«Чуть что — у него психологическая травма». Что нужно знать ребенку о здоровье психики
Что такое психологическая травма
Травма субъективна. Каждое событие может быть травматичным и не травматичным для разных людей. И это нормально.
Что влияет на то, станет ли событие травматичным для нас? Личный опыт, устройство нервной системы, получили ли мы в момент травмирующего события опору, поддержку и так далее. Событие может быть каким угодно. Травма — это то, как наша психика это событие переработала. Либо нормально восприняла и сохранила как воспоминание в череде всех остальных. Либо это стало травмой, болезненным таким переживанием.
Думаю, что вы сможете вспомнить события в вашей жизни, от которых вас холодом обдает, становится страшно, грустно. Из-за которых вы готовы плакать до сих пор, даже если это было 15 лет назад.
Что важно? Травмы — это не стигма. Мы все травмированы.
Почему многие психологические травмы связаны с детством
В детстве те или иные события могут травмировать нас больше, чем во взрослом возрасте. Потому что в детстве у нас еще нет многих инструментов, которыми мы обладаем, будучи взрослыми.
Ребенка может обидеть кто угодно. В детстве кто-то взрослый ощущается сильным и властным, а ты маленький. И физически, и социально.
И ты не можешь ответить в этот момент. Такое событие может стать травматичным.
Многие события из детства могут вымываться или запоминаться не так, как в реальности, искажаться. Например, какое-то событие может либо казаться более значимым, чем было на самом деле или наоборот.
Одного человека событие травмирует, а другого нет — в чем причина?
Чем более мы травмированы, тем менее мы устойчивы. Поэтому в идеале нашей психике нужно испытывать как можно меньше травм. Также важно, какими инструментами и способами самозащиты человек обладает.
Приведу пример. Буллинг в классе: агрессор может подойти к жертве и сказать что-то мерзкое. И реакция может быть разная. Либо предполагаемая жертва замрет, испугается, не получит ни от кого поддержки, почувствует, что с ней что-то не так. Тогда это останется травматичным воспоминанием.
Но может быть иначе. После того, как агрессор обозвал жертву, она ответит: «Ты с кем сейчас разговариваешь?» Одноклассники осадят агрессора: «Так, стоп. Зачем ты себя так ведешь? У нас так не принято». И с большей вероятностью это событие не станет травматичным, потому что человек смог отстоять свои границы, а также получил поддержку. Поэтому так важно учить детей ценить и защищать себя.
Можно ли справиться с последствиями психологической травмы
Я работаю в подходе, который называется ориентированная на решение краткосрочная терапия. Мы фокусируемся не на проблеме, а на решении.
Представим, что когда на меня кричат, я сильно пугаюсь, зажимаюсь. Что со мной происходит, когда на меня кричат? Что я хочу вместо этого? Как я могу этого добиться? Я могу найти инструменты, чтобы прийти к иному состоянию — спокойному.
Я понимаю, как я хочу себя вести, что мне может помочь и что мне может напомнить об этом.
Это может быть какая-то физическая практика или просто напоминание. Буквально на днях я с человеком обсуждала, как он бросал курить. И он сказал, что выбирал новый чистый день — без курения.
Способы себе помочь могут быть разные. Важно понять, как мы хотим себя ощущать. И какие инструменты нам могут помочь. Можно, например, вспомнить, а когда я себя хорошо чувствовал, что мне помогало в этот момент.
Иногда во время конфликта мы злимся. В этот момент можно спросить себя: а от чего я так злюсь? Вообще любая эмоция — почему я чувствую себя так, зачем мне это нужно? Может, мне нужно сказать: «Стоп, я начинаю сильно злиться, боюсь сейчас сказать что-нибудь лишнего. Давай сделаем перерыв на 15 минут, я выйду, попью воды, вернусь и мы договорим. Я ценю наши отношения, поэтому прошу тебя об этом».