Главная Лонгриды Церковь Дорога к храму Икона: Православные иконы
Оксана Головко
«Покрой нас кровом крилу Твоею». Иконография Покрова
Взгляд современных иконописцев
С ответа Девы Марии: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38) история человечества изменилась полностью, а Богородица Своим решением получила возможность предстоять перед Сыном за все человечество, за каждого из нас. Именно об этом, о Ее заступничестве – иконография Покрова Божией Матери.
Иконописание – живой процесс, в котором отражаются тенденции развития искусства в конкретную эпоху. Иконография тесно связана с иконологией и богословием иконы, поскольку именно с ее помощью транслируются богословские идеи и символы. Невозможно понять икону, не касаясь богословских смыслов, с другой стороны, эти смыслы по-разному акцентируются, в зависимости от времени.

Это можно проследить в развитии иконографии Покрова Богоматери. О том, что образ Матери Божией в русском церковном искусстве занимает особое место, говорят все, кто прикасается к этой теме. Ведь Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли.
Древняя Русь. Первые изводы
Принято считать, что иконография Покрова Пресвятой Богородицы появилась именно на Руси, хотя, естественно, складывалась не на пустом месте, и в иконографических изводах Покрова можно увидеть, в том числе, отзвуки иконографии Божией Матери «Оранта» (Нерушимая Стена).

Постепенно складываются два иконографических типа икон Покрова Божьей Матери.

Мозаичная икона Божьей Матери «Нерушимая стена» (Софийский собор, XI век)
1
Первый вариант – «новгородский», на котором плат Богоматери держат ангелы.
2
Второй – «суздальский» (или «московский»), на котором Она Сама простирает Свой омофор над верующими.
Иконография, вне зависимости от извода, чаще соединяет два пласта: один – «исторический» – иллюстрация события из жития святого Андрея Юродивого, когда Богородица явилась во время службы во Влахернском храме в окружении святых. Событие разворачивается именно в храме, что подчеркивает и изображение храма, и обычно изображающийся велум. Второй пласт – это демонстрация единства Церкви земной и Церкви Небесной, заступничества Божией Матери за весь человеческий род.

Богородица чаще изображается фронтально, что подчеркивает эту идею Ее заступничества.

Богородица – символ земной Церкви, а потому плат (чаще в новгородском изводе) напоминает киворий (навес над алтарем), а во многих суздальских изводах за Богородицей уже изображается сам киворий, который напоминает нам, в том числе, что действие происходит вроде бы здесь, на земле, но вместе с тем оно связано с Небесным.

Иконографию Покрова Пресвятой Богородицы можно отнести к типу, который исследователи условно называют «акафистный». Она связана именно с гимнографией, с песнопениями праздника. Поэтому не случайно на описываемой иконе мы видим в центре на переднем плане святого Романа Сладкопевца.
Внимание к деталям. XVII век и новые изводы
С середины XVII века икона все больше начинает испытывать влияние западноевропейского искусства, это видно, в том числе, в построении композиции, в появлении в иконе прямой перспективы, в стремлении сделать фигуры и лики объемными.

На место богословской глубины в иконе приходит внимание к деталям, иконы становятся более многословными и многофигурными. Можно встретить иконы со смешанными изводами – новгородским и суздальским.
От поиска глубоких богословских смыслов отходят в сторону излишней изобразительности и вариативности.
Появляются новые изводы. Например, икона «Покров Богоматери» конца XVII – начала XVIII века из Покровской церкви села Анхимово Вологодской области. Изображение Богоматери напоминает икону Божией Матери Боголюбской, влияние которой здесь очевидно.
Слева: икона «Покров Богоматери» конца XVII – начала XVIII века из Покровской церкви села Анхимово
Справа: Боголюбская икона Богоматери. Ок. 1158–1174 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Под влиянием западного искусства появился извод, в основе которого явно традиции иконографии Мадонны Милосердия, где Дева Мария накрывает Своей мантией верующих.

Еще одним вариантом «Покрова» можно назвать «Покрой нас кровом крилу Твоею», где Богородица, укрывающая Своим покрывалом тех, кто ищет у Нее помощи, изображена с крыльями.
Слева: Мадонна Милосердия. Пьеро делла Франческа, 1445–1462 гг.
Справа: Икона Богоматери «Покрой нас кровом крилу Твоею благодати», мастер Симеон. Вторая половина XVIII в.
Большие стили и икона
В XIX веке, если брать традиционную иконопись, чаще происходило копирование того или иного иконографического извода без богословского осмысления, отсюда – перегруженность композиций, уход в эстетизм.

На иконографию Покрова Пресвятой Богородицы, как в целом на икону, все больше начинают влиять художественные стили светской живописи – академизм (Нефф), а потом, позднее, и модерн (Нестеров).
Под влиянием академизма и модерна икона больше приобретает черты религиозной картины.
Слева: Покров Богородицы. Т. А. Нефф. 1846-1848. Холст, масло. Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Справа: Покров Богоматери. Нестеров М. 1914 г. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва

XX век и попытка собрать утраченное
В XX–XXI веках можно увидеть несколько тенденций. С одной стороны – попытки изучить и тщательно сохранить традиции древнерусской живописи, с другой, уже в более позднее время – попытки эксперимента.
В первом случае поиски новых иконографий идут изнутри традиций, как, например, новая иконография иконы Всех святых, в Земле Российской просиявших, которую иконописец Мария Соколова (монахиня Иулиания) разрабатывала совместно с епископом Афанасием (Сахаровым), что тоже созвучно иконописной традиции.

Мария Соколова всячески старалась сохранить и возродить настоящие древнерусские традиции, ратовала за то, чтобы икону изучали все будущие священники, с ее именем связано появление Иконописной школы при Московской духовной академии.

Мария Николаевна Соколова
(1899-1981 гг.)
...в противоположность искусству светскому древняя икона возникла не на воображении и фантазии художника, не на его личном восприятии и толковании современной Божественной истины, а, с одной стороны, на самоотреченном послушании голосу Церкви святых иконописцев, которые через свое послушание также приобщались духовному опыту Церкви, то есть духовному опыту всех предшествующих поколений, учителей и святых иконописцев, вплоть до апостолов.
— Мария Соколова
Для Соколовой было важно следовать традиции, не стремясь искусственно к новизне и оригинальности. Однако в итоге написанные ею образы – оригинальны и вместе с тем вписаны в контекст развития русской иконописи.

Это можно сказать о Покрове Пресвятой Богородицы, написанном на потолке Серапионовой палаты в Троице-Сергиевой лавре.

Классически написан образ Богородицы – сдержанные линии, красный мафорий, синяя туника и белый плат, который Она простирает над каждым из молящихся. Богородица изображена в мандорле, в окружении из Небесных Сил.

Покров Богородицы. Соколова М.Н. Роспись потолка Серапионовой палаты, Троице-Сергиева лавра
Следование традиции и поиски новых форм
Сегодня можно увидеть и попытки выработать новую иконографию Богородицы, в основе которой лежит иконография Покрова. Однако попытки эти выглядят не совсем удачно. Например, неканоничная икона «Воскрешающая Русь».

Здесь трудно не согласиться с архимандритом Лукой (Головковым), руководителем Иконописной школы при Московской духовной академии, который назвал образ неудачным и уверен, что само решение иконы вызывает вопросы. «На иконе изображена Богородица и множество храмов внизу. И совсем нет людей. Для чего эти храмы? Для кого эти храмы? Ведь главное-то – воскресение души человеческой».

Действительно, на иконе Божия Матерь раскрывает Свой покров над безлюдными храмами, хотя главный смысл иконографии Покрова Богородицы – Ее заступничество и защита людей, каждого из которых Она накрывает Своим омофором.

Неканоничная икона «Воскрешающая Русь»
Главный смысл иконографии Покрова Богородицы – Ее заступничество и защита людей, каждого из которых Она накрывает Своим омофором.
Большая икона Александра Лавданского, написанная в 2017 году для храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе – гармонична. С одной стороны, иконописец обращается к более ранней традиции написания – это видно по трактовке образов, по стилистике написания, с другой стороны – к более поздней трактовке иконографии, когда совмещаются «новгородский» и «суздальский» изводы. Интересно, что на колонне в правой части иконы Лавданский изобразил статую императора Юстиниана. Икона наполнена архитектурой и людьми.

Изображая многолюдность Церкви Небесной, мастер прибегает к тому же приему, что и при изображении многолюдности Церкви земной – повторяющиеся силуэты голов, но только в нимбах. Если в верхней части иконы ритмы нимбов четкие, они одинаковы, то в нижней части, где показана многочисленность собравшихся в храме – несколько другая картина: чья-то голова чуть наклонена, чья-то выступает совсем немного – так, как и бывает в переполненном помещении. О том, что действие происходит именно в закрытом пространстве храма, напоминает велум в верхней части иконы. Цвета – очень яркие, праздничные, буквально поющие.

Покров Пресвятой Богородицы. Александр Лавданский, 2017 год
В целом видно, что перед нами – трактовка иконографии Покрова Пресвятой Богородицы современным иконописцем, тщательно изучившим опыт предшественников.

Ирина Зарон
Ирина Зарон – иконописец, имеющий яркий авторский почерк. С одной стороны, она бережно следует традициям иконописи, с другой – в рамках канона она мыслит очень свободно и по-настоящему творчески. Ее иконные образы – красивы, изысканны и глубоки. Тонкие линии, сдержанность цвета – все это делает творчество Зарон узнаваемым.

Она стремится вернуть в церковное искусство красоту в ее многоликости, причем красоту, не отделенную от смыслов. И это резко отличает ее от некоторых иконописцев, представителей более младшего поколения, которые область поисков ограничивают именно богословскими смыслами, считая красоту – украшательством, чем-то лишним и второстепенным, как и от тех, кто, создавая внешне красивые произведения с грамотно построенной композицией, занимается разработкой иконы только с художественной точки зрения, проходя мимо богословских поисков.
В иконе Покрова Божией Матери, находящейся в надвратном храме Андреевского монастыря в Москве, все изображенные устремлены к Богородице, Она здесь – смысловой и композиционный центр. Диагональное движение ангелов, держащих покров – стремительно, можно было бы сказать, что они напоминают молнии, если бы не мягкое цветовое решение, не выбивающее ангелов из основного фона...
Покров Пресвятой Богородицы. Ирина Зарон, 2004 год
Эта икона – явление современного российского искусства в целом, а не только церковного.
Источник: artos.org
Среди «станковых» икон можно назвать Покров Пресвятой Богородицы, выполненный в 2018 году белорусским иконописцем Виктором Довнаром с сыновьями Алексеем и Николаем. Икона написана по частному заказу, для конкретной семьи. Отсюда – выбор композиции: под плащом Божией Матери – узнаваемые русские святые, например, блаженная Ксения Петербургская.

Обращаясь к иконографии, которая связана с западным вариантом Madonna della misericordia (Мадонна Милосердия), Довнар, однако, с помощью некоторых деталей словно связывает ее с традиционным Покровом.

Виктор Довнар
Мафорий Богородицы напоминает небо, и святые, которых Она укрывает им, словно находятся под защитой Небесной Сени, то есть они уже находятся под Небесным покровом в Горнем мире. Но одновременно они были членами Церкви и здесь, на земле, и искали в молитвах защиты у Божией Матери.

Закругленность покрова, который образуется раскрытым мафорием Божией Матери, Ее распахнутыми руками, вторит арке, образованной покровом, который сверху, над всеми изображенными, держат два ангела. Эта деталь не только делает композицию более завершенной, но и одновременно связывает два варианта иконографии.
«Покров Пресвятой Богородицы» XVII века – икона, которую называют «Казацкая»
Близкий к этой иконографии извод Покрова Пресвятой Богородицы мы встречаем в некоторых украинских иконах.

Икону XVII века из церкви поселка Старая Соль Старосамборского района Львовской области еще называют «казацкой иконой», поскольку под плащом Богородицы изображены, в том числе, казаки. Автор иконы, в отличие от своих ранних предшественников, делает попытку передать эмоции тех, кто ищет защиты у Божьей Матери, отчего икона, с одной стороны, делается доступной для восприятия, с другой – утрачивает глубину и мыслится более локально, прямолинейно.
«Покров Пресвятой Богородицы со св. Иоанном Рильским и св. королем Стефаном Милутиным», 1839 год
Похожий вариант мы видим и на фреске Захария Зографа в монастыре Покрова Богородицы в Самокове (Болгария).
Если говорить упрощенно, то в предыдущей иконе Богоматерь закрывает Своим покровом казаков, а здесь Она защищает местных монахов.

Слева от Божьей Матери изображен византийский император Лев Мудрый, во время правления которого случилось чудо, со своей свитой и Патриарх Геннадий, который перенес ризу Пресвятой Богородицы во Влахернский храм. По обеим сторонам от Богородицы – южнославянские святые: святой король Стефан Милутин и святой Иоанн Рильский. Интересно, что традиция в данной иконографии изображать святых, чтимых в данном регионе или у конкретного заказчика, найдет свое продолжение и в современной нам иконографии.
В одном из вариантов иконы Покрова Пресвятой Богородицы среди молящихся в храме иконописец Александр Соколов изобразил свою семью, тогда еще единственную старшую дочку. То есть частная семейная история оказалась вписанной в глобальную, общецерковную.
Ольга Шаламова в работе «Покров Пресвятой Богородицы» стремится передать «новгородский» извод иконографии современными художественными средствами. Изображение лаконично, и вместе с тем – передает все заложенные в иконографии смыслы.

Композиция делится на три части – три арки храма, который словно выступает из пространства иконы на поля. В центральной части – Богородица, справа и слева от Нее группы святых.

Ольга Шаламова
Покров Пресвятой Богородицы (бумага, смешанная техника). Ольга Шаламова. 2018 год
Фигуры чуть вытянутые, словно стремящиеся вверх, блаженный Андрей одной рукой тянется к Богородице, своим указательным жестом вырываясь из своего композиционного пространства. Позу уравновешивает движение ноги, которой он упирается в поля иконы. Эту фигуру можно прочитать как стремление человека, живущего на земле, к святости, к Небу. Недаром же синий мафорий Богородицы созвучен по цвету с фоном иконы, символизирующим Небо.

Плат, который держат ангелы над Богородицей – красный, почти такой же, как нимбы святых, и движению плата вторят округлости нимбов. Эта деталь тоже работает для объединения композиции. Но в целом все цвета, композиция – сдержанны. Художнику главное – показать смыслы, не отвлекаясь на изобразительные изыски.
Монументальные истории
Часто встречается и монументальный вариант – живописный или мозаичный – иконы Покрова Божией Матери. Интересно решил тему художник-мозаичист Максим Богданов в храме в честь Покрова Божией Матери в деревне Корнеевка Мелеузовского района (Республика Башкортостан).
Максим – художник, чувствующий архитектуру, и все его работы – четко и грамотно вписаны в архитектурное пространство. Чаще на фасаде храма изображают лишь Богоматерь, держащую Свой плат, а уже внутри храма – распространенная композиция.

В 2014 году Богданов создал мозаичный портал, удачно вписав традиционную композицию: Богородица в мандорле в окружении ангелов, два ряда – нижний – те, кто присутствовал при чуде, Роман Сладкопевец со свитком, верхний – святые и Отцы Церкви.

Золотой фон делает всю композицию сияющей, светоносной. Верхняя часть фона – кирпично-красного цвета, такого же, как и стены самого храма.

Каждый верующий словно проходит внутрь изображаемого, таким образом, конкретный храм в деревне Корнеевка оказывается неразрывно связан с тем Влахернским храмом, где явилась Богородица святым Андрею и Епифанию, где распростерла Свое покрывало над всеми, стоящими в церкви.

Храм Покрова Божией Матери в д. Корнеевка. Мозаичный портал, 2014 год. Максим Богданов
Церковная история, с одной стороны, развивается, и верующие знают о конце времен, с другой – она сходится в единой точке – точке Вечности. Как и тогда, сегодня Божия Матерь заступается за людей.
Современные росписи собора святителя Николая в Евпатории вызвали критику у некоторых верующих. Расстройство вызвал тот факт, что при реставрации не были восстановлены в соборе, построенном в конце XIX века, изначальные росписи. Но, как это парадоксально ни звучит, новые росписи более соответствуют сакральному пространству храма, чем сделанные изначально, в духе академизма, в духе того времени.

Собор святителя Николая в Евпатории. sobor-evpatoria.ru
Покров Пресвятой Богородицы. Роспись собора святителя Николая в Евпатории. Сергей Андреев
Разрабатывал систему росписей храма и писал главные образы художник Сергей Андреев. Композиция Покрова Пресвятой Богородицы расположена в одной из апсид храма. Богородица в бордовом мафории, держащая в руках красное покрывало, стоит на фоне трехглавого храма, причем по размеру Ее фигура и храм – равнозначны. Вновь мы видим иллюстрацию мысли, что Богородица – воплощение Церкви земной. С левой стороны от Нее – Иоанн Предтеча и апостол Иаков Зеведеев, а с правой – святитель Николай Мирликийский и святой благоверный князь Александр Невский. Образ Иоанна Предтечи связан с рассказом о явлении Богородицы во Влахернском храме и изображается практически на всех иконах данной иконографии.

Образы других святых появились здесь тоже не случайно: центральный придел освящен во имя святителя Николая Мирликийского, правый придел – во имя святого князя Александра Невского, левый малый придел посвящен апостолу Иакову Зеведееву.

С другой стороны, предстоящие святые – из разных времен церковной истории, из разных стран, ведь Церковь объединяет всех, поскольку во Христе «нет ни эллина, ни иудея» (Кол. 3, 11), и за каждого Божия Матерь возносит молитвы к Сыну.
Современное искусство может касаться сакральных тем бережно, вдумчиво, без желания эпатировать или поглумиться.
Интересно, что и современные художники, представители актуального искусства, тоже обращаются к этой теме. Инсталляция «Покров» художников Татьяны Баданиной и Владимира Наседкина – пример, что современное искусство может касаться сакральных тем бережно, вдумчиво, без желания эпатировать или поглумиться.

Инсталляция появилась в октябре 2005 года в Подмосковье, в Серафимо-Знаменском скиту, у церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Тогда у входа в храм, почти под иконой Божией Матери «Знамение», появилось красное, развевающееся на ветру покрывало, под которым проходил каждый, направляющийся в церковь. То есть вот такое зримое воплощение символа защиты Богородицей каждого человека.

Т. Баданина и В. Наседкин
Инсталляция «Покров». Баданина Т. и Наседкин В. 2005 год. Серафимо-Знаменский скит. nasedkin-badanina.com
Когда Божию Матерь изображают Одну
Отдельно следует сказать, что с конца XIX века стал появляться вариант иконографии Покрова, где Божия Матерь изображается Одна, без святых и свидетелей чуда во Влахернском храме. Некоторые считают, что изображать Божию Матерь с покровом без традиционной композиции – не совсем канонично. Но, с другой стороны, такая иконографическая трактовка, часто обоснованная задачей вписать образ в пространство стены, создать монументальный образ, делает изображаемое еще более надвременным. Богоматерь простирает Свой покров над каждым, кто приходит в храм и даже просто проходит мимо.
Из более поздних примеров можно вспомнить фреску над входом в московский храм Святителя Николая в Кленниках, которую в середине 90-х годов прошлого века выполнил протоиерей Николай Чернышев. Фреска удивительно вписывается в пространство стены, становясь неотделимой частью портала храма.

Храм свт. Николая Чудотворца в Кленниках
Покров Пресвятой Богородицы. Храм Святителя Николая в Кленниках. Протоиерей Николай Чернышев
На памятном знаке, установленном на месте взорванной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Петербурге – мозаичная икона Покрова Пресвятой Богородицы, где Богородица представлена как раз в «одиночном» изводе (автор оригинала А.В. Васильев), без предстоящих. Вроде бы в традиционной иконной манере – элементы модерна, которые чувствуются в повороте лика.

Икона сдержанна по колориту, приглушенные цвета, плат в руках Богородицы – ближе к серому. Свет в иконе – не цветной, а серый, он объединяет все составляющие иконы. При этом икона сделана довольно живописно, свет, полутона создаются разными цветами и именно цветом лепится форма, все линии не твердые. Во всем этом ощущаются традиции петербургской мозаичной школы.

Памятный знак на месте взорванной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. sobory.ru
Мозаичная икона Покрова Пресвятой Богородицы. fotopitera.ru
Божию Матерь, стоящую на облаке и простирающую Свой плат над верующими, изобразил в 2014 году Альберт Солтанов с помощью мозаики на алтарной апсиде храма Покрова Божией Матери в поселке Жестылево Московской области. Перед Солтановым стояла задача сделать образ, который бы вписывался в архитектуру храма, построенного в 1904 году в псевдорусском стиле, с другой стороны – соблюсти требование заказчика, чтобы образ был близок к иконе Покрова Божией Матери из Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге. Дело в том, что именно святой Иоанн Кронштадтский благословил строительство каменного храма в селе и даже пожертвовал триста рублей на это благое дело.

Покровский храм в Жестылево. www.tourprom.ru
Покров Богородицы. Мозаика Альберта Солтанова. 2014 год. Покровский храм в селе Жестылево
Икона, о которой идет речь, написана на холсте, натянутом на подрамник. На обратной стороне надпись: «Писал сию икону священник Иоанн Смирнов. 1908 г.».

Сейчас икона хранится у раки святого. Написана в стилистике того времени, со стремлением к реалистичности (понятно, что речь идет не о реализме иконы, а о нашем «трехмерном» реализме). Синий мафорий, белая туника делают образ Божией Матери словно выступающим навстречу к верующим со Своим покрывалом в руках, более строгим и одновременно – более трепетным.

Список с этой иконы находится и в алтаре жестылевского храма. Но икона, выполненная в условно академическом стиле, никак бы не вписалась в экстерьер храма, глядя на который, даже специалист не сразу определит, что это – начало XX века, а не XVI век. Поэтому Альберт Солтанов сохранил композицию: Богоматерь, держащая в руках плат, словно выступает к верующим. Но он полностью отошел от академизма в сторону традиционной иконы. Красный мафорий, синяя туника – насыщенные цвета делают образ праздничным и радостным, так же, как и золотой фон. Когда на икону падают солнечные лучи, она буквально начинает светиться, напоминая о преображающем фаворском свете.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре в Санкт-Петербурге. imonspb.ru
А это надвратная икона «Покров Пресвятой Богородицы» художников Алексея Жучкова и Светланы Темчук в мужском монастыре Животворящего Креста Господня в селе Погост Крест Ивановской области, написана в 2013 году. Понятно, что закомпоновать в небольшой треугольник композицию с традиционной иконографией, где изображается Богородица, явившаяся со святыми во Влахернском храме святому Андрею, было бы невозможно, ведь речь о монументальной работе. Зато поясное изображение Божией Матери, держащей в руках плат, идеально вписывается в треугольник.

Мужской монастырь Животворящего Креста Господня
Мозаика «Покров Пресвятой Богородицы». 2013 год. Алексей Жучков и Светлана Темчук
Очень яркий и выразительный образ Покрова Пресвятой Богородицы создал иконописец Ярослав Добрынин в алтаре Покровского храма Московской духовной академии. Поднимаясь над иконостасом, Богородица, простирая Свой плат над верующими, защищает их и словно собирается обнять, хотя это слово здесь не совсем точно. Образ Богородицы мыслится как образ Защитницы, Молитвенницы перед Своим Сыном.

Покровский храм МДА. www.taday.ru
Покров Пресвятой Богородицы. Фреска Ярослава Добрынина. 1987 год. www.fedmp.ru
В середине – конце XX века для иконописцев важно было осознать, сохранить, а часто и возродить традиции высокой иконописи, ни о каком новаторстве и художественных поисках речи в целом не шло, хотя иконописцам и удавалось создавать уникальные произведения.
Сегодня, хотя образ Покрова Божией Матери не так распространен, мы наблюдаем как обращение к традиционным изводам, так и попытки поисков, как в области художественных средств, так и смысловой трактовки этой иконографии.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.