Главная Общество Аналитические обозрения

Церковь растолковала человеку его права

Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы.

Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в «Основах социальной концепции» РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Комментируя документ, представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил: «С одной стороны, в нем нет ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано. Он еще раз объясняет и дает христианскую оценку политико-правовой системы. С другой стороны, он отличается глубокой богословской формой».

  Действительно, «Основы» в изобилии снабжены цитатами из Священного Писания и отцов Церкви, касающимися греха и свободы. Именно грех, по мнению Церкви, разрушает подлинную свободу. Соответственно законы должны быть направлены на защиту нравственности. А в качестве нарушителей прав человека могут выступать художники, писатели и журналисты, прочие деятели, оскорбляющие религиозные святыни и попирающие традиционную мораль.

  В этом просматривается принципиальное расхождение между православным подходом к борьбе за соблюдение прав человека и либеральным. Либералы рассматривают в качестве нарушителя прав человека исключительно государство. Православные к власти относятся иначе. В «Основах» об этом сказано так: «В истории народов, окормляемых Русской православной церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества властии общества». И хотя один из принципов правозащитной деятельности Церкви сформулирован как «охрана личности от произвола лиц, облеченных властью»,его не стали подкреплять ссылками на Библию. А там о произволе властей говорил и Екклезиаст: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда». И пророк Исайя: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

  Еще более глубокие разногласия прослеживаются по конкретным проблемам. Либеральные правозащитники против смертной казни. В новых «Основах учения» Церковь признает, «что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной церкви». Церковь оставляет за собой лишь «долг печалования об осужденных на казнь,прося для них милости и смягчения наказания». Впрочем, эта позиция была сформулирована еще в «Основах социальной концепции», а вчера лишь еще раз подтверждена. При этом архиереи однозначно и категорично выступили против эвтаназии и абортов.

  Бурю возмущения среди либералов, а также среди других религиозных общин России, возможно, вызовет и православное понимание свободы совести. Признавая равенство граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии, Архиерейский собор указал: «Общество имеет право свободно определять содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для страны или региона, вклада в историю и культуру». Тут уместно вспомнить о том, что российский закон «О свободе совести» признает особую роль православия в становлении и развитии страны. Естественно, Церковь напомнила о праве детей на получение религиозных знаний в школе. С этим не согласны не только либеральные правозащитники, но и некоторые исламские и еврейские религиозные объединения.

  Пожалуй, одним из немногих положений «Основ учения», позволяющих либеральным правозащитникам и православным сотрудничать, осталась экология. Церковь призывает хранить «красоту природы».

  Собор призвал верующих включаться в правозащитную деятельность. Руководитель правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев надеется, что голос Церкви будет услышан:

  — За год удалось в двух случаях добиться смягчения приговора, привлечь к уголовной ответственности за разжигание межрелигиозной розниязычника-издателя. Мы дали сотни консультаций по вопросам получения гражданства. Защищали от закрытия православные детские приюты. Но для представительства в суде людей нам не хватает. Таких центров, как наш, нужно создавать десятки — по всей стране.

 

Источник: Известия (Россия) Дата выпуска: 27.06.2008 Номер выпуска: 115 (27640) 

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.