Всемирный сюжет Иванова.
О чем картина «Явление Христа народу»
7 фактов о работе художника, который посвятил себя мечте
Ради картины «Явление Христа народу» Александр Иванов отказался от семьи и на двадцать лет стал «римским затворником». Иванова называют художником одной картины, но гигантское полотно осталось незаконченным и многих разочаровало. О чем еще мечтал Александр Иванов и почему в конце жизни он забросил свой главный труд?
Портрет А. Иванова работы С. Постникова
Что нужно знать об Иванове, чтобы понимать его картину
1
Уехал в Италию на 33 года и посвятил себя мечте
В 24 года Императорская академия живописи отправила Александра Иванова в Италию. Он ходит по храмам и музеям, изучает мастеров Возрождения, увлекается религиозными сюжетами и особенно – чтением Нового Завета.

Тогда у него появляется мечта – на огромном полотне написать первое явление Мессии народу. В качестве «тренировки» он написал менее масштабную работу – «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Успех – и в России, и в Италии. Иванов получает звание академика, его ждут в рядах преподавателей.
Явление Христа Марии Магдалине после воскресения. 1835 год
Но отцу молодого художника, Андрею Ивановичу, пришло письмо:
Вы полагаете, что иметь жалование в 6–8 тысяч руб. по смерть, получить красивый угол в Академии с отопкой и освещением есть уже высокое блаженство для художника, а я думаю, что это есть совершенное его несчастие. Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен… никогда ничему не подчинен...
А. А. Иванов. Автопортрет. 1828 год
За границей Иванов планировал прожить три года, но остался на 33. В Россию он не приехал даже на похороны родителей.
2
Хотел преобразить человечество и отказался от семьи
В поиске сюжета Иванов хотел быть, как бы сейчас сказали, креативным. Для большого полотна он искал сюжет «всемирный», но еще никем не исполненный. На тот момент художники часто изображали либо проповедь Крестителя, либо крещение Иисуса Христа.
…На первых страницах увидел я сущность всего Евангелия – увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу! …Предмет сей никем еще не делан...
– Александр Иванов, письмо отцу из Рима
Идею никто не одобрил – ни Общество поощрения художников, которое могло поддерживать материально, ни отец, посчитавший ее слишком сложной. Но Иванов был одержим идеей мессианства. Он считал, что цель искусства – преобразить человечество.

Так картина «Явление Христа народу» стала главной в его жизни. Одни называли его чудаком, другие – святым. О его работе знали все, но мастерская в Риме была закрыта для публики. Иванов бедствовал, так как не брал другие заказы, чтобы не отвлекаться. Отказался от семьи, чтобы не мешала работе.
3
Создал 600 подготовительных этюдов, многие из них – шедевры
Иванов готовился три года: изучил Евангелие, географические сведения о Палестине, объездил всю Италию в поисках подходящих видов – похожих на палестинские, обошел десятки храмов и синагог – искал образы иудеев. И только потом сел за холст.
Всего известно три эскиза картины:
Всего подготовительных этюдов было 600, на каждый персонаж приходится несколько десятков набросков. Многие считаются шедеврами реалистического искусства.
4
«Собрал» образ Христа из женского лица, головы Аполлона и палермской мозаики
Иванов исследует все: физиогномические типы, особенности разных состояний человека, ракурсы и повороты фигур. Окончательный образ персонажа создавался на основе синтеза разных лиц. Видимо, для удобства сравнения в какой-то момент Иванов стал писать небольшие парные этюды на одном холсте.
Иногда для корректировки образа он использует этюды со скульптурных античных голов и масок. Например, Христос «собран» из этюдов женского лица, головы Аполлона Бельведерского и палермской мозаики. Утвердившаяся в мировом искусстве иконография Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, апостолов служила для Иванова только ориентиром. Главное – изобразить многообразную реакцию персонажей на происходящее, по мысли Иванова, «весь ход обращенья человека ко Христу».
Голова улыбающегося Аполлона и голова Аполлона Бельведерского (с гипса)
Голова Христа
Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем на темно-оливковом фоне, в повороте головы Христа
Я с моими этюдами только тогда расстанусь, когда очень дурно будут поставлены у меня дела. Ты не можешь себе представить, как грустно расставаться с теми произведениями, в которых запечатлено лучшее время жизни, они кроме своего достоинства еще напоминают и об юности и свежести прошедших сил.
– Александр Иванов в письме брату Сергею
5
Почему Иванов не дописал главную картину своей жизни
Летом 1858 года Иванов решает отправить картину в Петербург. Он упаковал свое полотно размером 540 на 750 сантиметров, уговорил капитана корабля оставить его на палубе – оно не входило ни в один трюм. Во время шторма, когда волны заливали палубу, он молился, чтобы картина не погибла.

Иванов хотел, чтобы «Явление Мессии» приобрел Александр II. Когда-то он заходил в мастерскую художника и видел эскизы. Иванов просил 10 тысяч серебром. Через неделю после возвращения художник умер – заразился холерой. 28 июля ему исполнилось бы 52 года.

Картину император купил за меньшую сумму. И в июле же «Явление Христа народу» впервые выставили в Петербургской академии художеств вместе с этюдами и эскизами. Но все были разочарованы – в те годы и академический стиль уже казался старомодным, и настроение было не то.
Мой трудбольшая картинавсе более и более понижается в глазах моих. Далеко ушли мы, живущие в 1855 году, в мышлениях нашихтак, что перед последними решениями учености литературной основная мысль картины совсем почти теряется.
– Александр Иванов в письме Александру Герцену
В Третьяковскую галерею картина поступила в 1932 году из Румянцевского музея. Для нее построили отдельный зал. В Великую Отечественную полотно находилось в Новосибирске.
Установка картины А.А. Иванова «Явление Христа народу». Конец 1944 - начало 1945 г.
Источник: журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
Картина осталась незаконченной. Первая причина – падало зрение. В левом нижнем углу вместо старика изначально был юноша в красных одеждах. Иванов переписал фигуру, но отражения не смог. Вторая причина – Иванов «утратил веру», как он говорил друзьям. Исследователи уточняют: речь о конфессиональной традиции. И третья – может быть, еще более важная причина: Иванов переключился на другую работу.
6
Почему вершиной творчества Иванова считают вовсе не «Явление Христа народу»
После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника Михаила Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества Александра Иванова, по мнению многих специалистов.

Иванов писал их последние десять лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы.

Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами».
Воскресение Христово. Первый эскиз. Праведники парят над пустыми гробами
Воскресение Христово. Изведение из гробов
Воскресение Христово
Эскиз запрестольного образа для храма Христа Спасителя
Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил Карл Брюллов.

Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз.

Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии.

Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил двести работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.
При жизни Иванова «Библейские эскизы» были почти никому не известны. В своем завещании брат Иванова Сергей поручил их издание Русскому археологическому обществу, а сами эскизы подарил Московскому Румянцевскому музею. Так и случилось. После закрытия Румянцевского музея все наследие Александра Иванова перешло в Третьяковскую галерею.
7
Как Иванов повлиял на русское и мировое искусство
Многие русские художники второй половины XIX века пытались ответить на вопросы, которыми задавался Иванов, и обращались к его методам.
Репин находил в «Явлении» академические условности, но признавал эту картину «самой гениальной и самой народной русской картиной». Он писал: «По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы, идущий дружной толпой за горячим проповедником…» В «Крестном ходе» Репин оценивает крестьянскую веру критически, с позиций революционных демократов – в этом его коренное отличие от Иванова. Но отдельные народные типы, вроде горбуна, некоторые искусствоведы сопоставляют с рабом Иванова.

Молодые художники равнялись на Иванова как на борца и художника-труженика.
Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление.
– Есть мнение, что в повести «Портрет» Николай Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу»
В сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие. В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи.
– Иван Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись
Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни.
Литература:
1. Александр Иванов. Явление Христа народу [Текст] / Светлана Степанова; Гос. Третьяковская галерея. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014.
2. А. Иванов. «Из собрания Государственной Третьяковской галереи»: Акварель: Альбом / Авт.-сост. Е.Л. Плотникова. – Москва: Изобразительное искусство, 1984.
3. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество / М.В. Алпатов . – М.: Искусство, 1956.

      Иллюстрации: tretyakovgallery.ru, wikimedia.org, artpoisk.info, art-catalog.ru, cultobzor.ru, Google Art Project, ros-vos.net, tg-m.ru. Фото на обложке: Mikhail Rybakov / mirphoto.net.

      Благодарим заведующую отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмилу Алексеевну Маркину за консультацию.
      Поскольку вы здесь…

      … у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

      Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

      Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

      Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

      Сообщить об опечатке

      Текст, который будет отправлен нашим редакторам: