика, физика, химия, биология — 1,3; русский язык, литература, история — 1,2; обществознание, география, иностранный язык — 1,1. Эти коэффициенты учитывают сложность дисциплины, объем проверки тетрадей, подготовку к практическим занятиям и методическую работу.
— Для привлечения и удержания лучших из лучших педагогов мы создаем всегда самые комфортные условия. Конечно, достойная зарплата всегда была для нас приоритетом, ну и таким преимуществом конкурентным для Москвы, поэтому мы в этом году приняли решение совершенствовать систему оплаты труда, сделать ее более прозрачной и справедливой, — говорила накануне начала нового учебного года руководительница ДОНМ Ирина Каклюгина. — С 1 сентября зарплата у педагогов увеличится в среднем на 24%.
А чего ожидают сами учителя?
В классах станет больше детей
Стимулирующие выплаты, которые фактически составляли вторую половину зарплаты московского учителя в государственной школе, целиком зависели от администрации и лично от директора. Эта непрозрачность была большим минусом.
— Помимо ставки за ученико-часы, у учителей часто было много разных надбавок, и, будем честны, иногда они были весьма непредсказуемы, — говорит учитель русского языка и литературы Иван Лепихов (имя изменено). — Теперь же вводят единую формулу, частью которой и являются повышающие коэффициенты для разных дисциплин. В эти коэффициенты, по идее, уходят всякие «дополнительные» занятости — проверка тетрадей, диагностики и контрольные. Отдельных доплат за это теперь не предусмотрено. С одной стороны, повышается прозрачность. Но есть и вопросы.
Например, во многих школах сильно понижается оплата за классное руководство, а это огромный и сложный труд. Непонятно, насколько широки будут возможности для директора (учитывая общий объем средств, выделяемых школе) в оплате разных уникальных элективных курсов, подготовки ученических исследований — в общем, всего «неформата».

Фото: thirdman / pexels.com
— Насколько я знаю, и департамент, и директора производили очень серьезные расчеты, чтобы зарплата не понизилась и даже повысилась, — продолжает Лепихов. — Другое дело, за счет чего. Самый очевидный способ — увеличить количество учеников в классе. Морально нас к этому готовили давно, но сейчас класс не будут открывать, если будет меньше определенного количества учеников. Это общий тренд, набиванием классов заняты все школы, иногда под 35 человек. Детей столько, сколько можно поставить стульев.
— Денег школам дали чуть больше, но зарплаты нужно повысить аж на 24%. Придется где-то изыскивать эти резервы. Значит, у учителей должна увеличиться нагрузка, чтобы платить бóльшую зарплату меньшему количеству людей. Раньше в классе должно было быть не менее 25 детей. Набрали 50 человек — два класса, достигли планки в 75 человек — три класса.
Классы станут больше, учителей меньше, и зарплата повысится, вот и весь финт ушами.
Насколько мне известно, минимальное число учеников в классах рекомендовано увеличить до 28 в младших классах и до 32 в старших. В целом принцип всегда один и тот же: добавят оклад — сократят стимулирующие, — уверена учитель химии и по совместительству, на другой работе, финансовый менеджер Ирина Игнатьева (имя изменено).
Уйдут надбавки и ставки
Скорее всего, под сокращения попадут нетиповые случаи, от преподавания японского языка до надомного обучения детей с ОВЗ, где основную часть составляют не часы, которых мало, а именно надбавки.
— Сама по себе унификация — понятная мера, но она не учитывает разного рода уникальные ситуации: маленькие подгруппы и всякого рода профильные классы. Когда они существуют в рамках большого комплекса, там есть пространство для маневра, благодаря совмещению нагрузок и доплатам, но маленьким школам и школам со спецификой, авторским и интересным, придется, кажется, трудно, — считает Лепихов.
— У меня перед глазами пример ребенка, которому в начальных классах самой обычной районной школы поставили диагноз и выделили три раза в неделю занятия с логопедом и дефектологом, — рассказывает Игнатьева. — Это было здорово, родители даже ни о чем не просили. Но сейчас, боюсь, все непедагогические профессии — логопед, дефектолог, психолог — пойдут под нож. У нас один психолог на школу, а останется один психолог на комплекс из 6-7 зданий. Как к нему водить детей? Штатная единица будет закрыта, но смысла в таком специалисте нет.

Фото: anete-lusina / pexels.com
— Увы, нам говорят не о повышении реальной зарплаты специалиста, а о повышении показателя, — продолжает Ирина Игнатьева. — Это значит, что постараются не брать человека с небольшой нагрузкой. Кого-то переведут в педагоги допобразования, и при этом он все равно будет вести уроки, поскольку имеет соответствующую квалификацию. А показатель средней зарплаты будут рассчитывать по учителям и воспитателям, которым совместят несколько ставок, и получится, что на круг зарплата выросла. Но у части учителей она упадет.
В школах существовали различные надбавки, например, 10-20 тыс. рублей, если учитель активно пользовался порталом МЭШ. За своевременное заполнение журнала, онлайн-проверку домашних работ и другие действия начислялись баллы, которые в конце месяца переводились в деньги. Но получить их было все труднее.
— Сначала для химиков появились так называемые лаборатории — симулятор химических реакций. Если ты его во время урока открываешь, то получаешь сколько-то баллов. Но работает это через пень-колоду, пользоваться страшно неудобно. А прошлой весной от учителей начали требовать, чтобы они сканировали и выгружали в МЭШ контрольные работы.
Это занимает столько времени, что проще заработать деньги как-то иначе.
Какие-то коэффициенты станут меньше, какие-то отвалятся, но это не значит, что ты перестанешь выполнять эту работу. Когда я начинала работать 20 лет назад, еще при сметном финансировании, школа могла включать в нагрузку часы дополнительных занятий с отстающими или пропустившими учениками, — вспоминает Ирина. — При сметном финансировании размер приходящего в школу «денежного мешка» зависит от количества часов. А при подушевом есть фиксированный размер, и чем больше часов, тем меньше оплата часа. То есть у школы нет денег на оплату часов учителя, который остался после уроков. Приходится оставаться бесплатно.
Неравноправие предметов
Дмитрий Казаков, руководитель профсоюза «Учитель», считает разделение педагогов на категории в зависимости от преподаваемых ими предметов несправедливым.
— До сих пор учителям на основании аттестации присваивали квалификационные категории, где учитывался их опыт и методические достижения, за что они получали дополнительные выплаты, — считает Дмитрий Казаков. — Как это будет учитываться в соответствии с новыми правилами, пока неизвестно, зато мы уже знаем, что математик у нас, оказывается, лучше словесника, и оба они лучше учителя по обществознанию. Якобы математика — это более сложный предмет, и за него нужно больше платить. Это базовое неравенство обкатывается на Москве и, скорее всего, потом пойдет в регионы.
— Я и мои коллеги оказываемся в выигрышном положении, но совершенно это не приветствуем, — говорит учитель математики и член профсоюза «Учитель» Иван Меньшиков. — Понятно, что учителя русского и математики в 5-6-м классе должны ежедневно проверять тетрадки, это огромный объем работы, которого нет, скажем, у учителей физкультуры. Но у них есть своя ответственность, которой мы лишены, — например, риски, связанные с травматизмом. У школы и так имелись все необходимые инструменты для того, чтобы дифференцировать зарплату в зависимости от условий. Были доплаты за проверку тетрадей, за работу во внеурочное время и многое другое. Зачем вводить какие-то новые нормы? Насколько я могу судить, изучив приказ, учителя «первого сорта» будут действительно больше получать, но есть опасения, что это будет сделано за счет того, что уберут надбавку, например, у учителя истории. Либо в абсолютных цифрах ничего не изменится, учителя математики получат увеличение окладов за счет уменьшения стимулирующих и прочих выплат.

Фото: Анна Селина
— Я не считаю, что провести физику сложнее, чем урок русского языка в начальной школе, — считает учитель физики Константин Барковец. — Да, мне не нужно проверять по 100 тетрадей в неделю, но у меня много демонстрационной работы, связанной с экспериментами и оборудованием, и к этому тоже необходимо готовиться. Странно делить предметы на простые и сложные и привязывать к этому оплату учителей.
Тем не менее сложность предметов прописана в СанПиН. Самыми сложными в 9-м классе считаются физика и химия (коэффициенты 13 и 12), сразу за ними идут история (10), иностранный язык (9), а уж потом геометрия (8) и алгебра (7).
— На каких бы критериях ни основывались авторы этих СанПиН, выходит, что история — не менее сложный предмет, чем математика. Так что нынешние коэффициенты связаны не со сложностью предмета, а с запросами рынка труда, как его понимают заказчики реформы, — комментирует Игнатьева.
— А что удивляться? У нас на самом высоком уровне заявлено о приоритете математики, дисциплин естественно-научного цикла и о том, что эти педагогические кадры нужно дополнительно стимулировать, — говорит Лепихов.
Учителя уходят
В 2023 году в российских школах работали 1,14 млн человек, а в 2024-25 годах уже 1,13 млн. Дефицит на сегодняшний день оценивается в 250 тыс. человек. При этом каждому шестому учителю — больше 60 лет, а доля учителей моложе 35 лет все последние годы остается на уровне 23%, по данным исследования «Если быть точным». Если новые нормы оплаты, принятые в Москве, распространятся на страну, помешает ли это уходу учителей?
— Директора будут стараться перераспределять суммы выплат между базовой и стимулирующей частью зарплаты так, чтобы у большинства учителей итоговая зарплата не упала. В школах и так дефицит кадров, поэтому эти изменения, разрушающие худо-бедно налаженную систему, директорам даром не нужны. Но люди все равно будут уходить, — убеждена Игнатьева. — Дело ведь не только в зарплатах. Скажем, у учителей химии часы не урезаются, но все время усложняется курс. У историков учебный материал все время пересматривается.
Специфическое школьное «достигаторство», когда поощряют учителей, чьи дети имеют олимпиадные успехи, тоже деморализует.
Нет детей, с которыми было бы сложнее или проще работать, везде требуется свой педагогический подход.
Но учителям, чьи дети показывают высокие учебные результаты, выплачивают премии из грантов, которые топовые школы получают за победу учеников в олимпиадах. А что делать тем, кто работает с низко мотивированными детьми?
— Конечно, с крутыми олимпиадниками работать очень сложно, они не строятся «в шеренгу по пять», вынимают из тебя мозг, ты должен очень много знать и не можешь расслабиться. Оттарабанить урок не получится, нужно все время идти туда, куда идут они, и хорошо ориентироваться, — эмоционально объясняет Игнатьева. — Однако работать с отстающими не менее сложно. Просто это другой тип квалификации, который в наших формальных критериях не учитывается. Если ты учитель в хорошей школе, где дети сдают ЕГЭ на хорошие баллы, то ты будешь хорошо получать. А если преподаешь на депрессивной окраине, то заработаешь гораздо меньше, хотя работа не легче. Увы, дополнительные выплаты не стимулируют к нормальной работе с детьми. Они стимулируют учителей получше переходить в те места, где показатели повыше, либо перебираться в репетиторство.
Взгляд из региона
Молодые педагоги получают самые низкие стартовые зарплаты по сравнению с остальными специалистами (61 тыс. рублей у бакалавров и 75 тыс. у магистров), а рост доходов в профессии медленнее, чем в других специальностях. Из-за низкой оплаты и высокой нагрузки многие молодые учителя через несколько лет после выпуска уходят из школ: из выпускников 2024 года в образовании пока работают 57%, а из выпускников 2016-го — лишь 47%, говорится в исследовании НИУ-ВШЭ. На бумаге учительские зарплаты по России растут, однако отчеты не показывают совмещений ставок, роста аудиторной нагрузки и количества народу в классах, а также неравномерности оплаты учительского труда в зависимости от региона. Возможно, московскую систему оплаты труда распространят на всю страну, но это пока предположения.

Фото: mart production / pexels.com
— Только что взяла свой квиток по заработной плате и сравнила с тем, что было год назад. Моя зарплата упала на 12 тысяч, — признается учитель истории из Кемеровской области Анастасия Христофорова (имя изменено). — Я учитель высшей категории, отличник просвещения, у меня 32 часа нагрузки и старшие классы. К тому же в курсе по истории без конца происходят какие-то изменения, которые приходится учитывать. В сентябре я получила 48 тысяч, а на этой неделе нам подписали тарификацию, и зарплата еще уменьшится. Я не хочу бросить камень в свою школу, наша администрация делает все возможное, чтобы наши зарплаты не упали еще больше. Но наша область в тяжелом положении. Москва с ее зарплатами отсюда кажется другой планетой.
У нас объявили оптимизацию, происходит укрупнение классов, — продолжает она. — Если в параллели было 4 класса по 25 человек и один класс на 20 человек, то его разбросают, чтобы сделать 4 по 30. Я-то понимаю, что и в Москве-то есть совмещение нагрузок, переполненные классы, бюрократический контроль. Но 64 из 68 моих коллег скажут с раздражением «опять москвичи недовольны». А на самом деле все школы сталкиваются с одними и теми же проблемами.