Главная Видео Беседы

Что сжечь на Масленицу? (+ ВИДЕО)

Во время Масленицы мы возвращаемся к себе истинному не через саморазрушение в этот первичный хаос, а, наоборот, через уничтожение в себе ветхого человека делами любви, через поездки к теще, к свекрови, к тем людям, с которыми не лучшие отношения строили

Видеоколонка иеромонаха Димитрия Першина о днях Великого поста

Великий пост уже начался.

За несколько недель до телесного поста Церковь совершает особые богослужения — подготовительные недели Великого поста.

Начинается масленичная неделя, она же неделя мясопустная — мясо уже есть нельзя. Но самое неожиданное, что эта неделя называется Неделей о Страшном суде.

В этот день воскресный –  в храмах читается Евангелие от Матфея, в котором Христос говорит нам о том, каким будет Суд, на который мы все идём. Описание Суда заставляет удивиться не только обычных людей, но и богословов. Христос говорит, что суд будет заключаться в том, что всех воскресших людей Господь разделит на две части — справа и слева.

И тем, которые справа, Он скажет:

Я хотел есть и вы Меня накормили,

хотел пить и вы напоили Меня,

был больнице, вы навестили Меня,

был в тюрьме – вы в тюрьму заглянули!

И тогда люди, которые оказались справа, сделают огромные глаза и скажут:

Господи, когда же мы Тебя поили, кормили, посещали, навещали?

И тогда Он говорит:

Вы сделали это одному из братьев моих меньших, и поэтому Вы это сделали мне.

Идите, наследуйте Царствие Небесное, уготованное вам Отцом Моим Небесным от сложения мира.

То есть мира ещё не было, а Царствие Божие было уготовано человеку.

И вот здесь три момента вызывают удивление. Во-первых, оказывается, что Христос именует нас своими братьями и сёстрами. Учитывая, что Христос – это Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, получается, что Бог породнился с человеком. Мы стали родными Богу в буквальном смысле. Не в метафорическом смысле, а в самом что ни на есть бытийном. Потому, что Сын Божий предвечно рожденный от Отца, рождается и от Девы и начинает жить рядом с нами в этом мире. И вместе с человеческой природой, Он воспринимает в Свою предвечную личность все узы родства, которыми мы связаны между собой. Потому что в самой глубине своей мы, будучи потомками Адама и Евы, друг другу братья и сёстры.

Второе, что здесь удивляет: когда мы делаем кому-то что-то доброе, мы делаем это Богу. То есть дистанция между нами и Богом – это дистанция между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеке. Отсюда эти удивительные средневековые сказки, притчи, легенды – византийской, русской, европейской традиции. О том, что шёл некий князь или путник, увидел нищего, который просил помощи, бросил ему плащ, обернулся, а там Христос в этом плаще. Или наоборот, проходит мимо, оборачивается, а там Господь израненный, который ожидает помощи и её не получает. Это удивительная черта именно христианской традиции. Только христианство так отношение Бога и человека понимает и, исходя из этого говорит о Суде.

И последнее: оказывается, Царствие Божие уготовано человеку до творения мира. То есть мира ещё не было, был только замысел о мире и человеке. И в этом замысле каждый человек призван в Царствие Божие. Ему надлежит быть там, куда его Господь призывает. В вечной радости.

А потом те же слова Христос адресует людям, которые оказались слева: «Я хотел пить, а вы Меня не напоили, хотел есть, а вы не накормили Меня, и в больницу не пришли, в тюрьму не заглянули». И опять же они страшно удивляются: «Когда это мы Тебя проигнорировали?» А Он говорит: «Вы это не сделали одному из братьев Моих меньших, а значит – Мне не сделали. Идите в огонь вечный, уготованный сатане и ангелам его». И вот здесь – удивительная вещь: оказывается, что мука вечная уготована не человеку, человеку там не место, это не его бытие, не его существование. Эта мука вечная – она для дьявола. Но человек может над собой потрудиться, приложить усилия и себя уподобить бесам. И оказаться там, где ему совсем не нужно оказываться – в бесчеловечной вечности.

И в канун поста Господь нас предупреждает о том, что будет Суд. Не потому, что Бог кого-то хочет осудить, а потому, что мы сами не способны быть в общении с Богом, в нас нет любви. А любовь – она измеряется жертвой. Если мы не научились жертвовать, отдавать, делиться, то в нас для Бога места нет. И мы окажемся там, где все те, в ком для Бога места нет, где окажутся бесы.

Начинающаяся масленичная неделя показывает нам совершенно другие интонации, нежели те, что были в Масленице, когда Русь была языческой.

Марина Яшина Витославлицы в начале весны photosight.ru

Марина Яшина Витославлицы в начале весны photosight.ru

В языческом мире главная проблема человека – проблема прошлого. За каждым из нас тянется шлейф ошибок, шлейф грехов, страстей. Человек мечтает обрубить этот шлейф, оторваться от прошлого. Как это сделать?

Язычество говорит, что надо вернуться в начало, в первичный хаос из которого всё началось и там растворить все свои ошибки и выйти обновленным. Отсюда – масленичные культы, оргии, принесение в жертву человека: Масленица когда-то была человеком, потом перестали жечь людей, стали сжигать чучело. Вырваться из себя в выплеске энергии, и попытаться забыть прошлое, — эта тоска по внутреннему обновлению есть в любой традиции.

Но христианство нашло другое решение этой проблемы: во время Масленицы мы возвращаемся к себе истинному не через саморазрушение в этот первичный хаос, а, наоборот, через уничтожение в себе ветхого человека делами любви, через поездки к теще, к свекрови, к тем людям, с которыми не лучшие отношения строили. И вот теперь Церковь напоминает: нам вернись туда, где ты мог ошибиться, и справь то, что ты исказил. К тёще на блины – прекрасно, зятёк приехал! К свекрови приехала женушка сына.

С большим удивлением и скорбью на нас, живущих в 21 веке, те христиане, что принесли христианство на Русь. Глядя на то, как мы сжигаем чучело, устраиваем гульбище, тоскуя по обновлению и не зная, как с этим быть. Пытаемся что-то найти в этих языческих обрядах, в то время как есть прямой путь – путь любви и покаяния.

После Масленицы — Прощеное воскресение, когда мы будем просить друг у друга прощения. К Прощеному воскресению надо подойти в мире, в светлом состоянии духа, о котором писал А. Пушкин — о светлой великопостной печали. А над этим следует потрудиться.

Записала Оксана Головко

При поддержке Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.