Что
Как Успение может быть противоположностью смерти.

Иеромонах Димитрий Першин

Успение — рождение в Пасхальную вечность. Там, за чертой времени, Христос встречает Свою Матерь. Иконографический образ говорит о том, что Он держит Ее душу, как младенца, на руках, как Она некогда держала на руках Его во младенчестве. Ибо именно от Нее он воспринял наше человеческое естество.

В Рождестве — Христос рождается во времени — и Матерь Божия пеленает Его и полагает в ясли для скота. Другого места для Бога в мире людей не нашлось.

В Успении — Богоматерь рождается в вечности — и рожденный Ею предвечный Сын Божий вводит ее в Свое Царствие.

После Голгофы смерть стала иной. Она претворилась в успение. По слову протодиакона Андрея Кураева, в нем нам слышится успех, спелость; Успение — это антоним смерти. Поэтому мы празднуем его. Славим как рождение в светлую радость теснейшего общения с Богом.

Что же остается нам здесь, на земле?

Забота Приснодевы Марии о каждом из нас. Как Она заметила нужду в вине на браке в Кане Галилейской, так же точно Она откликается и на каждую нашу нужду. И Она с нами не только в скорбях, но и в веселии.

И поныне Она не только утешает плачущих, но и окрыляет пирующих, лишь бы только повод торжества был праведным.
Но еще важнее — те незримые внутренние перемены, в которых явлена новая жизнь. Подлинная. Тихая, мирная, кроткая, счастливая, благодатная.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона работы Феофана Грека

Миссия православия — в том, чтобы передать опыт этих перемен сквозь время, из поколения в поколение, от Богородицы через апостолов и их учеников до таких праведников наших дней как архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Кирилл (Павлов), чтобы от них этот опыт могли почерпнуть и мы.

Чтобы на земле было такое место, придя в которое, мы могли стать такими, какими нас видит Бог. А Бог видит нас подобными Себе.
Он призывает нас стать выше себя самих и даже ангелов — царями и священниками мироздания. И здесь уже нет разделения на мужчин и женщин, детей и стариков, мирян и духовенство — на этой высоте каждый ходит пред Богом как Енох, которого земная смерть не смогла удержать в своих когтях.

Но полнота смыслов этого царственного священства откроется лишь после второго Пришествия в час всеобщего воскресения мертвых.

Сможем ли мы исполнить эту волю Творца о нас?

В любом случае мы не сможем сослаться на плохую погоду, плохое правительство и плохой набор своих природных свойств и талантов.

Потому что Приснодева этот путь прошла. При всех непогодах, императорах и немощах человеческого естества Она прославила Бога в Своей земной жизни — и Он прославил Ее в сиянии жизни вечной.

Поэтому мы именуем Ее честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим. Поэтому вместе с ангелами мы дивимся этому Ее чудесному исходу сквозь врата земной смерти ко Христу, сокрушившему эту смерть.

Жизнь жительствует. Обновляется естества чин. Господь творит всё новое. Богородица рождается в вечность. Вечность обретает Ее черты.
Молитвами Богородцы, Господи, сподоби и нас войти в этот чудный Твой свет!

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.