– При этом в ней должно быть какое-то содержание, потому что сейчас эта духовность часто заменяется внешним: традициями, ценностями и так далее. А в чём содержание? Ведь не в воспроизведении старого? – Во-первых, да, в уважении к старому и в воспроизведении старого. То, что мы видим на Ближнем Востоке, то, что делает ИГИЛ
(ИГИЛ – террористическая организация, запрещенная в РФ) – это идеологическое уничтожение предшествующего. Христианство тоже сначала отрицало античную культуру, в первые периоды особенно жестко. К нам на выставку «Византия на протяжении веков» в июне приедет головка Венеры с крестом, выбитым на лбу. Протестанты уничтожали католическое и так далее. Так что отношения с прошлым – это очень важное содержание.
Сейчас вообще одно из важнейших понятий – достоинство. Людьми движут вовсе не социальные мотивы, мы видим это по всему миру. На поведение людей больше всего влияет ощущение человеческого достоинства или унижения. А музейная сфера, культура как раз воспитывает чувство собственного исторического достоинства. Не ту ерунду с нерусским словом «патриотизм», а именно достоинство: «Да, это наши предки, мы всё хорошо знаем, можем осуждать или не осуждать, но это наше и мы не отвергаем свою историю». История никогда не бывает простой. И нет никакой лучшей идеи, чем быть достойными своих предков. Это не гордость, не гордыня, а спокойное отношение к тому, что есть и чего мы не можем отрицать.
Ну и во-вторых, забота культуры – культивировать и лелеять разницу и различия. Политики никогда не будут этого делать, а если и будут, то только для того, чтобы потом все эти сто цветов вырубить. Прекрасно, когда есть разные точки зрения, разные культуры, когда у одних белое – белое, а у других белое – черное. Это может быть не очень хорошо в практической работе, на войне или на базаре, но в сфере культуры это хорошо. Важно приучить людей к этому, из этого рождается… нет, «терпимость» плохое слово. Есть слово «нетерпимость», а вот противоположного ему нет.
– Толерантность? – Это еще хуже. Есть такие слова, у которых нет пары.
– Уважение, принятие? – Да, принятие, уважение к другому. И если признавать сакральность музейного пространства, то это можно воспитывать и показывать. Здесь ты должен лишаться своих ненавистей, нетерпимости, которые, может быть, на улице важны и нужны. Грубо говоря, ты можешь ненавидеть немцев за войну, но в музее ты не должен ненавидеть раздел германского искусства.