На днях ехали по Москве на Павелецкий вокзал. С тяжелыми сумками, поэтому на такси. Водитель пытался объехать пробки, выискивал какие-то неведомые мне переулки и закоулки и уже начинал нервничать, видя, как тает время. И вот, на одном из перекрестков бросается ему буквально под колеса какая-то внушительных габаритов дама. Слава Богу, затормозить успели… Ехали на зеленый, она летела во весь опор на красный. Но и сама красная — от негодования:
— Куда прешься? Меня не видишь, что ли?
Ее цепкий взгляд выхватывает со второго плана меня и мою маму-монахиню. Дама просто заходится:
— Вам там, что, Бог дал право людей давить?!
— Да они-то при чем? Вы ж сами на красный свет шли! — возмущается таксист.
Куда там…
Такое впечатление, что очередной, бесчетный уже раз срабатывает хорошо знакомый механизм: если что-то не так и где-то рядом Церковь, то виновата она. Даже если и вины чьей бы то ни было в этом «не так» нет и если Церковь к сему очевидным образом никак не причастна. Все равно.
Власть в стране не та? Народ обречен на жалкое потому существование? — Да кто ж тут, кроме Церкви, виноват может быть?..
Механизм известный, работает в самых различных областях — от политики до быта. Известный, но до конца все равно еще непонятный.
В чем тут дело? То ли мы слишком уж «не такие, как все»? Но вон по улицам такие «не такие» ходят, совсем никакие, можно сказать. И ничего.
Или это за годы советской власти подобное к нам отношение укоренилось? Опиум для народа, попы-тунеядцы, на горе людском наживающиеся… Возможно. Стереотипы, за те годы в сознание внедрившиеся, очень живучи, как практика показывает. Советское — оно даже в бывших антисоветчиков так въелось, что никаким чистящим средством не отчистишь.
А может, мы такие активные стали, что всем до смерти надоели? И на экранах мы, и на газетных полосах… Да нет, вроде. И когда не такие активные были, все то же место имело.
Мне кажется, я знаю в чем дело. Хоть и боюсь сказать. Но все же осмелюсь. Мы просто пришли на смену евреям и велосипедистам. Помните знаменитый диалог у Ремарка?
— В войне виноваты евреи!
— Правильно! Евреи и велосипедисты!
— А при чем тут велосипедисты?
— А при чем тут евреи?
Абсурдно, но жизненно. Как и в случае с Церковью.
Беда только в том, что евреев сегодня от любых нападок — как несправедливых, так и справедливых — защищает весь цивилизованный мир. Велосипедисты в защите вообще не нуждаются, разве что от автомобилистов. А вот Церковь…
Церковь не так давно — в историческом масштабе — пережила страшные гонения. Потом десятилетия жесточайшего пресса, тех же гонений, но уже бескровных. Все слишком свежо в памяти, чтобы относиться к сегодняшним обвинениям и обвинителям бестрепетно благодушно. Потому как и начиналось-то все — тогда, в царской еще России,- примерно так же. А закончилось варварским истреблением и Церкви, и служителей ее, и верных ее чад.
Я понимаю, что если для кого-то это напоминание достаточное основание, чтобы удержать язык от глупого и постыдного злословия, то для кого-то оно пустой звук. Но есть ведь, кроме напоминаний, и закономерности. Исторические опять же.
Есть такой анекдот… Может и не пристало лично мне его тут приводить, но вот запал как-то в память…
Умирает глава большого армянского семейства.
— Дети, об одном прошу: берегите евреев!
— Почему, дедушка?
— Их перебьют, за нас примутся.
То ли смешной анекдот, то ли жестокий. Но в определенной логике ему не откажешь. В мире все взаимосвязано. И евреи, и армяне, и Церковь, и велосипедисты…
…Дело не в том, конечно, что когда нас перебьют, то за кого-то еще примутся, потому как очередь придет. Просто холодно и страшно будет в мире, где вместо любви воцарится толерантность, а вместе подлинной христианской терпимости — равнодушие. Очень страшно будет в мире, из которого изгонят тех, кто имеет заповедь прощать, потому что Бог прощает, и миловать, потому что Он милует, и не воздавать злом за зло, потому что Он не воздает.
Всем несладко придется. И евреям, и велосипедистам. Всем.
Игумен Нектарий (Морозов)