Что нужно успеть за последние дни Великого поста? (+ аудио)

Чему нас учит подвиг Марии Египетской? Что нужно успеть за последние дни Великого поста? О чем современному человеку могут рассказать библейские пророчества? Как относиться к врагам? Гость передачи “Фома” в прямом эфире радиостанции «Говорит Москва» – протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади. Ведущая – Алла Митрофанова.

Скачать

Расшифровка текста передачи – портал “Православие и мир”.

Добрый вечер, дорогие радиослушатели, в эфире программа «Фома», программа для тех, кто хочет верить. У нас в гостях сегодня протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади. Здравствуйте, отец Игорь!

Добрый вечер.

Я так рада, что Вы к нам доехали, потому что, насколько я знаю, Вы к нам приехали после длинного и важного богослужения?

Да, сегодня – Мариино стояние, читался Канон Андрея Критского, этот Канон читался первые четыре дня Великого Поста, и вот сегодня, на пятой неделе, можно сказать – на излете поста, полностью повторялся, полностью прочитывался.

Как Вам сил хватает? Особенно во время Поста, ведь вы, священники, совершенно себе не принадлежите: все время ездите к людям, которых нужно исповедовать, по домам…

Нет, Вы знаете, как-то Господь подает силы. Вот я надеюсь, после эфира – приеду домой, позавтракаю, и все будет нормально, и силы появятся.…

Что же Вы не сказали?! Я бы Вам бутерброд принесла, с чем-нибудь! (смеется)

Подождите, бутерброд. Если нормальный бутерброд, то только после 15-го апреля, хорошо?

Вы имеете в виду – после Пасхи?

Да.

То есть до Пасхи Вы завтракать не собираетесь?

Бутербродами – нет!

 Я хочу начать эфир с радостной новости о том, что вышел апрельский выпуск журнала «Фома». Он, вопреки погодным условиям, совершенно весенний. На обложке – «Бурановские бабушки». Вы знаете, они – прекрасны. Смотришь на людей, которые полны позитива: вот они стоят, поют – сердце прямо радуется. А на обложке «Фомы» они появились в связи с тем, что едут они на «Евровидение» для того, чтобы попытаться через свои выступления построить храм. Им популярность, по сути, не нужна! В своем маленьком селе, которое никому неизвестно, они хотят построить храм. Его там не было уже несколько десятков лет. И вот с этой благородной целью они и вышли на сцену. Им для себя, как выяснилось, ничего не нужно. Я считаю – просто здорово, особенно, когда люди в таком возрасте взяли на себя такую прекрасную инициативу.

Да, можно сказать, что с них нужно брать пример, потому что эти люди молоды душой.

 Совершенно с Вами согласна. Кроме Бурановских бабушек в апрельском номере «Фома» много других интересных тем, вот, в частности, мне тему номера хотелось бы отметить. «О библейских пророчествах». Действительно, в Библии существуют пророчества –  это те места, которые рациональным умом понять очень сложно. Но вот каким-то образом умные люди умудряются как-то все это трактовать. И перекладывать это на реалии нашей жизни.

Я бы, наверное, все-таки сказал: не умные люди, а люди, которые как-то связаны с Богом.

Одно другому противоречит?

Да, Вы знаете, ума недостаточно. Должно быть еще сердце. Церковная история знает массу людей, которые знали пророчества, в отличие, скажем, от просвещенных, образованных умов и т.д. Совсем недавно, в cоветские времена, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре жил такой архимандрит Серафим. Очень интересный человек, батюшка. Но у него было всего три класса образования. Он попал в коллективизацию, не смог там поучиться, потом гражданская война, после – Великая Отечественная. После Отечественной войны он ушел в Троицкую Сергиеву лавру, в монастырь. И всю жизнь там прожил. И где-то в конце 70-х, начале 80-х годов стране понадобился новый пасквиль на Церковь. В общем, был такой заказ (Мы, кстати, и сейчас можем наблюдать обилие заказов на Церковь со стороны определенных СМИ).

О, да. И интонация с тех пор практически не изменилась. Можно учебник писать по аналогии 20-30-х годов и нынешнего времени.

Абсолютно не изменилась. Так же, как прежде, лилась грязь, причем очень примитивная.

Да и ничего нового не придумали за все это время..

Дело в том, что лукавый – он не творец. Он не может ничего нового придумать. Он должен брать старое, малость подновлять и выдавать вновь как что-то гениальное.

Простите за это слово, но кто-то про него сказал, что он – творческий импотент…

Но вернемся к батюшке Серафиму. Перед этим просмотрели его анкету, вот, мол, он такой неграмотный и отправили к нему члена-корреспондента Академии наук, чтобы он составил эту заказную статью. И вот что он после рассказывают. Что он встретился, ему показали кельи, он зашел. Был вежлив (постучался), но зашел с гордо поднятой головой. Проговорили они с батюшкой 4 часа, как свидетельствуют старожилы Сергиевой лавры. А выходил корреспондент из лавры уже в другом состоянии. Он выходил, пятясь назад и прося прощения, что вошел сюда с предвзятым мнением. Ничего он не написал. Судьба его впоследствии неизвестна. Однозначно, получил выговор от своего руководства. Но как рассказывают – с большим уважением и почтением он потом появлялся в лавре. Вот пример, как батюшка, не обладающий специальными знаниями, учеными степенями и т.д. умел поразить сердце любого человека – неважно, ученого, неученого.

Поэтому, когда читаешь Библию, конечно, нужно иметь знания. Нужно знать накопленный опыт предыдущими поколениями (археологический опыт, святоотеческий и т.д.). Но для того, чтобы понять библейские истины, нужно иметь сердце, открытое Богу. Чтобы услышать глас Господа, который отзывается в нашем сердце именно через Священное Писание.

 Хочу обратиться и к теме сегодняшнего дня, поскольку Вы, отец Игорь, уже упомянули его – богослужение Мариино стояние, посвященное Марии Египетской – героине сегодняшнего дня и ближайшего воскресенья. Ведь, по сути, это тоже человек, который не имел абсолютно никакого образования, она нигде не училась. Примерно с 12 лет ступила на скользкий путь – она была блудницей. И в ней церковь видит пример – как человек может низко пасть и как после высоко вознестись. Я что хочу подчеркнуть в ее примере: когда читается ее житие, в нем есть удивительные вещи. Она по памяти цитировала Священное Писание, хотя она в глаза этой книги никогда не видела. Она на богослужении-то была 1-2 раза до того, как в ней произошел душевный переворот. Как она могла обладать той мудростью? Объясните, отец Игорь, что за история стоит за этой фигурой?

Объяснить, к сожалению, не смогу – как это может быть. Мы только можем прикоснуться немножко к этому. Действительно, житие очень удивительно, оно наполнено не чудесами, которые поражают, а реалиями, которые должны привести человека в сознание.

А Вы верите, что это все правда, что про нее сказано?

Да, конечно! Потому что житие настолько естественное и настолько живое, что не поверить невозможно. Вы правильно сказали, с раннего возраста она ступила на скользкую дорожку блуда. И в этом развлечении, в этом поиске легкого хлеба она так и жила. И однажды, что удивительно, с паломниками, она уселась на корабль и поплыла в Иерусалим. Причем история показывает, что с некоторыми паломниками она продолжала развлекаться в пути. По приезду она решила со всеми сначала отправиться в Храм Гроба Господня (радиослушатели, кто бывал там, могут себе это представить, как это – из небольших арабских улочек вырастает такой величественный храм – наверное, самое сердце всего христианского мира! Там, где случилось чудо Воскресения).

Хусепе де Рибера. Мария Египетская.

Вот она с паломниками подошла к храму. Все вошли, а она не могла пройти в открытые врата. Какая-то сила ее не пускала. Не смогла она подняться и на Голгофу, приложиться ко Кресту. И здесь она задумалась. В чем проблема? Она не стала обвинять весь окружающий мир, – мол, Церковь не такая –  искать других виноватых.

Вот как порой бывает: приходишь на исповедь и говоришь – я нормальный, как и моя соседка, как и другие, не хуже, не лучше. Не нужно мне лавров-почестей. Но есть и похуже меня. Мария не стала выяснять – какая она. Она подошла с другой стороны: со мной что-то не так. И никто в этом не виноват: ни прошлое, совратившее ее в детстве, ни сомнительное будущее, которое ей маячило. Проблема в ней. Не виноват ни Патриарх, ни политика, ни интеллигенция.

Она решила эту проблему исправить, изменить. И Господь видел только ее сердце, намерения, ее открытую душу. И в этот момент она смогла приложиться ко Кресту. Вот только она решила, что она оставляет прежний путь – Господь сразу открыл ей двери. Двери своего рая. Двери того пребывания в Святыни, где каждый может сподобиться благодати. Она это ощутила. Она зашла с паломниками, она приложилась ко Кресту, к святыням. Вышла совсем другим человеком. Она поняла, чего может лишиться, а что может приобрести. Взяла несколько хлебов, зерен, перешла Иордан, не стала никого предупреждать и прожила 34 года в пустыни. Все это есть и в «Житии», и в интернете, где каждый может с ним ознакомиться.

За год до ее смерти старец Зосима с ней повстречался. Встреча, конечно, по замыслу Божьему. Тем более, есть традиция уходить на время Великого Поста из монастыря в пустыню и стяжать там подвиги, молитвы, бдения, радения. Кто-то не возвращался. Опасный труд, на который люди шли ради спасения души.

И вот Зосима встречает Марию. В житии написано, что Мария была без одежды, старец бросает ей плащ, и они начинают беседовать. Каких высот она достигла! Одна из них – цитирование Евангелия, псалмов наизусть, которых она не слышала при своей разгульной жизни. Это удивительный момент. Душа открыта для слова Божьего. Живет не просто нравственно, а с Богом. Поэтому она и могла все произнести наизусть. Заканчивается тем, что она предрекает свою смерть, предрекает, что случится со старцем. Говорит, что судьбу свою можно изменить. И когда мы, общество расслабленных людей, говорим, что мы ничего не можем сделать, кроме рекламы по выборам, когда наш голос «очень важен». Во все другое время – нас лучше видеть овощами. Нет, наш голос важен всегда!

Некоторые представляют из себя овощей и в духовной жизни..

В духовной жизни, если ты над собой работаешь и что-то делаешь, то открывается способность думать, и некоторые события открываются в новом свете.

Спасибо за рассказ, я напоминаю, что сегодня в гостях протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади. Мы в прямом эфире программы «Фома» и говорим о тех оставшихся днях поста, которых не так много – 1,5 недели. И совсем немного до Пасхи. Возвращаясь к Марии Египетской. Глядя на то, каких высот добилась она, мы думаем – уж куда нам-то? Понятно, что это не про нас история.

Скажу вам по секрету: если вы достигнете тех же высот, что и Преподобная Мария Египетская – это еще не все. Можно ничего не есть, обуздать себя на работе. Можно уйти от мира, жить в затворе, оставаясь в миру, на работе. Здесь речь о стяжании Духа Святаго в своем сердце. Мы должны думать о том, какой мы путь выберем для себя. Приемлемый путь – не стоит ходить по водам Иордана и довольствоваться несколькими зернами.

Тогда ответьте на вопрос: за последние дни Поста – что нужно успеть сделать обязательно? Понимая, что хочется хорошего, что можно успеть, чтоб сердце свое в сторону Пасхи развернуть?

На последней, Страстной неделе, раньше их было 2 недели – Страстная и Светлая седмицы. На Страстной седмице мы будем вспоминать благоразумного разбойника, который в одночасье на древе вошел в рай.

На древе – на кресте?

Да, он был на кресте со Христом. И сказал: помяни меня Господи, в Царствии Твоем. Он обращается к другому разбойнику и, в общем-то, понимает свой грех, и что кара его по вине его (в отличие от Христа, который нес кару за грехи людские). И Господь ему говорит: «Ныне будешь и со мной в раю». У нас по сравнению с разбойником – очень много времени! Можно вспомнить доктора Гааза: «Спешите делать добро!» Помогайте людям делать добрые дела. Вот в каждом человеке надо увидеть личность, Христа, да и в своем лице показать, что в тебе живет Христос. Говорить о конкретном спектре не стоит – общество отчасти просвещено. Взявшись за одну лопату, начнем копать? Нет, лучше не знать, что делают руки другого.

Анна, добрый вечер! Слушаем Вас.

Анна: Здравствуйте! Я хотела бы задать вопрос отцу Игорю. Насчет правила молитв в Пост. Есть ли такие правила? Например, взять благословение своего духовника? И есть ли такое молитвенное правило, которое используется только в Пост, а по прошествии, скажем, оставляется до следующего Поста? Или правила те же, но в дни Поста надо выполнять их более внимательно, более старательно? Вот как лучше?

Спасибо за вопрос, Анна.

Да, вы знаете, очень замечательный вопрос. Да. Есть такое правило. Когда начинается Пост, мы начинаем читать молитву Ефрема Сирина. Причем, молитва эта не только церковная, но рекомендуется и для домашнего прочтения. Молитва настолько красивая…

 …что даже Пушкин перевел ее в стихи.

Действительно, великолепные стихи получились.

Первые строки «Отцы пустынники и жены непорочны…»

У каждого есть томик Пушкина, где можно найти этот стих. Вот такое правило – эта молитва читается до Страстной седмицы и уже со среды не употребляется. Потом читается “Христос Воскресе”. У кого-то есть свои молитвы, личные. Некоторые духовники заставляют читать во время Поста Иисусову Молитву. Она настолько великолепна и прекрасна, что ее можно оставить и читать после Пасхи, с благословения духовника. Практика Исусовой Молитвы приемлема не только для служителей, но и для мирян. Она действует волшебным образом на успокоение духа и умиротворение сердца.

Еще раз, я напоминаю, что сегодня в гостях протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади. Мы в прямом эфире программы «Фома» и говорим о тех оставшихся днях Поста, что недалеко до Пасхи и у нас совсем мало времени, чтобы посмотреть на себя со стороны трезво, и, быть может, содрогнуться.

– Однако, у меня есть хорошее объявление: в Марфо-Мариинской обители очень скоро будут проводиться для всех желающих мастер-классы по росписи пасхальных яиц. Занятия будут проводиться всего два дня: 31 марта и 1 апреля. С 12 до 16 часов. Фиксированной платы нет, занятия проводятся за пожертвования. И все деньги пойдут в Православную службу Милосердия для больных и одиноких людей. Просто возникла идея организовать для них прекрасный праздник Пасхи. Здорово, что есть энтузиасты, которые делятся с ними добром и радостью. С людьми, оставшимися в одиночестве. Можно сразу несколько хороших дел совершить. Научиться и яйца расписывать (занятия с профессиональными художниками) и одиноким людям помочь. Адрес: ст. м. Третьяковское, улица Большая Ордынка, дом 34, телефон +7 9015989968, Татьяна Романова, руководитель этой программы.

Вы сказали о том, что мы как христиане должны являть лик Христа. И вот вопрос, особенно в свете последних событий. Как нам стоит относиться к своим врагам? К людям, которые на наш взгляд, неподобающим образом себя ведут, раздражают, сердят. Когда в нас просыпается гнев, значит ли, что мы должны видеть в них Христа и прощать их?

Вопрос актуальный. Быть добреньким – очень легкая позиция.

А есть разница между «быть добрым» и «быть добреньким»?

Конечно же! Добренькие – они для себя, не для окружающих. Они не создают проблем, их ни что не волнует. Им все до лампочки. «Это не мои проблемы, всем все прощаю, я безразличен». Можно даже сказать, что в некоторых случаях быть вредным к другому более полезно, нежели такое равнодушие.

Допустим, у человека недуг. Пьет. И добренький его постоянно прощает. Или хамит. Одна прихожанка рассказывает – меня внук обирает. Ей предлагают попугать внука участковым. Он отнимает всю пенсию, а она потом побирается. Но внука жалеет. Парень подходит, берет рукой ее за лицо, все отбирает и после пропивает. А ей внука жалко. Ведь такие люди (обидчики слабых), по большому счету – трусы. Их можно попугать той же милицией, и все будет нормально.

Но здесь важно разделить обиды на две группы. Есть обиды, которые направлены против тебя, а есть против семьи, государства. Против Церкви. Против Учителя. И вот здесь не получится, как в Евангелии, подставить левую щеку. Когда твоего ребенка ударят по щеке, никто из родителей не подставит другую щеку своего ребенка. Родитель даст отпор. Если бы было противное, то нашего государства не было. Притом, что Россия очень миролюбивое государство (почитайте Данилевского о разных типах людей, культурах и т.п.).

Не все можно прощать сразу. В сердце нужно сразу все простить, но не обязательно это выявлять наружу.

Это не «педагогично»?

«Не педагогично». Это не полезно. Человек пьет и имеет пока совесть – надо попробовать до нее достучаться. Показать недовольство. Попустительство ввергает в еще больший грех.

Владимир, добрый вечер!

Владимир: Добрый вечер! Будьте добры, отец Игорь, у меня 2 вопроса. Первый: у меня предстоит операция. Очень сложная. По зрению. Но врач не дает никакой гарантии. Может, мне сходить в церковь и испросить совета, благословения или, наоборот, они отговорят меня от операции? И второй вопрос: вот есть такой служитель, отец Власий, он служит в Боровском монастыре, к нему много больных обращается. Может, Вы посоветуете нему съездить – вдруг он что-то подскажет?

Хорошо, начнем со второго вопроса. Знаете – лишним не будет. Да, можно съездить к отцу Власию в Боровский монастырь. Правда, до него очень сложно добраться, в смысле, на прием. У него действительно много страждущих, и он принимает краткое время – 15-20 минут на человека, но люди стоят в очереди сутками. Если есть такая возможность – съездите. Но заранее узнайте – принимает ли? (особенно в Великий Пост). А так, да, он принимает с четырех утра до часу ночи. Возможно, если у вас серьезный недуг и вы инвалид, для Вас и сделают исключение (касаемо очереди и приема в Пост).

По поводу посещения храма перед операцией – это надо сделать обязательно. Для православного христианина это главное дело – освятить свои намерения. Вот, например, над нами в мире смеются, что мы освящаем все подряд: машины, дома, офисы и т.п. А как иначе? Освящение – это не финансовая операция, гарантирующая процветание. Это не магический ритуал. Это посвящение твоего дела, твоих вещей Богу. Мы этим словно говорим: «Вот, Господи, все, что я имею, все в твоих руках. И если нужно, можешь использовать это в своих целях».

Был такой случай – я освятил машину и после они попали в аварию. А они пришли благодарить – никто не пострадал! И здесь происки Господни. Конкретно в Вашем случае, Владимир, – конечно, прийти в церковь. Исповедоваться. По возможности, причаститься. Заставить этому нельзя. Это словно жить, дышать. Хочешь жить – дыши. Хочешь жить православным христианином, ты должен поверять Господу все свои дела, чаяния, страхи. Это касается исповеди и причастия.

В таком случае хочу спросить. Отец Игорь, во время Поста особенно стараются исповедаться, очиститься. Кто-то впервые приходит на исповедь, понимая, что хочет что-то изменить. Но среди нас много таких, кто не может собраться с духом, с силой: а как на это посмотрят окружающие? А знакомые? А в церкви? А духовник, которому ты откроешь свои грехи? Вы сталкивались с этим, расскажите.

Скажу одно, если у человека такие мысли – значит, он еще не созрел для духовной жизни. Например, если он заболел неприглядной болезнью, о которой никому не хочет рассказывать. Его мысли? Ну, пока я не пойду к врачу, займусь самолечением. Не проходит недуг. И думаешь: если сейчас не пойдешь к врачу, ты умрешь. И вот у тебя выбор: как на тебя посмотрят? Что скажет врач? Или как тебя понесут? Вот такая аналогия…

Вот два выбора. Если ты скромный и готов умереть, но не рассказать о своей болезни – одно дело. Но если ты видишь, что умираешь, то бежишь к врачу и тебе все равно, как посмотрит и что скажет доктор. Так и в вере. Если человек понимает, что он погибает во грехе, что его единственное спасение – исповедь, причастие, он обязательно придет. Второе: ну поверьте – никто Вас в храме не укусит. Вы даже представить не можете, сколько среди Ваших знакомых имеют своих духовников. Но они не кричат об этом. И вы также тихонько спросите у них. Попросите отвести Вас к духовнику. Мол, не знаю, как это называется, просто пришло время поведать о своем житии церковному служителю.

Скажите по секрету, а духовники, служители не приходят в шок от исповедей современных людей? От их поступков, их деяний?

Вы знаете, бывает так: приходит человек на исповедь и начинает говорить, насколько он плох, насколько ужасен. И начинает говорить такие грехи и… вдруг ты начинаешь вместе с ним плакать. Он плачет он ужаса, а ты плачешь от радости. Я не хочу сравнивать священнослужителей с ангелами, плачущими над раскаявшимися душами. Но ты действительно видишь, что именно этот человек, он уже выздоравливающий. Он уже на пути к Богу. А бывает просто – я ничем не хуже других, ну, раздражаюсь. А пришел просто потому, что все ходят. Знаете, в таких случаях лучше не стоит ходить. Не знаешь, что ему посоветовать, не прогонишь, выслушаешь, а на сердце – такой осадок неприятный. Теплохладный человек пришел, еще не готовый к Богу. Поэтому, дорогие мои, если вы чувствуете, что вы плохие, бегите в церковь, не бойтесь, что на вас как-то посмотрят, что-то подумают, что-то скажут.

Анатолий, добрый вечер!

Анатолий: Здравствуйте. Батюшка, я хочу узнать такой вопрос. В книге Тихона Шевкунова пишется, что при крещении не всегда читают молитвы Требника. Вот я хочу крестить внучку, скажите, в Вашем храме читаются все молитвы древние?

– Да, абсолютно все молитвы. Все, что в Требнике, при крещении читаются обязательно. Вы даже можете прийти со своим Требником. Мы расскажем, Вы сами проверите по Требнику.

А вы рассказываете, что к чему?

Если есть у человека в этом потребность – то да, рассказываем. Но у нас нет массовых крещений по 5-10-20 человек. Это индивидуальные крещения и человек может подготовиться к этому, а мы ему поможем. Общаемся, назначаем время, разъясняем. Поэтому, Анатолий, приходите, мы все Вам расскажем и покажем.

Отец Игорь, я хочу поговорить о самом серьезном. О любви. Есть такая заповедь: «Все вы мои ученики, любите друг друга, тем исполните закон Христов». Вот я хочу спросить: во время Поста часто такое бывает: человек ограничивает себя в еде, но начинает раздражаться, не по-доброму смотреть на людей. А ведь должно быть наоборот. Как при всем раздражении сохранить эту любовь к ближнему?

Вот здесь и стоит говорить о всепрощении! Ведь идет раздражение от нас. Мы должны написать записочку, положить в карман ближе к сердцу и постоянно в нее заглядывать.

А что там должно быть написано?

Кто-то должен написать, что каждый человек – это образ и подобие Божие. Другой напишет, что человек – это великое создание, добытое кровью Божьей. Мы не можем на него обижаться, потому что он Христов человек. Можно такое напоминание написать в телефон.

Лариса, добрый вечер! Слушаем Вас.

Добрый. Я бы хотела всем рассказать такой случай. Есть на Соколе храм Всех Святых. Захожу я в этот храм после работы. На территории храма есть магазин. Я купила кагор и масло лампадное для храма. Как раз служба закончилась, и женщина (не знаю ее сана при храме) начала тушить лампадки и свечки. От неожиданности я сказала «Ой!». Она мне: «А что – ой?! Служба уже закончилась. Вот вам по магазинам есть время ходить, а в храм нет», глядя на мои сумки. «Но я купила это для храма!». Она начала учить, что нужно приходить по выходным. Я ответила, что часто прихожу и по выходным тоже. Но суть в другом: батюшка, как Вы считаете, после такого случая у меня появится желание приходить в храм?!

Да не только у Вас не появится желания приходить в храм, но и у меня не возникнет желания служить в таком храме. Я с Вами полностью согласен. Это нехорошо. Очень часто Господь ставит людей служить в храм, чтобы они были ближе к Богу. Но они об этом забывают и начинают гордиться. Вы знаете, я хочу за всех таких извиниться и пред всеми людьми попросить прощения. Думаю, мало священнослужителей сейчас нас слушают. Хотя было бы не лишним проходить какие-то специальные курсы и для всех работников в храме. Как, например, учителя проходят курсы повышения квалификации. Мы должны помнить о своих обязанностях. Вот здесь всепрощение не действует. Лариса, подойдите к настоятелю и объясните всю ситуацию.

Кстати, о курсах. Буквально на прошлой неделе у нас был в гостях куратор отец Елиферий (Колодезный) и говорил, что священники сидят за партами. В двух словах, – у Вас какие впечатления от всего, Вы ведь тоже сидите сейчас за партой?

Отвечу – я в восторге от этого всего. Мне очень нравится сидеть за партой! Курсы сделали раз в 5 лет, и я буду ждать с нетерпением, когда они вновь настанут. Очень много нового, много вспоминается из давно забытого. Все очищается, все это очень полезно, очень нужно!

Мы были в прямом эфире программы «Фома» с клириком Игорем Фоминым. Не бойтесь ваших сомнений!

– До свидания!

Читайте также:

Молись, кайся, люби

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Темы дня
Тележурналисты - о том, нужно ли было показывать запись стрельбы в Керчи
80% подростков, планировавших массовое убийство в школе, рассказали о своих планах накануне преступления

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: