Выражение «полезные идиоты» приписывается Ленину, хотя и не обнаружено ни в одном из его трудов. Как правило, сейчас «полезными идиотами» называют тех, кем можно манипулировать, извлекая для себя пользу.
«Полезные идиоты» нужны как власти, так и тем, кто к ней стремится, если она является самоцелью, обеспечивая доступ к доходам и привилегиям. Без поддержки этих людей, чьи мотивы могут быть вполне благородны, власть невозможно ни получить, ни удержать. Именно поэтому Церковь, заботясь о свободе и достоинстве человека, защищая его от превращения в инструмент, не может ставить перед собой задачи поддерживать ни власть, ни оппозицию, несмотря на то, что у разных членов Церкви есть разные политические взгляды и предпочтения и они вправе поддерживать как тех, так и других.
Если это очевидно, то мы вправе задать другой вопрос: как правильно вести себя в ситуации политического противостояния, не делая вид, что мы находимся в открытом космосе и что нас не касается то, что происходит в нашей стране? Нужно ли участвовать в создании справедливого общества? Можно ли стоять за правду и правосудие, не занимая чью-либо сторону и не превращаясь в «полезного идиота»?
Мне кажется, что полезно обратиться к Ветхому Завету и к тем посланиям, которые пророки обращали к своему народу:
«Слушайте же это, главы дома Иаковлева и князья дома Израилева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!» (пророк Михей).
«О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (пророк Амос).
Не раз и не два обличают пророки несправедливый суд. Смысл этих обличений прост.
Культовая система неугодна Богу, если она поддерживает кривое правосудие.
«Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову… князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (пророк Исаия).
Исаия не за власть. Исаия не за оппозицию. Но представим себе, если бы голос пророка Исаии раздался в наши дни и пророк бы сказал: ребята, а что происходит с вашими судами? Почему люди, вина которых во многомиллионных хищениях государственных средств доказана следствием, оказываются на свободе с условными сроками? Почему следственный комитет и прокуратура игнорируют расследования общественных организаций о коррупции, не проводят необходимых проверок, а вместо этого сами эти организации оказываются под огнем? Почему возбуждаются уголовные дела по организации массовых беспорядков в тех случаях, когда массовых беспорядков, в том виде, в каком они представлены в УК, не было? Почему в этих случаях автоматически удовлетворяются просьбы следователей, а все аргументы адвокатов так же автоматически отклоняются?
Если практика подброса наркотиков распространена повсеместно (ст. 228 УК часто называют «народной»), почему не возбуждаются уголовные дела против сотрудников внутренних органов, которые виновны в этом злодеянии? Наконец, почему в заключении Юрий Дмитриев? Не потому ли, что результаты его исследований о массовых расстрелах в Сандармохе «не только наносят ущерб международному имиджу России, закрепляют в общественном сознании граждан необоснованное чувство вины перед якобы репрессированными представителями зарубежных государств и позволяют выдвигать необоснованные претензии к нашему государству, но и становятся консолидирующим фактором антиправительственных сил в России» (и.о. министра культуры Карелии С. Соловьев)?
Думаю, что пророк Исаия бы услышал в ответ приблизительно следующее: «Ты, товарищ Исаия, либерал и русофоб, ты — пятая колонна. Какая у тебя альтернатива? Ты что — за Майдан и за революцию? Почему ты критикуешь нас, евреев, а не шумеров? Может, тебе Вавилон платит за то, что ты нашу лодку раскачиваешь? Не нравится у нас — езжай к эфиопам! Был тут у нас один Исаич, учил из Вермонта нас Родину любить. И тебе туда дорога! А вообще твое дело молиться Богу, и не лезь не в свое дело».
Но не случайно пророки встают на стороне бедных в суде. Бедным делает не только малое количество денег. Бедным делает бессилие, и потому перед государством бедным может стать любой человек. По оценкам ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадима Волкова, «в публичных делах, когда уголовное дело и обвинение инициирует государство, суд больше чем в 99% случаев встает на позицию органов предварительного расследования и государственного обвинения.
Можно ли, исходя из этого, назвать независимым суд, который практически не спорит со следствием? Наш суд — это машина, которая просто штампует своим авторитетом те решения, которые уже содержатся в исковых требованиях. Если бы наша судебная власть, судебная система была независимой, она прежде всего ограничивала бы произвол государства и ставила пределы исполнительной власти, правоохранительным органам, обеспечивала бы равенство всех граждан перед законом, вне зависимости от занимаемых ими должностей или званий.
Судебная власть остается продолжением исполнительной власти и просто легитимирует решения исполнительной власти, никогда с ней не конфликтуя». Другими словами — суд почти всегда на стороне сильного, то есть на стороне государства и его власти.
Увидев такое, Исаия и Амос едва ли бы сидели сложа руки и кивали бы головами.
Призвание Церкви — быть не с властью и не с оппозицией, а быть с человеком. Образ этого служения — сам Спаситель, который не поддерживал власть, но и не боролся с ней, а видел нужду и боль отдельного человека. В то же время как пророки, так и сам Спаситель обращались не к отдельным субъектам, а к сообществу людей, призывая людей пересмотреть их отношения друг с другом. Вера не сводится к культу, а следовательно, неотделима от общественных и государственных отношений. Нельзя быть христианином в храме и язычником в офисе или в суде. Нельзя смиряться с неправосудной юстицией. Иначе, если наши красивые храмы и благолепные богослужения станут неугодны Богу — то чья в том вина?
Я бы обратил особое внимание на цитируемые выше слова чиновника о международном имидже России в контексте раскопок на расстрельном полигоне НКВД в Сандармохе. Одержимость имиджем всегда компенсирует отсутствие необходимого усилия на решение реальных внутренних проблем. Для меня уровень жизни в русской глубинке несравнимо более значим, чем имидж страны на «международной арене».
Хотите хороший имидж — создайте такие условия для работы, чтобы ученые из США и Западной Европы мечтали переехать в Россию, и вопрос с имиджем будет решен. Если же историческое или археологическое исследование затевается с целью прийти к выводам, которые сверху назначены правильными, то такие горе-историки лишь выставляют себя и страну на посмешище. Аналогичным образом в 1940-е годы советское «расследование» расстрелов в Катыни пришло к желаемым выводам, что польские офицеры были расстреляны немецкими оккупационными войсками, что и было официальной версией событий в СССР до горбачевской эпохи, когда были опубликованы архивные документы.
Как тут не вспомнить письмо Войновича Брежневу по случаю лишения его советского гражданства: «Вы мою деятельность оценили незаслуженно высоко. Я не подрывал престиж советского государства. У советского государства благодаря усилиям его руководителей и Вашему личному вкладу никакого престижа нет. Поэтому по справедливости Вам следовало бы лишить гражданства себя самого». Войнович не был пророком, но его предсказание о близком времени, когда труды Леонида Ильича списывались в макулатуру, а его собственные расходились огромными тиражами, исполнилось очень быстро, хоть в это и трудно было поверить в 1981 году.
Имидж — ничто. Чем больше человек или сообщество людей — общественное, религиозное, политическое — увлечено созданием некоего положительного имиджа самих себя, вместо лечения своих недугов, тем шире очаг болезни. В подобных ситуациях наиболее востребованы лжепророки, которые, вместо того чтобы предупреждать об опасности, гладят по шерсти и говорят то, что от них хотели бы слышать. В конце этого пути — евангельский образ раскрашенных гробов, «которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23.27).
Видимо, нет другой альтернативы «полезному идиотизму», кроме как быть не-полезным идиотом — в правильном филологическом смысле слова (греч. ἰδιώτης — личность, отдельный человек) и в правильном богословском смысле: «Слово о кресте для погибающих юродство есть… Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 18-20).
И одноименный герой Достоевского, в конце концов, оказывается не слишком глуп.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС