Главная Образование

Целевое для медиков, контроль платных мест и Max. Что изменилось в российском образовании в 2025-м

Итоги года с Арсением Филиным
Изменения в этом году произошли на по всей образовательной вертикали, от детского сада до вуза. Что появилось нового, а что осталось как было? Об этом мы поговорили с образовательным экспертом, ведущим телеграмм-канала Grand Exam Арсением Филиным.

Арсений Филин

Образование для медиков стало целевым

— В этом году медвузах по сути ввели распределение?

— Еще в 2024 году в общественном пространстве начали появляться дискуссии об обязательных отработках для тех, кто отучился на бюджете: заявления высокопоставленных спикеров, ток-шоу на телевидении.

Было три законопроекта, которые поначалу воспринимались как что-то неслыханное. Теперь же закон об отработках в его окончательном виде подписан. Для бюджетников и платников после вуза обязательно распределение (именно это называют «отработкой»), а целевики, которые отказываются идти в свой «порт приписки», компенсируют затраты на обучение и меры социальной поддержки плюс платят штраф в тройном размере.  

В Сеченовском университете полное обучение стоит 7 млн. Затраты на фактическое обучение, естественно, будут ниже, но умножаем их на 3, и получается плюс-минус 10 млн. Раньше если студент не справлялся с нагрузкой или понимал, что неправильно выбрал профессию, он мог поступить заново в другой вуз с действующими результатами ЕГЭ. Целевики при этом тоже платили штраф, но сейчас он стал неподъемным.

Что касается бюджетников, они должны отрабатывать после учебы под руководством наставника в системе ОМС (чаще всего — в государственной больнице или поликлинике), потому что, по мысли законодателей, если отучился за наши налоги, то будь добр, отдай долг обществу. Министерство подает это как продолжение обучения — дескать, наставник научит молодого выпускника, чему-то, чему невозможно научиться в университете. 

Но откуда возьмется столько наставников, особенно в удаленной больнице, и имеет ли смысл дистанционное наставничество — на эти вопросы пока нет ответа. Как и на вопрос, почему должны отрабатывать не только бюджетники, но и те, кто отучился за свой счет.

МГПУ отказался от неприоритетных специальностей

— На прошлой неделе студенты непедагогических направлений МГПУ получили бланки заявлений об отчислении по собственному желанию. Почему вуз решил готовить только педагогов?

— Официальной информации пока мало, но, насколько я понимаю, решение принял не вуз, а московские власти. У каждого вуза есть есть учредитель. Это может быть Минобрнауки, профильные министерства (например, Минтранс или Минсельхоз), администрация президента и т.д. В данном случае учредитель — правительство Москвы. В видеозаписи, которая разлетелась по новостным СМИ, мы видим заседание, на котором присутствуют представители  не только вуза, но и департамента образования. Чем они руководствуются, мы можем только предполагать. 

Возможно, они озабочены тем, что педагогов не хватает, или их качеством, поэтому решили урезать так называемые неприоритетные (обычно гуманитарные) направления и создать московский супервуз, который в условиях экономии ресурсов будет занят только подготовкой будущих педагогов. Тем более, что, по словам министра просвещения, конкурс в педвузы в этом году составил 12 человек на место, а в МГПУ — 15.

— Решение о переходе касается и платников тоже? 

— Абсолютно всех. Если человек поступил на «платку», сколько-то денег уже заплатил, а в итоге вынужден переводиться — то вуз обещает, что это будет перезачтено, а если обучение в другом вузе будет стоить дороже, то разницу компенсирует город.

Как технически это будет осуществляться — посмотрим, правовых прецедентов такого решения, как сокращение посреди года учебных направлений, пока не было.

Регулирование платного приема

— Решение по МГПУ находится в той же логике, что и регулирование платного приема? 

— Думаю, речь в обоих случаях идет о сокращении неприоритетных направлений. 

Государство начинает в этом году вмешиваться в платный прием. Появились рекомендации: на это направление вы можете принимать столько-то платников, и есть список этих направлений. Это можно назвать настоящей реформой высшего образования, даже более важной, чем возвращение к пятилетнему обучению. 

Считается, что такой подход, среди прочего, ограничит возможность поступления абитуриентов с недостаточным уровнем подготовки на невостребованные специальности. Иными словами, что слабые студенты не смогут получать дипломы. Но у нас ведь и так предусмотрены механизмы, которые этому препятствуют. Рособрнадзор говорит, что, если ты сдал математику на 20 баллов, ты ее не сдал. И никакой диплом ты не купишь. Минобрнауки в подведомственных вузах вводит свои пороги, не преодолев которые, ты не поступишь даже на платное. 

То есть качество платного приема прекрасно регулируется с помощью порога отсечения, а не ограничением количества мест.

Мы видим в последнее время много частных факультетов в хороших вузах, где очень сильные преподаватели и серьезный конкурс. Туда идут мотивированные студенты, которые за деньги получают то образование, которое им необходимо. Многие этой возможности лишатся, а у вузов не будет собственных источников финансирования.

Порядок поступления в вуз не прозрачен

— В 2024 году мы с вами говорили о сквозных приоритетах — системе мониторинга, которая позволила бы абитуриентам видеть, в какой вуз они со своими баллами пройдут точно, в какой имеет смысл попытаться, а куда путь точно закрыт. Эта система появилась?

— К сожалению, нет. Порядок поступления в вуз по-прежнему непрозрачен. Нет однозначного соответствия между тем, какие у тебя баллы, куда ты с ними хочешь пойти и тем, куда ты в итоге поступишь. 

Вполне вероятно, что место в вузе твоей мечты займет человек, у которого баллы ниже, чем у тебя. Это бывает, когда абитуриент либо недооценил свои шансы и ушел из вуза, куда мог бы поступить, либо переоценил их, а его вытеснили из списка. 

Нужно понять, какой из пяти вузов для тебя предпочтителен, в них правильным образом выстроить свои пять приоритетов, чтобы в час икс поставить решающую галочку на госуслугах и принести согласие. 

Сквозных приоритетов, которые позволили бы без всяких «угадаек» прозрачно зачислить абитуриентов исходя из их пожеланий и баллов, по-прежнему нет. 

Сокращается число бюджетных мест

— В престижных вузах не хватает бюджетных мест для ребят с хорошими результатами ЕГЭ. Их вытесняют олимпиадники?

— В 2024 году в Сеченовском университете даже не все олимпиадники смогли пройти, а тем, кто поступал по результатам ЕГЭ, и подавно не хватило бюджетных мест. Но это было связано скорее с реформой целевого приема. В медвузах на основных специальностях квота для целевиков превышала 70%, плюс 10% — отдельная квота, и 10% — особая. То, что осталось, действительно, разобрали олимпиадники, но не потому, что их много, а потому что бюджетных мест мало.

При этом мы наблюдаем дальнейшее упрощение для отдельной квоты (участники вооруженных конфликтов и их дети). Недавно в Совете по правам человека даже подняли вопрос о том, что по ней уходит слишком много бюджетных мест. 

Порядок приема предписывает вузам выделять на эту квоту не менее 10% бюджетных мест, хотя кто-то инициативно повышает этот порог. С прошлого года, если 10% отдельной квоты не хватает, поступающих зачисляют на незаполненные места от особой квоты (люди с инвалидностью).

И наконец в этом году появилось еще одно расширение: если тебе не хватило мест ни в одной из квот, ты можешь участвовать в общем конкурсе с баллами за внутренние испытания.

То есть, 100 баллов на внутреннем экзамене, который обычно легче, приравняли к 100 баллам ЕГЭ.

Раньше такое практиковалось, например, в отношении выпускников колледжей. 

— В этом году впервые заговорили о том, что надо бы, как в советское время, учитывать аттестаты. Зачем?

— Не впервые. Глава СПЧ Валерий Фадеев на совещании с президентом ровно год назад, в декабре 2024 года, озвучил инициативу о введении среднего балла аттестата, чтобы дети готовились по всем предметам, а не только по трем. И тут же появился первый вуз, приравнявший аттестат к ЕГЭ. Это Санкт-Петербургский горный университет, который вообще известен тем, что оперативно откликается на инициативы руководства. Так на 5-летнее образование он полностью перешел три года назад, хотя другие вузы пока не спешат отказываться Болонской системы (полный переход на «Базовое высшее образование» запланирован на 2027 год). 

Учет аттестатов он тоже решил внедрить у себя сразу, как только президент одобрил эту идею. В приемную кампанию-2025 к баллам по русскому, математике и физике прибавляли средний балл аттестата, пересчитанный как 1:20. Аттестат со всеми пятерками давал 100 баллов. 

Вузы и раньше начисляли от 2 до 10 дополнительных баллов за золотую медаль, но «топы» обычно прибавляли минимум, а то и вовсе ничего, поскольку медаль сельской школы и медаль московского лицея — совершенно разные вещи. Но пересчет баллов аттестата, который применил Горный университет, просто-напросто не предусмотрен законодательством. Видимо, этот вуз счел возможным отойти от общих правил, так как все свои программы он — единственный в стране — перевел на базовое высшее. Не исключено, что его примеру со временем последуют и остальные.

История вместо обществознания, физика вместо информатики

— История окончательно вытеснила обществознание?

— Пока еще нет. Переход был заявлен давно, но Рособрнадзор обещал проводить его постепенно. В 2027 году на него должны перейти все, но в приемную кампанию-2025 вузы пока еще сами решают, на каких направлениях они будут заменять обществознание историей. Например, МГИМО сделал это на ряде направлений, куда еще в прошлом году можно было сдавать «общество» (международно-правовая юриспруденция, международное финансовое право и т.д. — полный список здесь)

До 20 января все вузы должны определиться с набором предметов, и для ребят это большой стресс, потому что уже к 1 февраля они должны заявить, какие предметы будут сдавать. Скорее всего, ни у кого в наборе 20 января внезапно не обнаружится новый предмет, ведь тогда на подготовку останется четыре месяца.

А нынешним десятиклассникам совет: готовьте историю. Ее придется сдавать на большинство направлений.

— И точно так же школьникам, идущим на инженерно-технические направления, нужно теперь учить физику?

— Много говорят о том, что она пойдет либо вместо информатики, либо в дополнение к ней. В 2024 году Бауманский университет по собственной инициативе, за полгода до приемной кампании, ввел четыре экзамена вместо трех. Разразился скандал, от этой меры отказались, но обещали, что уж в следующую приемную кампанию точно будет четыре экзамена: русский, математика, информатика и физика. Однако теперь мы знаем, что Бауманка от идеи четырех экзаменов все же отказалась

Но сверху жестких требований вводить четыре экзамена вместо трех или заменять информатику физикой я пока не вижу. Было правительственное распоряжение №3333-р, которое подводило к тому, что на инженерных специальностях с 2026 года должна быть физика. Но, похоже, это пока что воспринимается вузами скорее как рекомендация.

Колледжи как массовое образование

— Многие родители считают, что их ребенка не принимают в 10 класс, чтобы он пошел в колледж. Есть ли основания для возмущения?

— В трех регионах России — Москве, Петербурге и Липецкой области — в этом году проводили эксперимент, в рамках которого поступление в колледж было возможно лишь по двум ОГЭ — русскому и математике. При этом для перехода в 10 класс по-прежнему требуется четыре экзамена, два обязательных и два по выбору, а некоторые школы еще и устанавливают пропускной балл.

То есть в этом году произошел важный слом: раньше про ОГЭ говорили, что он должен стать серьезным оценочным мероприятием, аналогом ЕГЭ для колледжа, чтобы туда шли сильные, мотивированные ребята. 

Вместо этого ОГЭ превратился конкурсный показатель для продолжения учебы в школе. 

В Москве, по крайней мере, мне известно о ряде случаев, когда родители выражали озабоченность тем, что их детям максимально усложняли переход в 10 класс и фактически навязывали колледж как альтернативу. А в прошлом году в Москве пообещали, что мест в колледжах хватит всем — что воспринимается как «возьмут всех, кто захочет».

— В колледж теперь можно пойти, даже полностью провалив ОГЭ?

— В уходящем году была принята поправка в закон «Об образовании», в соответствии с которой с 1 января 2026 года девятиклассники, не сдавшие ОГЭ, смогут бесплатно учиться рабочим профессиям, одновременно готовясь к пересдаче экзамена. На мой взгляд, это довольно радикальное решение, которое вводит новую сущность — не высшее и не среднее, а какое-то гибридное образование. Да и хотят ли колледжи, чтобы к ним прикрепляли двоечников, которых нужно готовить к пересдаче и параллельно учить профессии (а какой профессии можно научить подростка, завалившего два базовых экзамена?). 

Если раньше много говорили о повышении престижа среднего специального образования, сейчас усилия скорее направлены на массовость и на снижение порога входа.

Единое расписание, разговоры о важном и мессенджер Max

— Что такое «единое расписание» и как оно работает?

— Министр просвещения объявил, что в этом году мы закончили строить образовательное пространство. Единое расписание предполагает типовой шаблон для учебной недели, когда более сложные предметы, вроде математики и физики, ставятся на период от 10 до 12 дня и чередуются с более простыми предметами, вводятся обязательные уроки профориентации «Россия — мои горизонты» и прочее. 

Многие изумились: в каждой школе разное количество учеников, классов, смен, иногда один учитель ведет несколько предметов, как они могут составлять расписание по общему шаблону? После этого появились разъяснения от министерства, что речь не идет про поурочное планирование, а само расписание носит рекомендательный характер.

— Первым уроком в едином расписании обязательно идут «Разговоры о важном»?

— Да, причем не только в школах. Министерство просвещения России запустило апробацию программы «Разговоры о важном» для воспитанников детских садов в 22 регионах. Раньше нам часто говорили, что школа должна не только учить, но и воспитывать, и «Разговоры о важном» выполняют эту функцию. Теперь же ее спустили вниз, на детские сады, хотя воспитательная функция в них заложена изначально, там даже учителей нет, а есть воспитатели. 

Идейная составляющая распространяется и на вузы, где планируется обязательное для всех «социально-гуманитарное ядро», и в этом году для него утвердили список предметов. Помимо уже существовавших «основ российской государственности», в него войдут «история России» и «философия».

— Все учреждения образования обязаны перейти на «Макс». «Сферум» забыт?

— В школах и в вузах отказались от «Сферума», хотя в него было вложено немалое количество ресурсов. Директора, учителя, родители, дети — все должны были там зарегистрироваться. 

Но теперь на повестке дня стоит безальтернативный «Макс»: либо он — либо ничего. Несмотря на заявления министерства о добровольности установки «Макса», мы постоянно видим сообщения от школьников и студентов о требованиях установить этот мессенджер. 

Возникает ощущение, что переход на «Макс» становится одним из показателей эффективности учреждений образования, по которому они должны отчитываться наряду с собственно образовательными результатами — иначе трудно объяснить такое давление и на школьников, и на студентов по всей стране.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.