Целевая квота в педвузах России снова осталась незаполненной
27 октября. ПРАВМИР. В 2025 году целевое обучение на педагогических направлениях выбрали только 27,4% от выделенной квоты, сообщает “Коммерсант”.
Из 78,6 тысяч поступивших на бюджет в педвузы лишь 5,8 тысяч согласились на договор с обязательной отработкой — это 7,4% всех бюджетников.
Годом ранее таких было еще меньше — 5,6%.
Целевики заключают трехсторонний договор с вузом и работодателем — обычно школой или региональным минобром.
После выпуска нужно отработать от трех до пяти лет. Работодатель обязан поддерживать студента: платить стипендию или помогать с жильем.
Если договор нарушен, виновный возвращает деньги за обучение.
В 2025 году квота для педагогических специальностей составляла от 20 до 30% бюджетных мест — 21,3 тысяч.
За время приемной кампании выбрали лишь четверть.
Самым востребованным направлением стало «педагогическое образование с двумя профилями», дающее право преподавать сразу два предмета.
В колледжах ситуация схожая.
В прошлом учебном году из 187,5 тысяч студентов-бюджетников только 4,7 тысяч (около 2,5%) учились по целевому набору.
Министр просвещения Сергей Кравцов считает, что расширение целевого приема поможет привлечь больше молодых специалистов в школы. Он напомнил, что в медицине обсуждается идея обязательных отработок для всех бюджетников — по аналогии можно поступить и с педагогами.
В медвузах целевики занимают уже около 70% мест.
Директор проекта Дирекции приоритетных образовательных инициатив РАНХиГС Айрат Сатдыков отмечает, что рост числа целевиков идет медленно:
«Обучение длится четыре года, а для работодателей это слишком долгий горизонт планирования».
По его словам, особенно тяжело школам и колледжам — у них просто нет ресурсов выполнять все обязательства по договорам.
Формально выпускников педвузов достаточно, но многие быстро уходят из профессии.
Профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина считает, что целевое обучение в педагогике в ближайшие годы массовым не станет.
«Среди студентов педвузов больше девушек. После вуза они часто уходят в декрет или не готовы уезжать в другой регион, чтобы отрабатывать целевое направление», — объясняет она.