Главная Церковь Дорога к храму Икона: Православные иконы
Оксана Головко
«Знамение». Когда пророчества сбылись
17 икон древних иконописцев и современных художников
«Молящемуся открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек».

10 декабря – праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Какой смысл несет в себе эта икона, как развивалась иконография у русских мастеров прошлого и современных иконописцев?

Образ Божьей Матери в русском церковном искусстве занимает особое место – об этом говорят все, кто прикасается к данной теме. Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. К Ней верующие обращаются за помощью и за заступничеством.

Понятно, что восприятие места Божьей Матери в мироустройстве больше национального. Она – Заступница за весь человеческий род. Эту мысль подтверждает и традиционное одеяние Богородицы на иконах – часто это именно красный мафорий и голубая туника, что в том числе символизирует сочетание земного и небесного. В Своей земной сущности Богородица приняла Бога и тем самым сделала земных людей ближе к Нему. Потому и обращаются верующие с молитвами к Богородице, как к Матери, радеющей за все человечество, Которая может понять людские тяготы и невзгоды.
Идея заступничества Божьей Матери за все человечество звучит в иконографии «Оранта» (от латинского «молящаяся»).
Богородица изображается в полный рост, в молитвенной позе с раскинутыми в стороны руками. Этот тип иконографии стал складываться еще в древности, в римских катакомбах.
1
Известный мозаичный образ «Оранты» в апсиде Софийского собора в Киеве (30-40-е годы XI века)
Изображение Божьей Матери монументально, статично, и вместе с тем – наполнено внутренней, надмирной жизнью, той, которую не могут поколебать никакие приходящие и проходящие волнения, «внутренняя застылость свидетельствует о внутренней сосредоточенности», как пишет Ольга Попова про образы Софии Киевской этого периода [1]. Молитва Божьей Матери за род человеческий крепка и неотступна. Этот образ еще называют «Нерушимая Стена» (см. слова акафиста «Радуйся, Царствия нерушимая стено»).

Собор Святой Софии в Киеве
wikimedia.org
Со временем, к XI-XII веку, сложились и изображения Божьей Матери «Оранта» с медальоном на груди, в котором изображен Младенец Христос. Этот тип иконографии получил название «Знамение».
Он затрагивает тайну Боговоплощения, а потому, как пишет Ирина Языкова, «это наиболее богословски насыщенный иконографический тип. (…) В этой иконографии выражена тайна рождения Бога во плоти через зачатие во чреве Девы Марии. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек» [2].

Обоснованием этой иконографии служат слова из Ветхого и Нового Заветов – пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7:14); и – «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
Когда пророчества сбылись: иконы Древней Руси
2
Новгородская икона Божьей Матери «Знамение» (1130-1140, Новгородский музей)
Почитаемая икона, находившаяся в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, очень плохо сохранилась и практически была написана заново.

Это пример поясного варианта данной иконографии. Здесь интересен жест Богородицы – руки не распахнуты в традиционной позе моления, а подняты вверх так, что образуют подобие чаши, в которой располагается Младенец Христос. То есть здесь звучит тема Евхаристии, которая более очевидно и зримо отражается в иконах Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
3
Икона «Курская Коренная» (XIII век, Нью-Йорк, США)
К поясному варианту относится и эта икона. Здесь зримо показывается связь Ветхого и Нового Заветов, то есть тайна Боговоплощения, приход в мир Господа Иисуса Христа, родившегося от Девы, показывается как исполнение ветхозаветных пророчеств. Потому вокруг Божьей Матери со Спасом Эммануилом изображены пророки, держащие в руках свитки с пророчествами.
4
Двусторонняя богоматерь «Знамение» (XIII век, Музей-квартира П.Д. Корина). На оборотной стороне изображение мученицы Иулиании
Торжественные, почти царственные одеяния Богородицы напоминают нам о Ее особом месте среди человеческого рода после того, как Она смиренно приняла волю Божью. «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:47-48).
5
Икона «Богоматерь Оранта. Великая Панагия (Всесвятая)» (XIII век, Государственная Третьяковская галерея)
Кажется, что от иконы, на которой Божья Матерь изображена в полный рост, исходит золотое свечение. Золотой фон, золотые лучи ассиста на одеянии Богородицы, а золото, как известно, в иконе – не цвет, а свет, причем свет Божественный. И этот свет еще более подчеркивает таинственность, величие и надмирность изображаемого момента.
В «Ярославской Оранте», как еще принято называть эту икону, подчеркивается и литургическое звучание изображаемого: Младенец Христос благословляет верующих как архиерей, двумя руками, ангелы в верхних углах изображены в епископских омофорах с крестами, «коврик (или облако) под ногами – это орлец, используемый обычно в архиерейском богослужении. Присутствие этой детали указывает на космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий» [3]. То есть Богоматерь мыслится как символ Церкви. Она соединяет Собой Церковь Небесную, где Она пребывает, и земную, Своими молитвами заступаясь за людей.
Церковное мироустройство в иконе собора на Красной площади
Со временем, как это происходит в иконе в целом, иконы Божьей Матери «Знамение» становятся более декоративными, смысловая, богословски наполненная и при этом лаконичная изобразительная система уходит в прошлое. Появляется стремление передать объем, то есть говорить о Горнем мире языком мира профанного, ввести много деталей.
6
Богоматерь «Знамение» с избранными святыми (XVIII век, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник)
Здесь явно прочитывается влияние барокко – стремление к декоративности, узорчатости, стремление придать ликам объем.
7
Большая икона «Знамение» из Покровского собора Москвы (собор Василия Блаженного), конец XVIII века
Хотя чуть более ста лет назад на Великом Московском Соборе (1655 г.) было заявлено о недопустимости изображения Бога Отца, в данной иконе мы видим как раз концепцию и Новозаветной Троицы – Отец, Сын и Святой Дух в виде голубя. Акценты, в отличие от древних изводов, расставляются уже по-иному, и прикосновение к тайне тайн – Боговоплощению уже выглядит совсем иначе.

Собор Василия Блаженного
По краям от изображения Богородицы – символы евангелистов, по краям средника сверху вниз первые два ряда справа и слева – святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец. Под ними, два ряда, – русские митрополиты и патриархи: святитель Петр, святитель Алексий, святитель Иона, святитель Филипп, в самом низу – русские святые: Варлаам Хутынский, Василий Блаженный, Иоанн Блаженный, Сергий Радонежский. Иконописец соединяет воедино историю Русской Церкви и в целом – церковную историю, церковное мироустройство.
Большие стили и XXI век
Со временем в икону проникают большие стили. В работах можно видеть влияние модерна.
8
Икона «Знамение» Николая Бруни (1900, Государственный Русский музей)

Здесь, с одной стороны, стремление вернуться к истокам, но все-таки ХХ век, точнее, рубеж XIX-XX веков, и истоки часто понимаются или расплывчато, или обобщенно. Например, лучи сияния вокруг Христа отсылают (это так характерно для данного времени) в том числе к народному, декоративному, но в случае с изображением сакральных образов уводят тем самым в сторону, и эти лучи воспринимаются, пожалуй, не как лучи Божественного света, который вполне реален (вспомним события Преображения), а как что-то сказочное, волшебное.
9
«Богоматерь "Знамение"» Михаила Нестерова (1910 год, Покровский храм Марфо-Мариинской обители)

Возможно, здесь уместнее говорить не об иконе, а о религиозной картине.
Если раньше, даже во времена больших художественных стилей, в целом художники решали вопросы изображения данной иконографии в стилистике современной им эпохи, на основе ее создавая произведения разного художественного уровня, то в XX-XXI веке каждый иконописец работает в близкой именно для него стилистике, анализируя и изучая опыт мастеров прошлого и на его основе создавая свои уникальные произведения.
10
Икона «Знамение» священника Андрея Давыдова, 1997 год
Иконы священника Андрея Давыдова призывают зрителя к диалогу, не в светском смысле этого слова. Таких икон в храме не может быть много, но, по мнению отца Андрея, так и должно быть, каждый иконописный образ должен нести свою смысловую нагрузку, призывать верующего к предстоянию перед ним.
Икона «Знамение» отца Андрея очень выразительна, выразителен лик Божьей Матери, иконописец использует яркие насыщенные цвета… На иконе надпись «Влахернитисса». «Название «Влахернитисса» встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью Орантой и Эммануилом, то есть как на новгородской иконе. Однако сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например к Богоматери с Младенцем типа «Умиления», по иконографии более всего напоминающей нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн с их разнообразными иконографическими типами могли называться «Влахернитисса», в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы»[4].
11
Икона «Знамение» Ирины Зарон, 2007 год
Композиция иконы выглядит монументально – ничего лишнего, все продумано, гармонично. Использование монохромных цветов позволяет четче расставить акценты, с другой стороны – соединить изображаемое.
По сторонам от фигуры Богородицы – «пламенеющие» серафимы, их красный цвет перекликается с красным цветом одеяний Христа. Серафимы, по Псевдо-Дионисию Ареопагиту – первые среди ангельских чинов, пламенеющие любовью к Богу. Изображение Небесных сил – серафимов, херувимов, встречается в некоторых изводах «Знамения». Ведь Богородица, покорно приняв волю Божью, изменила историю человечества и, изначально будучи Сама человеком, возвысилась выше всех небесных сил. Не зря же в молитве, Ее прославляющей, звучат такие слова: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим».
12
Икона «Знамение» Марины Синанян, 2009 год
Икона написана мягко, почти камерно, но при этом в ней сохраняется смысловая глубина и масштабность. На нимбе Богородицы – ромбовидный орнамент: ненавязчиво декоративный элемент оживляет композицию иконы.
13
Икона «Знамение» Филиппа Давыдова, 2008 год
На иконе – золото Неба вокруг Спаса Эммануила, золото Его одеяний перекликается с золотом нимба Богородицы. Зримый рассказ современного иконописца о чуде Боговоплощения и участия в нем Божьей Матери. Ее руки подняты так, что образуют форму чаши, то есть – явное евхаристическое звучание, причем иконописец сознательно подчеркивает его – линией рисунка, цветом.
Церковное искусство литургично, тесно связано с богослужением, потому и на иконах «музыка и иконопись объединялись общностью сюжетов песнопений. На тексты песнопений писали фрески, иконы» [5].
Икона тесно связана со словом, иногда это соединение косвенно, опосредованно, иногда иконописцы напрямую цитируют молитвы, слова акафиста и так далее. Так, Иван Кусов помещает в пространство иконы (2012) слова тропаря: «Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость».
14
Икона «Знамение» Христины Прохоровой, 2017 год
Христина Прохорова в своей иконе обращается к иконографическому изводу, в котором Христос изображается без медальона. Этот извод называют «Богоматерь Воплощение», но богословская суть остается все та же – тайна Боговоплощения. На иконе – Богородица с Младенцем в окружении круга небесной славы. Звезды на мафории Богородицы, которые символизируют Ее приснодевство, визуально перекликаются со звездами в круге, что не только помогает объединить композицию, но и точнее расставляет смысловые акценты.
Композицию «Знамение» изображают в конхе апсиды, где Божья Матерь предстает как воплощение Церкви.
15
Композиция «Знамение Божьей Матери» иконописца Александра Соколова в храме Рождества Христова (Мытищи), 2006 год
Ирина Языкова очень точно говорит про образ Богородицы: «На золотом фоне в синем одеянии, воздевшая в молитве руки, кажется, что Она – летит». Причем Ее жест одновременно молитвенен – Она молится перед Своим Сыном за всех людей, а с другой стороны, в данном случае кажется, что в Ее руках – невидимый покров, которым Она покрывает, оберегая, собравшихся.

Храм Рождества Христова
16
Икона «Знамение» иконописца Алексея Вронского в Троицком храме в Троицком-Голенищеве (Москва), 2007 год
Алексей Вронский использует слова из Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу. Ирмос «Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощено, Его же величающее, с небесными вои Тя ублажаем», что глубоко и точно раскрывает смысл иконографии, роль Богородицы в деле спасения. Синий круг неба наложен на четырехугольник, символизирующий землю. Христос, Тот, на Кого не смеют взирать сонмы ангелов, пришел в этот мир ради спасения человечества.

Храм в Троицком-Голенищеве
17
Роспись иконописца Алексея Вронского в Свято-Георгиевском соборе города Макеевки Донецкой области (2013-2014 гг.)
Красива, монументальна, точно вписана в архитектуру роспись Вронского в Свято-Георгиевском соборе. Снова «работает» слово – объясняя и уточняя иконографию.

От фигуры Богородицы со Христом как будто лучами расходятся изображения Небесных сил. Она, в момент Боговоплощения, вместив Невместного – стала в центре всей истории…

Свято-Георгиевский собор
Икона – всегда живое явление, всегда синтез понимания канонических установок, богословских знаний и мастерства художника.
Именно через стремление не отойти от канона, и одновременно создать по-настоящему высокое произведение, где действуют законы красоты, иконописец может прийти к глубокому образу. Неправильно приниматься за работу над созданием святыни, не имея профессионального опыта и мастерства. Как сказал протоиерей Николай Чернышев: «Ведь скрупулезно исполненные догматические, исторические, технологические требования к образу без устремленности к красоте дадут нам пусть относительно верную, но лишь схему – какой должна быть икона. Исполнив эти требования формально, мы еще не обязательно создадим икону, так как где нет красоты – нет образа Божия» [6].
При подготовке материала использована литература:

1. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М.: Северный Паломник, 2006, с.77.
2. Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы. М.: Издательство ББИ, 2014, с. 153, 154.
3. Смирнова Э. Икона Древней Руси XI-XVII вв.//История иконописи, М.: АРТ-БМБ, 2002, с. 129 и Языкова И.К. Со-творение образа. Богословие иконы. М.: Издательство ББИ, 2014, с. 153.
4. Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 292.
5. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., Искусство, 1993, стр.273.
6. Прот. Николай Чернышев. Иконное мастерство и каноничность. // Церковное искусство в современном обществе. М.: Издательство ПСТГУ, с. 42.

Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.