Красота – одна из самых удивительных загадок нашей жизни. Есть замечательная история о том, как красота привела человека к Богу. Она повествует о том, что одного дворянина заключили в крепость за организацию заговора против Наполеона.
Во время его заточения между двух камней тюремной камеры вырос маленький дикий цветок. Узник обратил на него внимание и стал следить за ростом этого цветка. Он был удивлен тем, что раньше ему и в голову не приходило наблюдать за красотой развития растения.
Этот цветок стал его другом, и он даже дал ему имя. Однажды, когда заключенный сильно заболел, тюремщик сказал, что его растение зацвело. Человек вскочил на ноги, позабыв о своей болезни, и замер в восхищении перед цветком: таким он был красивым.
Именно в этот момент он испытал исцеляющую силу красоты, и его разум обратился к Богу, ведь только Он мог быть Создателем такой красоты. Красота открыла ему глаза на Автора всей красоты.
А растение росло, и ему уже было тесно в этом маленьком пространстве. Узник попросил дочь тюремщика передать послание императрице Жозефине, в котором просил разрешения отодвинуть камень, чтобы освободить своего «товарища». Императрица была изумлена заботой узника о цветке и помогла ему выйти на свободу. Этот человек женился на дочери тюремщика. Спустя много лет, когда он умер, его вдова продолжала носить драгоценную брошь, в которой хранились засохшие лепестки того цветка, красота которого так основательно изменила их жизни.
Что же это за феномен «красота»? И какое место она занимает в жизни человека?
С этими непростыми вопросами мы обратились к духовнику журнала – протоиерею Александру Немчинову.
О БОГОСЛОВИИ КРАСОТЫ
– Отец Александр, разговор о красоте всегда актуален. На протяжении многих веков философы, поэты, художники обсуждали феномен красоты. Говорит ли нам что-нибудь о красоте Библия?
– Конечно, говорит. С самого начала Библии, в первых сдержанных и лаконичных строках книги Бытия раскрывается величественнейшая картина сотворения мира. Это величие превосходит все рамки человеческого понимания красоты. Можно сказать, что все Священное Писание повествует нам о красоте любви Бога к своему творению, прежде всего к человеку. Восхищает своей красотой словесный пейзаж в 103 псалме. Это гимн, в котором воспевается, как вся природа в полной гармонии хвалит своего Творца. Есть в Библии места, где говорится и о человеческой, в частности женской красоте, например в Песне Песней, или в 44 Псалме. Но здесь важно понимать, что речь идет не просто о внешней красоте, а ее прообразовательном, иносказательном значении. Конечно же, в Библии, в Книге, данной нам Самим Богом, ясно сказано о превосходстве красоты духа над внешностью. Например, св. апостол Петр, в своем первом послании обращаясь к женщинам-христианкам, пишет: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет 3. 3–4).
– Да, это очень популярная цитата, когда речь идет о внешнем виде женщины…
– Но хочу отметить, что и значение внешней красоты женщины отнюдь не игнорируется. Так в Книге Притчей описан обобщающий образ добродетельной и красивой женщины: «Крепость и красота – одежда ее…» (Притч 31. 25).
– Понимание красоты – это тоже дар Божий?
– Безусловно. И как любой другой дар, талант, мы должны трудиться, чтобы его преумножать. Хотя здесь стоит уточнить, что речь идет не о том, чтобы усердно трудиться в салонах красоты и в тренажерных залах. Дар красоты – это, прежде всего, способность красивого и непременно гармоничного проявления человека во всех сторонах его жизни. То есть, если, например, кто-то умеет красиво излагать свою мысль, но не способен слушать собеседника, бестактен, неделикатен, то изящество его речи и даже убедительность его доводов теряют свою красоту.
– По-вашему мнению, красота может привести к Богу?
– Может. Это составляющая часть того, что называется «естественный путь Богопознания». То есть, когда наблюдение, исследование сотворенного Богом мира, восхищение его красотой приводит человеческий разум, а затем и дух к познанию Творца. Правда, здесь есть опасность. Если человек вдруг возомнит, что для его духовной жизни достаточно любоваться природой и «думать о вечном», он рискует впасть в состояние духовного прельщения и самообмана, которое в Православии так и называется: «прелесть». Горький парадокс здесь в том и заключается, что для прельщенного человека путь к сверхъестественному Богопознанию, то есть к Богооткровению, а значит и к Самому Богу, остается закрытым.
– А бывает совершенная красота?
– В материальном мире – нет. Здесь могут быть лишь отголоски, отблески Божественной красоты. Совершенный – значит Абсолютный. А поскольку Абсолют – это только Сам Бог, то совершенная красота может быть только в Нем. Это красота Духа, красота святости, которая лишь частично приоткрывается человеку в его духовной жизни.
О ПОНИМАНИИ КРАСОТЫ
– В жизни часто бывает, что человек пленяется одним и отвращает взор от другого, какой механизм побуждает к этому?
– Этих механизмов, пожалуй, несколько. Причем они могут быть противоречивыми, даже в одном человеке. То есть, в том, что вызывает у нас восхищение, обнаруживается как то, что нам внутренне свойственно, так и то, в чем мы осознаем свой недостаток. Но это первичная предрасположенность человека к пониманию красоты. Если над ней не работать, то она так и останется неразвитой. А уже от того, в каком направлении человек будет развиваться духовно, нравственно, эстетически, в дальнейшем и будет зависеть то, какой идеал красоты сформируется в его мировоззрении.
В любом случае, понимание красоты субъективно, поэтому красивым может оказаться все то, на что смотришь с любовью. Поэтому важна не только сама красота, но и то, что мы способны любить.
– А с чем может быть связано то, что один человек понимает и видит красоту, другой нет?
– Вряд ли есть человек, который не видит красоты вовсе. Скорее каждый видит ее по-своему. Здесь опять же сказывается воспитание человека, личностное, эстетическое его развитие, свойства характера, генетическая предрасположенность, в конце концов. Не говоря уже о том, что восприятие, переживание красоты может быть сокровенным, даже интимным (в широком понимании этого слова), поэтому не всегда человек хочет делиться с другими тем, что ему нравится на самом деле.
– Наверное, каждый человек считает красивым то, что определяет его характер и образ жизни?
– Характер – да. Образ жизни – во многом тоже. Во всяком случае, это очень важная его составляющая. Ведь само понятие «красота» говорит о том, что кому-то нравится. А слово «нравится», в свою очередь, связано с понятием «нравственность». Ну а уж нравственность, или безнравственность, определяет не только образ жизни, а и всю сущность человека.
– Кто-то сказал, что красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки. Как бы вы прокомментировали эти слова?
– Не хочу повторяться, но, наверное, не столько красота, сколько способность понимать ее. Впрочем, здесь нужно уточнить, что автор этих слов называет красотой? Это понятие может быть очень субъективным. Если, например, туземцам кажутся красивыми лица исковерканные насечками, татуировкой, да еще и с кольцом в носу, то вряд ли от этого засверкает добродетель. Или же такая музыка, которую огромные массы молодежи считают настолько красивой, что содрогаются от нее в конвульсиях, способна только пробудить пороки.
О КРАСОТЕ ТЕЛЕСНОЙ
– Антропологическая сущность человека имеет три составляющие красоты – духовную, душевную и телесную. В каждом ли человеке возможно сосуществование всех трех составляющих?
– Думаю, не в каждом. Потому что душевная красота – это результат внутреннего самосовершенствования. Духовная – это плоды стяжания Благодати Святого Духа, обретение Богоподобия. А вот телесной красотой человек может быть попросту обделен. Или же она может быть повреждена вследствие какой-либо трагедии.
– И все-таки, при каких условиях они могут присутствовать в человеке одновременно?
– Пожалуй, в том случае, когда красота духа, нравственная красота покрывает телесные недостатки настолько, что окружающие перестают их замечать.
– Желание быть внешне красивым – естественное желание человека, особенно женщины. Муж чины при выборе спутницы жизни тоже часто смотрят на внешние данные. Как научиться предпочитать внутреннее внешнему?
– Специально этому не научишься. Видеть, прежде всего, внутреннюю красоту человека – это уже признак определенной духовной зрелости.
– Но даже в библейской истории есть примеры, когда выбор падал на женщину более красивую именно внешне. Например, женитьба Иакова: один из отмеченных в Библии праведников тоже выбрал Рахиль – ту, что красивее и моложе, в отличие от Лии.
– Да, действительно, очень яркий пример. Иаков полюбил младшую сестру, Рахиль сразу. За яркой внешностью дерзкой и надменной красавицы он вначале не увидел внутренней красоты смирения и терпения старшей, явно не очень красивой, да еще и слабой глазами Лии. К этому прозрению Сам Бог вел его долгое время. «Господь увидел, что Лия была не любима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна» (Быт. 29. 31). И хотя в Библии не сказано об этом прямо, можно сделать вывод, что Иаков полюбил Лию. Потому что последнее, что он завещал, это чтобы его похоронили рядом с Лией.
– Многие боятся потерять внешнюю красоту, и современный человек прибегает к услугам косметологов и пластическим операциям. Как Православная Церковь относится к подобным экспериментам?
– Отрицательно. Умеренное использование косметики допустимо, а для женщин, которые работают, скажем, на телевидении, даже неизбежно. А вот пластическая операция – это глумление над человеческой природой. Само желание в пятьдесят и шестьдесят лет выглядеть на двадцать – противоестественно. Лица после этих операций остаются искаженными и похожими на маски. «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы», – говорит нам Книга Притчей. Нужно уметь уважать свою внешность и свой возраст, и помнить, что человек по-своему красив в любом возрасте.
– Сегодня телесная красота становится предметом обсуждения в православной среде. Появляются понятия «православной моды». Есть ли у православных христиан сколько-нибудь сформировавшаяся концепция в данном вопросе?
– Пока что нет. Попытки современной православной молодежи спроецировать купеческий стиль XIX века (сарафаны, косоворотки), имеют, на мой взгляд, подражательно-смехотворный характер. Скорее всего, эта концепция со временем выкристаллизуется на основании сегодняшних дискуссий. Но, несомненно, то, что она будет не просто мнением определенной части Церкви, а гармонично войдет в рамки объема Священного Предания. А говоря о моде, важно вспомнить, что этот термин происходит от латинского слова «modus» – образ, поэтому если когда-нибудь и сформируется стиль православной моды, то он будет направлен на то, чтобы подчеркнуть образ Божий в человеке.
– Спасибо за интересную беседу.
Беседовала Елена Новицкая