Чтобы каждый человек сам стал будто храм
Интервью с митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием

— Уважаемый Владыка, это наша первая встреча после образования на территории нашей области трех новых епархий, объединенных в Воронежскую митрополию. Скажите, пожалуйста, чем вызваны структурные перемены и как они меняют нашу церковную жизнь?

— Задача разделения нашей епархии, как и всех епархий Русской Православной Церкви, заключается в более эффективном сотрудничестве Церкви и общества. Епископ стал ближе к народу, и это важно, поскольку вокруг него объединяется и строится вся работа: административная, просветительская, духовная. Реорганизация церковной жизни уже проведена в большинстве епархий РПЦ. Из состава Воронежской епархии выделены еще две. Таким образом, наша епархия оказалась разделенной на север, восток и юг. И те части, которые отошли к Борисоглебской и Россошанской епархиям – одинаковы по количеству приходов и численности духовенства, а Воронежская епархия будет посильнее за счёт количества городских приходов и числа прихожан.

А вот задачи перед нами стоят общие. Строго говоря, это преобразование не является разделением. Напротив, это — объединение в рамках митрополии, возглавлять её поручено мне. Во главе одной из двух епархий – Россошанской — стоит Владыка Андрей. Мы каждый день с ним созваниваемся, он часто бывает в Воронеже, мы вместе обсуждаем многие вопросы.

Приближается наш главный праздник Пасхи Христовой, и мы будем проводить мероприятия по всей митрополии в атмосфере взаимной помощи. Правда, пока помощь в основном исходит от Воронежской центральной епархии, потому что на периферии не всегда хватает сил образовать все отделы, которые работают в Воронеже и всесторонне охватывают церковную жизнь. Поэтому там, где это необходимо, будет оказана всесторонняя поддержка из Воронежа. Без внимания не останется ни один приход области.

Епархию Россошанскую и Острогожскую возглавил Владыка Андрей. Он — человек очень живой, начал с того, что сразу объехал все приходы, познакомился с людьми, с главами администраций. Он очень активно работает и легко находит взаимопонимание и с народом, и с руководителями.

В Россоши с помощью Николая Михайловича Ольшанского мы постарались создать условия, чтобы епархия там по крайней мере базировалась. Мы благодарны ему за построенный Ильинский храм. Это – настоящий церковный комплекс, который включает ряд жилых построек и помещений, которые могут быть использованы для административной деятельности. Но необходимо сделать и епархиальное управление, подумать и о более достойных условиях жизни для епископа. Сегодня у него очень скромный домик, который только на одного и рассчитан.

Надеемся, что в этом году мы получим нового епископа в Борисоглебск. Я желал бы, чтобы он был такой же деятельный, как епископ Андрей. Надеемся, что он будет наш, воронежский, и я за это ходатайствую. Воронеж — очень интересный и самобытный регион. Человеку со стороны непросто будет сразу понять народ, который ему вручён. А местному человеку проще будет включиться в работу. Сейчас в Борисоглебске мы получаем от администрации землю под строительство, и будем достраивать дом, в который разместится епархиальное управление. Он подведён под крышу.

Так что реорганизация — это дело доброе и хорошее, хотя материально мы, конечно, несколько ослабли: на организацию епархиальных управлений со всеми структурами средств часто не хватает.

— Владыка, каково Ваше отношение к событиям на Украине? Есть ли надежда на сохранение единства православной церкви и братских народов? В связи с этим какова позиция нашей митрополии?

— Позиция нашей митрополии не может быть какой-то особой. Она – всецерковная. У нас довольно строгая дисциплина, и мы не можем от лица Церкви озвучивать вопросы, которые касаются, в частности, политической жизни нашей страны. Это прерогатива Патриарха и Священного синода.

Но что касается меня как гражданина, то, конечно, я ощущаю чувство радости оттого, что желание народа Крыма было учтено, и все произошло бескровно. Хотя совсем уж безболезненным процесс возвращения Крыма России не назовёшь. Украинцы привыкли к тому, что это – часть их территории, и разделение «по живому» неизбежно вызывает негативную реакцию. Но видеть лица крымчан, слышать их призывы и не ответить им, было бы большой ошибкой. Этот переворот на Украине не был случайным. А коль скоро он был управляемым, то и управлять надо так, чтобы к власти пришли достойные люди. Чтобы, возглавив государство, они заботились о единстве украинского народа. Этого мы не наблюдаем.

Кроме того, остаётся опасение за русскоговорящую и другие национальные общины. Мы их называем общиной, потому что власти Украины их так называют, как бы дистанцируя их от украинцев. Это очень плохо, ведь это — народ одной страны.

Русская Православная Церковь остаётся духовной связующей нитью с едиными историческими корнями, которые восходят к Киевской Руси, откуда произошла наша Россия. В те времена сидел князь «на Киеве», потом перешёл во Владимир, сохраняя титул Киевского князя. Это объяснялось политическими обстоятельствами, и никто не ставил вопрос, что, дескать, раз вы ушли, то больше вы нам и не родня. С одной стороны, вопрос лежит на поверхности. С другой — националистически настроенные политические круги обостряют ситуацию, хотя этим людям нужно понять, что у политики национализма нет будущего.

Ситуация на Украине оценивалась недостаточно адекватно, власти, видимо, не хотели допустить слияния народа, поэтому Церковь разделилась по политическим мотивам. Образовался Киевский Патриархат, Киевская свободная церковь, возглавляемая митрополитом Мефодием. И наряду с этими двумя группами — Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Сейчас временно исполняет обязанности главы Церкви местоблюститель митрополит Онуфрий Черновицкий и Буковинский. И разделение это использовалось политиками страны, ибо им было удобно черпать поддержку то у одной группы людей, то у другой. До тех пор, пока Церковь не объединится, говорить о единстве на Украине вряд ли возможно. Поскольку мы не только соседи, но и по сути один единокровный и единоверный народ, отношения между нашими странами должны быть не только мирными, но и братскими.

В наши дни существует угроза активизации греко-католической (униатской) Церкви, которая уже вступила в Киев и имеет в качестве места официального пребывания главы греко-католиков на Украине не Львов, а Киев. Построен собор, и всё это — настораживающий шаг, именно политический, не говоря уже о Церковном. Греко-католики всегда были носителями политики прозападного свойства.

Мы помним, что в смутное время в России, в начале XVII века, шли на Русь поляки и несли с собой знамя унии. Мы с благодарностью вспоминаем подвиг старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Их имена стали символом любви к Отечеству. Если бы не было этого противостояния, то, я думаю, что не было бы Украины, не было бы России. По крайней мере, великой России. А была бы великая Польша вплоть до Урала, а может быть и дальше.

Вот где корень непримиримых современных политических и государственных претензий тех, кто является носителями этой идеи, которая питает национализм на Украине. Он направлен не только против русских. Из истории мы знаем, что Польша не один раз включала в свою территорию и Львов, и Западную Украину. Это повлияло на менталитет людей, живущих на западной Украине под влиянием униатской Церкви. Здесь нужно искать корни разобщения единого народа. Необходимо, чтобы православные Украины объединились, и в этом союзе послужили бы политическому объединению страны. По-другому невозможно.

— Есть понятие канонической территории. Киевская Русь изначально была православной. Продвижение католической церкви, оно как-то обосновывается?

— Причина экспансии – в принципиально отличном от православного понимания взгляде католиков на единство Церкви и в поиске путей к нему. Это, по сути, экуменизм, своими корнями уходящий в глубь веков, ко времени разделения Церкви на Римо-католическую и Православную в середине XI века. Если мы обратимся к истории, то увидим, что причиной этого разделения были политические интриги между Римом и Византией – ведь у папы уже тогда были серьезные политические амбиции. Больше никакой причины не было. Возникали споры – кто первый? кто имеет право созывать собор? И Папа демонстративно не приезжал на Соборы сам, а посылал своих легатов, что оскорбляло глав других Церквей. Затем Рим объявлял Крестовые походы для спасения святынь. Но, как правило, крестоносцы заходили в Константинополь, грабили, доводили его до истощения, а потом уже приходили арабские племена, которые как стервятники добивали город.

В этом феномене кроется один из ответов на вопрос – почему Византия распалась. Например, Венеция, которая борется сейчас за право самостоятельности, располагает православными святынями, иконами, награбленными и привезёнными из Византии крестоносцами.

Со временем Центр Православия перешёл в Россию, которая тогда ещё не была мировой державой. Она унаследовала и сохранила все принципы Православия. И в политике – в том числе. Так что это — старый спор Византии и Запада, который сейчас перекинулся на Москву и Вашингтон, на Запад и Европу.

И в Церкви, как в Католической, так и в Православной Русской, в своё время произошли свои разделения. На Западе появился протестантизм, который изначально был очень аскетичным и духовным. Но сейчас возьмите любого носителя протестантских ценностей – это человек совершенно не церковный, абсолютно светский, который размышляет о Священном Писании и о спасении с сигаретой в руках.

В Православии, в России тоже произошёл свой раскол – старообрядческий. Он тоже имел, как ни странно, политическую подоплеку. Это вполне объяснимо, потому что та духовность древней Православной Церкви, которой русские люди жили веками, постепенно перестала быть свойственной духу времени, особенно – в Петровскую эпоху. Уже царь Алексей Михайлович первым столкнулся с расколом и решил подавить его государственной машиной.

Этого не получилось. Как ни боролось царское государство со старообрядчеством, до конца оно его так и не изжило. Нынешние старообрядцы – это, конечно, не те люди, которые были в XVIII веке, но тоже с очень большими амбициями и с претензиями на идеологическое главенство в государстве.

Они считают, что могут указать тот путь духовного развития, который был бы необходим России. Он несколько другой, мы уже не понимаем этого пути, хотя это наши братья. А в лице беспоповцев мы имеем своих протестантов, правда, они у нас благочестивые, но в принципе это люди, которые живут самостоятельно, без священства. Без благодати, которая освящает жизнь человека.

— Идёт Великий пост. Это – время воздержания не только в пище и питье, он связан с духовной защитой человека от множества соблазнов. Если с первым более или менее понятно, то как побудить себя к усилиям духовным?

— Духовное – это самое сложное. Человеку, который не занимается духовной жизнью, недоступно понимание духовного, он просто не чувствует такой потребности. Физиологически так устроено, что женщина более понимает духовную жизнь.

Не вдаваясь в глубину вопроса, мне хотелось бы сказать, что человек состоит из души, духа и тела, в котором это все соединяется. Пост физический оздоровляет физиологическую жизнь человека, раскрепощает духовную энергию. Очень важно, пойдёт эта дополнительная духовная энергия на добро или на зло. Говея, очень важно внимательно относиться к своему духовному миру и направлять внутреннюю, духовную энергию, освобождающуюся посредством постного подвига, на совершение добрых дел и общение с Богом в сосредоточенной молитве. Хорошо подумать о своей жизни, обязательно осознать свои ошибки, оценить своё место в жизни. И постараться жить так, чтобы никому не мешать.

— А если мешают нам?

— Надо внимательно посмотреть и, как правило, мы увидим, что сами даем много поводов нам мешать. Это бывает, когда человек предъявляет повышенные требования к окружающим, а не к себе. И потом надо всегда помнить о благотворительности, братолюбии, любви. Она — всегда жертвенная, она никогда не бывает самодостаточной, она всегда страдающая. Любовь не должна быть эгоистичной, свое «я» нужно всегда ставить на второе место. Это будет правильно в отношениях. Вот таких духовных успехов нужно добиваться в течение поста.

Помимо того, что мы будем делать добрые дела и освобождать себя от зла, в православии есть Таинство исповеди, которая очищает человека от грехов. Господь прощает грехи, и физические и духовные, и, по мере очищения души, дух приближается к Богу. Именно тогда приходит ощущение Бога. Человек, переживший такой опыт, знает, что оно ни с чем не сравнимо. Многие мученики не были фанатиками, они просто жили обычной жизнью и пострадали за идею, за веру в Бога, как это было в 20-х, 30-х, 40-х годах. Они находили силы, потому что чувствовали Бога. И были счастливы. Работая на самых опасных работах, они не боялись ничего и никого. И даже люди абсолютно светские свидетельствовали их огромную любовь. Я часто привожу пример жизни актера Георгия Жжёнова, который очень долго пробыл в лагерях и остался воплощением добра и любви к человеку. Пережив такое, он должен был бы, наверное, на всех рычать, искать какого-то возмездия, какой-то правды. Но в его сердце не вошло озлобление или чувство мести. В воспоминаниях, с экрана — он нес людям добро.

— Как оставаться сосредоточенным на протяжении службы в храме? Дело в том, что сама атмосфера общей молитвы уносит мысли к проблемам не столько духовного, сколько житейского плана.

— Это не только в храме. Часто бывает так, что мы берём молитвослов в руки и некоторое время спустя обнаруживаем себя в мыслях где-нибудь на Лазурном берегу… Бороться с этим необходимо. Прежде всего, нужно чувствовать присутствие Божье и в храме, и на индивидуальной молитве. Молитва в храме – это возможность поговорить с Богом. Притом в храме общественная молитва уже не одна, а сливается в единый поток, становится более сильной и действенной. Господь благословляет людей, которые собираются вместе. Нужно представить себе, что ты — перед Богом. Ты должен привести свои мысли в порядок, остановить свое внимание, немного подумать и когда успокоятся все твои чувства, с внутренним трепетом начинать молитву, вкладывая в каждое слово смысл, душу и свои просьбы. Это должно быть правилом, и тогда все получится. Только в храме человек может почувствовать удивительное единение, единомыслие, ту самую православную соборность, которая делает нас сильнее и увереннее.

— Принято считать, что человеку посылаются в жизни скорби и болезни, чтобы «встряхнуть» его, побудить к осмыслению своей жизни и отношению к окружающим. Как научиться их переносить, не сетуя на судьбу?

— Я не согласен с определением, что скорби и болезни посылаются человеку. Человек свободен в этой жизни. Он может быть святым и может быть злым. И никто его таким не делает, человек создаёт себя сам. Да, если мы веруем в Бога, если мы молимся и просим Бога вмешаться в нашу жизнь и предоставляем ему это право – это одно. А если мы такого права ему не предоставляем, он не будет нас водить насильно: закончи институт, сделай карьеру… Это дело самого человека.

Жениться или выйти замуж за того или иного – мы сами это определяем. И все болезни и состояния, которые случаются у нас в жизни, – результат наших действий. Ведь если мы живем безобразно и не задумываемся над тем, к чему ведет сотворение зла ближнему человеку или незнакомому, оно потом к нам и вернется. И если Бог предоставляет свободу человеку, то дьявол стремительно вмешивается в его размышления и его душу, поглощает человека, захватывает его свободную волю. Это страшно. А чтобы его отогнать — опять нужна молитва. И такой образ жизни, чтобы не давать повода тёмным силам приблизиться к вам.

Поэтому если мы болеем, это – результат неправильного образа жизни и отсутствия каких-то элементарных навыков. Необходимо приучить себя к гимнастике и правильному питанию. Люди в возрасте зачастую жалуются на головную боль. И мало кто из них задумывается о том, что давно пора ограничить, а то и вовсе исключить из рациона соль, сахар, перегорелое масло…. Нужно сменить образ жизни, а это – непросто. Да, Господь по молитве облегчает состояние, насколько это возможно. Важно не быть эгоистом и отличать добро от зла, работать над тем, чтобы зла было меньше в жизни. И если взять это за правило, жизнь и наши взаимоотношения будут гораздо лучше.

— В последние годы в молодёжной среде распространяются традиции отмечать такие праздники, как День святого Валентина, Хеллоуин…. Как относиться к нехристианским праздникам и как говорить на эти темы с молодёжью?

— Эти праздники, в общем-то, христианские. Хеллоуин – это День всех святых в Западной церкви. А День святого Валентина – это день конкретного человека святой жизни. Он почитается на Западе. А в том, что он внедрился у нас, есть «заслуга» средств массовой информации. В основном тех, которые в 90-е годы бездумно хвалили западный образ жизни и в качестве примера приводили такие, как им казалось, замечательные традиции. Что такое Хеллоуин, о чём он сегодня свидетельствует? О том, что люди деградировали в духовном плане. Если у нас в святочную неделю раньше люди тоже рядились и в птиц, и в зверей, ходили, славили Христа, и было весело, то сейчас она не так отмечается. На смену веселью и радости приходит фантасмагория пугающих образов.

Мне жалко тех людей, особенно детей, которых вовлекают в эти карнавалы, наряжая в существа с рожками и с хвостиком. Да ещё и радуются — как это замечательно.

А день Святого Валентина – это надо осмыслить. В первую очередь это – западная традиция. У нас, например, есть свои праздники – День Петра и Февронии Муромских, День Жен-Мироносиц, который считается женским праздником, Красная Горка — весенний и в первую очередь молодежный праздник. Почему мы об этом-то забываем?

Я помню, в 90-е годы шли дискуссии о вводе в нашей стране праздника Святого Патрика. Понятно, что это — национальный ирландский праздник, и, наверное, сами ирландцы понимают, что они празднуют. Для них он имеет историческое и культурное значение. Но это не значит, что в этот день наша молодёжь должна расслабляться в шортах с кружкой пива и при этом ощущать себя причастными к мировой культуре. Нужно как-то разумно к этим вещам подходить. Больше внимания уделять воспитанию ребёнка на всех стадиях его взросления и становления личности.

— Как вовремя заметить разницу между добром и злом? Как относиться к колдунам, гадателям и тем, кто прибегает к ним? Чем могут навредить такие шаги?

— Если ты что-то сделал не так, ты за это ответишь перед Богом. Если ты сделал хорошо, тебя похвалили. И эти чувства должны прививаться с самого раннего возраста. Ребёнку надо внушать, что такое хорошо и что такое плохо. Тогда он будет чётко отличать одно от другого. Нужно приучать его думать, к чему действия, слова и поступки могут привести – к соблазну или к добру.

Вот девушкам очень полезно знать, как одеваться, как себя вести. И как держать себя в обществе. Если они нарочито одеваются так, что возбуждают сильную половину человечества, в этом ничего хорошего нет. Дальше зачастую идут обиды, слёзы, грязь и прочий негатив. И прекрасные планы, которые она строила в своей голове, разбиваются вдребезги… А что касается людей, которые владеют негативной силой и вторгаются в психику человека, — это великий грех.

Почему люди обращаются к колдуну? Потому что это – близкий путь решения проблемы. Если обращаться к врачам, то это – обследования, анализы, консультации врачей, госпитализация. Хлопоты. А здесь – пришёл к так называемой целительнице, она что-то пошептала, дала попить воды, взяла деньги и — здоров! А так ли это — думайте сами. Обычно после облегчения болезнь прогрессирует с удвоенной силой.

Надо ли обращаться к разного рода гадалкам, экстрасенсам? Ведь природа оккультных методик – откровенно сатанинская. Не лучше ли постараться подчеркнуть или развить свои личностные качества и привлечь этим внимание понравившегося человека? Конечно, проще приворожить, не думая о том, что человек, может быть, реально умом осознаёт, что ненавидит другого человека, но все равно без него жить не может и мучается при этом. Это — страшная психическая и душевная зависимость. В конце концов, бывают случаи, когда приворожённые не выдерживает этого стресса и кончают жизнь самоубийством.

Нужно помнить: когда человек обращается к ворожеям, он доверяет свою душу сатане. А влиять они могут только на человека, который находится в расслабленном состоянии и живёт без Бога, абы как. Его беспорядочная жизнь свидетельствует о том, что его внутренний дом свободен для любого воздействия. И демон легко в него вселяется и уже руководит им. Это самое настоящее беснование и часто оно очевидно. А вот чтобы избавиться от этого, нужно просить священника, у которого есть благословление отчитывать, чтобы он изгонял беса из одержимого с помощью молитв. Поэтому не ходите ни по каким магам, экстрасенсам.

Помните, что вы сами хозяева своей судьбы. И, немного потрудившись, можете сделать свою жизнь прекрасной.

— Следует ли креститься, когда проходишь или проезжаешь на транспорте мимо храма? Или вера и благочестие должны быть только в душе и сердце человека?

— Это дело веры и культуры самого человека. Если он видит храм, правила поведения, которые складывались веками, предписывают остановиться и перекреститься. Если у вас есть такое благочестивое желание, и если это никого не раздражает, — перекреститесь, внутренне помолитесь, никто вас за это не осудит. А если будете пытаться привлечь этим внимание к себе, то можете вызвать нарекание. Возможно, вы явитесь невольным упрёком тому, кто этого не делает, и ему станет не по себе.

Не каждый принимает тот добрый заряд, который идёт от благочестивого человека. Но нужно стремиться к тому, чтобы каждый человек сам стал будто храм – храм Святого Духа.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.