Будьте святыми!

Будьте святыми!

Какие мысли вас посетят, если станете свидетелем такого диалога:

– Вот скажи мне, для чего ты в церковь ходишь, молишься, постишься?

– Как для чего? Святым хочу стать.

Боюсь, что многие, даже те, кто определяет себя православным, заговорят о гордыне и нескромности подобного ответа.

Стать ученым, бизнесменом или даже президентом – вполне допустимый ответ, как и стремление к богатству приемлемый, но вот святым…

Хотя ничего в этом странного и, тем паче, запретного нет, совершенно законное и реально достижимое желание.

Помнится, в первые годы возрождающейся Оптины, послали нас троих трудников покрасить металлическую крышу над колодцем амвросиевским, который перед входом в скит находится. Тогда колодец небольшим был, простеньким.

Красить трем вполне здоровым и практически молодым мужикам кровельное железо труда не составило. Дольше краску размешивали да лестницу искали, чем красили.

Справились быстро. Уселись на скамье рядом с колодцем и, естественно, на богословские темы разговор повели. Да и о чем еще было говорить во времена доживающего свой век Советского Союза в одном из первых возвращенных властью монастырей? Книжек православных тогда было мало, вернее, вообще почти не было, по телевиденью о православии не говорили, молодой Кураев только писал первые работы, а о профессоре Осипове знали лишь выпускники московской семинарии. Так что богословами были все, а самым продвинутым, кто смог найти и прочесть репринтного авву Дорофея и контрабандного Серафима Роуза.

За этим творческим и интересным занятием нас застал скитской иеромонах отец Зосима, причем как он, при всей своей богатырской стати, к нам сзади неслышно подошел, мы так и не поняли.

– И чем занимаетесь, братия? – громогласный голос тогдашнего иеродиакона, заставил вздрогнуть вековые оптинские ели, напугал белок и согнал с соседних деревьев всех птиц.

Ответить однозначно, как то сразу не удалось.

Отец Зосима, оглядев наши заросшие изначальными бородами лица, задал второй не менее сложный для разрешения вопрос:

– Вот хотел бы спросить, для чего вы в монастырь приехали?

На неловкое бормотание насчет «помолиться» и «посмотреть» иеродиакон внимания не обратил, и сам ответил:

– Правильно, спасаться, то есть стать святыми.

Насчет «спасаться» мы еще могли согласиться, так о спасении в вечности и разговор-то был, но вот, чтобы наряду со всем сонмом оптинских старцев и подвижников в их ряды попасть, то бишь святыми стать, даже помышления не возникало.

Пока мы внутренне пережевывали данный богословский изыск, отец Зосима продолжал:

– И какая святость у вас может проявиться, если вы толком и крышу на колодце покрасить не смогли? Перед преподобным Амвросием не стыдно?

Мы посмотрели на скорую руку выполненную работу и нам стало действительно стыдно и перед преподобным, и перед Зосимой. Пока мы разговоры разговаривали и решали вопросы вечности, солнышко нашу работу пригрело и, сильно разведенная олифой синяя краска разошлась по кровельному железу желтыми полосами с сюрреалистичной наклонностью.

– Сейчас исправим, – чуть не  хором ответили мы, но отвечать было некому, лишь увидели развивающуюся мантию монаха мерно шествующего в сторону монастыря по лесной тропинке.

До дня нынешнего вспоминается этот практический урок учения о спасении. О том, что наука эта сотериологией называется я, наверное, в то время еще не знал, но то, что вера наша не только хранительница традиций и воспитательница благочестия начал понимать именно после простых оптинских примеров, где главными участниками были святые подвижники этого монастыря.

По иному и быть не могло. День начинался пред мощами преподобного и заканчивался с молитвенным вспоминанием всех старцев.

Вспоминаются диалоги:

– Куда бежишь? – спрашиваю у монастырского насельника.

– К Амвросию, посоветоваться.

Или

– Ничего не выйдет!

– А ты к преподобному ходил?

Реальность участия подвижников веры в делах и молитве сомнениям не подвергается, поэтому и столь велик мартиролог наших святых. Русский народ родил их миллионы, и как говорит самый плодовитый проповедник в сане священническом, отец Дмитрий Смирнов: «Плодоношение продолжается до сих пор и будет до скончания века».

Праздник всех святых в земле Русской просиявших это практическое утверждение и подтверждение: если человек от всей души стремится к Господу, старается хранить свое сердце, если он молится, остерегается прегрешений, причащается, то он тоже со своим малым светом входит в сонм людей, просиявших святостью.

Так что, пожелание стать святым вполне правильное, как с богословской, так и с житейской стороны.

Помните как святой и праведный Иоанн Кронштадский говорил?

Вот его слова: «Неблагонадежный, неистинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым… Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми. Святость не есть завидная доля одних только апостолов, святителей, мучеников, преподобных, а прекрасная доля всех нас».

С праздником, и будьте святыми!

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Экономист Оксана Синявская о том, откуда берутся пенсии и почему их скоро может не стать совсем
Рассказ эконома Заиконоспасского мужского монастыря на Никольской

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: