Что сказать детям после трагедии в Подмосковной школе. 10 шагов от психолога
Сегодня, 16 декабря, в Успенской школе в поселке Горки-2 девятиклассник напал на детей с ножом. Один ребенок погиб, охранник школы был ранен. В новостях после трагедии появились фото и видео с места трагедии, их обсуждают в том числе и дети. Что родителям сказать ребенку, который стал свидетелем трагедии или узнал о ней из интернета? Рассказывает психолог Дарья Яушева.

Поддержите себя, а потом ребенка

Первое, что необходимо сделать родителю перед таким разговором, — это обратить внимание на себя. Понять, что именно он сам чувствует по поводу произошедшего, и находится ли он в достаточно стабильном состоянии, чтобы этот разговор выдержать. 

Если тревога захлестывает, если утрачено ощущение безопасности, то сначала важно попытаться восстановить себя — снизить уровень тревоги, вернуть хоть какое-то внутреннее чувство опоры. Это принцип «сначала кислородную маску на себя», и в таких ситуациях он особенно важен.

Отдельный и очень важный вопрос — как родителям стабилизировать себя, когда ситуация действительно тяжелая. Когда страшно отпускать ребенка в школу, когда дети тоже боятся, и на родителей ложится двойная, а то и тройная нагрузка.

Здесь важно опираться на реальность. Прежде всего имеет смысл проверить реальные меры безопасности. Это хороший момент для объединения с другими родителями: задать школе вопросы о том, как организована охрана, есть ли металлоискатели, как устроен контроль входа, есть ли школьные психологи, как отслеживаются тревожные сигналы, буллинг, напряженные ситуации в классах. Эти вопросы важно поднимать в родительских чатах и в диалоге со школой — потому что речь идет о реальном риске.

Дальше — работа с тревогой. Очень важно разделять факты и тревожные мысли. Что я знаю точно? Что происходит в конкретно нашей школе, в нашем классе? Есть ли реальные тревожные сигналы или это обобщенный страх? Если факты говорят о том, что среда относительно спокойная, важно признать: тревога сейчас превышает фактическую опасность. И это нормально — это реактивная тревога. Нормально волноваться за ребенка, когда происходят трагедии.

Определите цель разговора

Определите, в чем задача разговора. Потому что разговоры бывают разными. Иногда цель — прояснить, как ребенок себя чувствует, если есть ощущение, что он уже как-то отреагировал на событие. Иногда — поговорить о безопасности мира, восстановить ощущение устойчивости, показать, что взрослые рядом и контролируют ситуацию. Поэтому важно заранее задать себе вопрос: зачем я сейчас иду в этот разговор?

Не говорите на тяжелые темы перед сном

Важно также выбрать подходящее место и время для разговора. Лучше, если это будет спокойная, приватная обстановка. И при этом крайне нежелательно говорить о таких вещах перед сном. Вечером самоконтроль снижен, ребенку сложнее переработать эмоции, могут возникнуть вопросы, страхи, а времени на контейнирование чувств уже не остается. Такие разговоры могут спровоцировать ночные кошмары, тревожный сон.

Выслушайте

Первое, что важно сделать — выслушать. Дать ребенку возможность «выгрузить» свои чувства на родителя. Родитель здесь — контейнер для переживаний. Важно узнать, что именно он слышал, что понял, какие интерпретации у него сложились. И дальше спокойно, без деталей, констатировать факты: да, это произошло, это трагично, это может быть страшно. Но взрослые — полиция, врачи, службы — делают все возможное, чтобы помочь и чтобы такое не повторялось.

Избегайте деталей трагедии

Важно избегать деталей. Не стоит показывать детям видео, фотографии, не нужно углубляться в подробности насилия. Сейчас, к сожалению, такие материалы легко распространяются, но они крайне травматичны. Лучше ограничиться сухой фактологической канвой: что произошло, где и когда. Подробности насилия, мотивы, жуткие детали — все это ребенку не нужно и может только усилить травматизацию.

Дайте высказаться

Сам разговор лучше строить в формате диалога, а не монолога. Важно дать ребенку возможность высказаться, задать вопросы, поделиться своими чувствами. При этом родитель должен занимать опорную позицию — транслировать спокойствие, устойчивость, ощущение, что мир, несмотря ни на что, остается достаточно стабильным. Ребенку важно чувствовать, что взрослый способен его защитить, что он рядом и справляется.

Учитывайте возраст 

С дошкольниками иногда можно вообще не говорить о таких событиях, если нет риска, что они услышат об этом от других и если они находятся в защищенной информационной среде. 

Со школьниками разговор чаще всего необходим, потому что до них новости почти неизбежно доходят. 

При этом язык разговора должен соответствовать возрасту: с подростками это может быть уже почти «взрослый» диалог, со школьниками помладше — максимально простой, бережный, без деталей, с акцентом на заботу и безопасность. Важно подчеркнуть, что и семья, и школа заботятся о нем.

Обнимите 

Если подросток сам прочитал новости, посмотрел обсуждения, и ему страшно, здесь особенно важен телесный контакт. Детей важно не только слушать, но и обнимать. Через тело мы успокаиваем гормональную систему — и ребенка, и свою. Объятия способствуют выработке окситоцина — гормона привязанности, безопасности, устойчивости.

Верните ребенка в реальность

Очень важно возвращать ощущение безопасности «здесь и сейчас»: нападавший задержан, в школе сейчас безопасно, в городе усиливаются меры. Можно буквально проговаривать: мы сейчас дома, дверь закрыта, школа охраняется, есть камеры, охрана, это все сделано, чтобы защитить. Это помогает мозгу вернуться в реальность настоящего момента.

Ограничьте потребление новостей

Также важно на ближайшее время ограничить потребление новостей — и себе, и ребенку. Постоянный скроллинг усиливает тревогу. Иногда он создает иллюзию контроля, но на самом деле только перегружает. Гораздо полезнее переключаться на действия, которые реально контролируемы: уборка, планирование, забота о теле — теплая ванна, прогулка, физический контакт с близкими. Хорошо помогают светлые фильмы, истории, где есть надежда и торжество жизни.

Что делать, если тревога не уходит

Если тревога не уходит, важно понимать, сколько времени она длится. Иногда полезно не пытаться ее немедленно убрать, а позволить себе ее выдержать. Современные подходы в психологии говорят о том, что организм способен выдерживать тревогу: у нее есть пик, и есть спад. Можно сказать себе: я могу это выдержать, у меня есть для этого внутреннее пространство. И только потом переключаться.

Полезны техники работы с мыслями — разделение фактов и интерпретаций, техника «расцепления»: не «это точно случится», а «я замечаю, что думаю, будто это может случиться». Такое небольшое дистанцирование часто снижает интенсивность тревоги.

Постепенно возвращайтесь к привычной жизни

Я бы не рекомендовала полностью избегать посещения школы. Полное избегание может закрепить страх. Более мягкий вариант — сократить время пребывания: прийти на один-два урока, а не на полный день. Важно постепенно возвращаться к привычной среде, отмечая: сейчас все спокойно, я в безопасности. Мозг постепенно адаптируется.

Важна поддержка родителей — независимо от возраста ребенка. Даже подросткам, которые говорят «мне не надо», родители все равно нужны. Если ребенок сопротивляется помощи, можно честно сказать: «Я понимаю, что тебе это не нужно, но мне сейчас это важно. Разреши мне побыть немного тревожным родителем». Здесь может помочь мягкий юмор — он действительно снижает напряжение.

При этом важно уважать границы. Если подросток категорически сопротивляется, насилия быть не должно. Важно просто обозначить: если тебе станет страшно, если захочется поговорить — я рядом.

Подросток говорит: «Мне все равно»

Отдельно хочу сказать про реакцию «мне все равно». Она очень важна. За ней может стоять многое: и реальное равнодушие, и диссоциация, когда психика отключается от ужаса, и выученная беспомощность, и страх признать, что мир может быть небезопасным, и попытка выглядеть «взрослым». Эту реакцию важно признать спокойно, без давления. Не спрашивать «почему тебе все равно», а, например: «Что ты почувствовал в первый момент?» или «Как ты думаешь, что обычно чувствуют люди, когда такое слышат?»

Важно наблюдать за ребенком в ближайшие недели. Иногда реакции бывают отложенными. Может быть, сначала «все равно», а потом появляются страхи, злость, грусть. Важно, чтобы ребенок знал: с любыми чувствами он может прийти к взрослому.

Трагедия в школе: 5 советов от эксперта по безопасности
Подробнее
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.