Опыт
Отец Марио Пецци — католик. Неокатехуменальный Путь – движение в Римско-католической церкви, основанное испанцем Кико Аргуэльо и Кармен Эрнандес в 1964 году. Целью движения является возрождение в отдельных приходах общинной жизни. На проходящем в Москве Международном форуме «Многодетная семья и будущее человечества» «Правмиру» удалось пообщаться с отцом Марио Пецци – итальянским священником, который является одним из основателей Пути.

Отец Марио, расскажите, пожалуйста, о Неокатехуменальном Пути, о его возникновении, о тех, кто стоял у истоков его создания.

– Неокатехуменальный Путь возник благодаря Кико Аргуэльо. Он был довольно известным художником и даже получил специальную премию Испании в области живописи. Будучи подростком, он исключил Бога из своей жизни и пережил опыт экзистенциального атеизма. И вот однажды наступил такой момент, когда он уже не видел смысла в своей жизни. Тогда он стал взывать к Богу, кричать к Нему, и в этой молитве встретился с Господом.

После этого Кико решил посвятить всю свою жизнь Христу и церкви. Другим сооснователем Пути была Кармен Эрнандес. Вместе с Кико она и еще два человека отправились в трущобы в пригородах Мадрида, чтобы встретиться с жизнью бедных, узнать людей, прибывающих на дне общества. Кико и Кармен восприняли с большим воодушевлением и простотой опыт Иисуса Христа, Который был послан, чтобы спасти грешников.

В трущобах были пьяницы, нищие, воры, цыгане – люди потерянные, брошенные эгоистичным обществом и несущие на себе бремя греха всего этого общества. «Но вы бы слышали, как громко они молились», – говорила Кармен. Они приняли благовестие и поверили, что Иисус Христос любит нас такими, какие мы есть.

Отец Марио

Отец Марио

Вскоре там появилась христианская община – единство общения среди людей с израненными душами и страдающими от греха. Архиепископ Мадрида навестил эту малую общину, и она произвела на него огромное впечатление. Пообщавшись с людьми, он начал плакать, говоря, что теперь понимает, насколько плохим христианином является, и видит своими глазами присутствие Господа в общине.

Затем некоторые священники, с благословения архиепископа Мадрида, захотели перенести этот опыт, с которым они познакомились в общине Кико, в свои приходы. Когда первые общины начали появляться, было воочию видно, насколько легче они приживались в бедных районах, в сельской местности, чем в самом Мадриде. Так как часто состоятельные люди в городе отвергали Христа, не имея мужества признать себя грешниками. А в сельской местности, в более смиренной среде, возникали первые общины, которые существуют до сегодняшнего дня.

Один итальянский священник, услышав, как Кико проповедует, был поражен и пригласил его приехать в Рим, чтобы проповедовать там бездомным и хиппи – это был 1968 год. Архиепископ Мадрида дал Кико рекомендательное письмо к кардиналу-викарию, генеральному викарию Рима, и к кардиналу Флоренции. Так Кико и Кармен оказались в Риме.

Они делились опытом, который пережили сами, но их практически никто не принял, им говорили: «Все это хорошо для Испании, но не для нас». Тогда они снова отправились в трущобы, но уже в Риме – так начались первые катехезы в Риме, а потом во Флоренции и отсюда Путь распространился по всему миру.

Когда началось движение из трущоб в приходы, Кико увидел, что люди в приходах не знают самих себя, считают себя лучше, чем они есть на самом деле. Тогда он решил возобновить древний катехуменат – древнее оглашение, которое был раньше в церкви. Через него люди могли получить новую природу, увидеть, кто они есть, и принять Святого Духа. Так была сформирована поэтапная христианская инициация.

Затем появились первые странствующие катехисты. Нас приглашали в разные страны – Европу, Латинскую Америку, Северную Америку, Африку, Океанию, Азию, и там, на собраниях, которые мы называем конвивенциями, Кико и Кармен сформировали первый экип – команду странствующих катехистов, состоящую из священника и сестры или из двух супругов, священника и молодого человека. И так движение распространилось в сто двадцать стран.

Вскоре появились первые плоды. И основной плод – это семья. Апостол Павел говорит: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Многие бы хотели основать семью, но у них не получается. Почему? Апостол Павел говорит: «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14–15).

Согласно Священному Писанию, все люди находятся в определенной степени под властью дьявола, все мы подвержены первородному греху, и дьявол не дает нам творить Божью волю. Нужно возродиться, родиться заново, восходя постепенно, как по ступеням. Путь принимает людей такими, какие они есть в данный момент: разведенных, блудников, прелюбодеев, гомосексуалистов – всех явных грешников, а также грешников, которые творят зло не явным образом. И все мы оказываемся едины в таинстве примирения и покаяния, в Евхаристии, которая нас питает. Община помогает нам понять, кем мы являемся на самом деле.

Например, в моей общине был один брат: каждый раз после слова Божия он говорил обо всем, что угодно, но только не о том, что было сказано в этом слове. Мы считали, что мы хорошие, и Бог велит нам любить врагов, значит, мы должны его терпеть и любить.

Прошло два года, и одна сестра, которая посвятила свою жизнь больным людям, вдруг заявила, что больше не может его слушать: «Я не хочу закончить свою жизнь в сумасшедшем доме!», – сказала она, хлопнула дверью и ушла. Потом она, конечно, вернулась, где-то через два месяца, более смиренной и кроткой, но это простой пример, который показывает, что мы умеем любить другого до тех пор, пока этот другой любит нас. Если же он думает иначе, чем мы или творит несправедливость, тогда перед лицом экзистенциальной смерти мы вынуждены защищаться.

Это основная проблема в браке: муж любит жену только до тех пор, пока она его любит в ответ, и поэтому брак так часто разрушается. Господь дал церкви власть исцелять больных и воскрешать мертвых, поэтому так важно быть в церкви.

Наши семьи существуют, чтобы давать жизнь. Знаменитая энциклика Павла VI «Humanae vitae» 1968 года, в которой утверждалось, что тесный союз между мужчиной и женщиной, чтобы он был истинным, то есть соответствовал природе человека, непременно должен быть открыт деторождению, вызвала огромное противостояние. Разумеется, это означало отказ от противозачаточных средств.

А Кико Институтом Иоанна Павла II был присвоен титул почётного доктора в области брака и семьи именно за то, что он, во-первых, принял это учение церкви, изложенное в энциклике, и поэтому у нас так много детей в общинах. Во-вторых, осуществил опыт передачи веры детям. У нас это происходит в домашнем богослужении в воскресенье утром, так что 90% детей также вступают в общину.

И, в-третьих, из-за миссии. Последние 25–30 лет, целые семьи отправляются в качестве миссионеров в те места, где вера утрачена, где распространены секты – в Европу, на окраины больших городов Латинской Америки и так далее. И уже более 30 лет эти семьи там живут, возрождая христианскую веру.

Недавно родилась новая форма – миссия для неверующих: ядро миссии – 3-4 семьи, в которых много детей, и священник. Они поселяются в тех местах, где нет церкви, и привлекают людей в общину не словом, а делом, собственной жизнью. И в этой миссии первыми катехизаторами, первыми ангелами оказались дети. Они ходят в школу, общаются с детьми, зовут одноклассников домой, и возникает контакт: местные дети видят новый тип семьи, незнакомый им раньше.

Например, в Казахстане, в Караганде однажды в общину пришли десять неверующих семей и спросили: «Это здесь гарантируют спасение брака, спасение семьи? Мы видим, какие вы, и хотим жить так же». На них очень повлияло то, как мы относимся друг другу, а для нас – это дар Святого Духа, а не плод усилий.

Отец Иезекииль: Я хотел бы добавить. Во время форума много говорилось о том, что мы должны сделать, что нам надо сделать, чтобы гарантировать будущее человечества. Но весть Пути – освобождение сердца от греха, так как именно сердце делает родителей свободными и щедрыми.

Мы уже сейчас видим, как осуществилось то, о чем говорится на форуме, не потому что мы лучше других, но потому что через христианскую инициацию, воцерковление, мы освобождаемся от эгоизма, от неспособности любить, и первый позыв этой свободы – дать новую жизнь. Это делается с благодарностью, с радостью, а следующий шаг – передать своим детям этот опыт веры. Поэтому я уверен, что церковь обладает ключом будущего для всего человечества, и нет другого ключа, просто нам нужна смелость, чтобы нести благую весть.

Отец Иезекииль

Отец Иезекииль и отец Марио

Отец Марио: В заключение, хочу вспомнить слова, сказанные несколько лет назад на всемирном дне молодежи в Мадриде. Там было 300 тысяч молодых людей, из них двое русских, и они спросили: «Чем вы завлекаете молодых? Что их привлекает?» И мы ответили: «Семья, многодетная семья».

Фото Анны Гальпериной

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.