— Что нужно, чтобы дети полюбили музыку?
— Нужно водить их на концерты!
— Да, но ведь это почти два часа неподвижного сидения, когда нельзя ни пошевелиться, ни чихнуть, ни ногами поболтать…
— А на любой скрип кресла соседняя слушательница строго шикнет: «Сиди тихо! Слушай музыку!» Да ведь он и так сидит и слушает! Но это неинтересно и непонятно. И страшно скучно любому ребенку, который с самого детства не растет в музыкальной среде. Как уж тут понять и полюбить… Поэтому идея научить детей понимать музыку и полюбить ее благодаря пониманию легла в основу создания проекта квартета «Гелеос». На наших концертах происходит чудо знакомства, зачастую первого, а потом и погружение в необъятный мир музыки.
— Но, значит, все-таки концерт… А как же «сиди тихо, не болтай ногами»? Или на ваши концерты пускают только детей старшего возраста?
— На наши концерты пускают всех, а приглашают родителей с детьми от 4-х лет, и даже младше. Знакомить с прекрасным нужно как можно раньше! А концерты у нас не совсем обычные – на них можно и на месте не сидеть, и ногами болтать, и с исполнителями общаться – любой домашний непоседа у нас обычный гость.
— Такое трудно представить. Хотя я сама музыкант, но своих детей беру на концерт только с определенного возраста, когда уверена в их способности его «высидеть». Уверена, что многие родители для себя отмечают концерты в филармониях и домах музыки именно так — по способности ребенка их высидеть.
— Наши концерты «высиживаются» легче. В зале собираются родители и дети от четырех до двенадцати лет. Детишкам мы помогаем занять места в первых рядах, чтобы максимально хорошо все видеть, слышать и участвовать. Для большего единения с публикой мы отказались от высокой и недосягаемой сцены. Прежде всего, нам важно рассказать об инструментах нашего квартета: в квартете играют две скрипки, альт и виолончель.
В начале концерта мы знакомим наших слушателей с инструментами, чаще всего это происходит в форме интерактивной беседы: спрашиваем у детей, знают ли они, что это за инструменты, видели ли они их раньше. Затем рассказываем о всем семействе струнных, какие именно инструменты туда входят. Все они, кроме «самого старшего брата» контрабаса присутствуют на сцене. Показываем смычок и струны, объясняем, из чего они сделаны. Дети могут задавать вопросы. Такое настоящее и живое общение. Каждый исполнитель показывает, как звучит его инструмент, дети учатся узнавать голоса скрипки, альта и виолончели, эти инструменты для них оживают, приобретают свое неповторимое лицо. Во время концерта мы даём детям возможность подвигаться, а после концерта свободно подойти к исполнителям.
— А как вы подбираете произведения для концертов? Я знаю, что у вас существует два цикла из нескольких программных концертов.
— Первый цикл называется «Путешествие в мир музыки» и состоит из двенадцати интерактивных программ со специально подобранной музыкой, в соответствии с названием концерта. Например, на концерте «Игрушки и сказки» мы знакомим детей с музыкальным изображением того, что им особенно близко и знакомо. Концерт под названием «Музыка странствий»даст представление о музыкальном колорите разных стран мира, а на концерте «Зимний бал» можно почувствовать себя участником бала в русской дворянской усадьбе 19-го века. Этот цикл рассчитан на детей от четырех лет. Хотя есть дети, которые вполне могут быть нашими слушателями и в более младшем возрасте.
В процессе концерта дети общаются с музыкантами, иногда даже чувствуют себя дирижерами и учат некоторые танцы. И, конечно, наступает момент, когда мы обращаемся к детям с просьбой сосредоточиться и замереть на несколько мгновений, чтобы услышать необыкновенную музыку. В этот момент они действительно замирают, и действительно слушают серьезную музыку, это может быть даже часть из квартета Бетховена! Пока звучит произведение, дети как правило должны что-то представить, проникнуть внутрь этой музыки, почувствовать ее, и у них это прекрасно получается.
— Чтобы понять музыку – нужно ее полюбить – таков ваш девиз?
— Именно! Ведь что бы полюбить слушать музыку, человеку необходимо как бы перенестись в нее, а для этого нужно образное мышление, фантазия. Как раз это и свойственно детям. Но сейчас эту способность к образному мышлению и фантазии в наших детях сознательно убивают, подсовывая им уже «готовый» вариант, где не нужно ничего представлять: вместо книг — мультфильмы с готовой картинкой-образом, причем, часто примитивным, а подчас и агрессивным. И многие дети смотрят мультики часами! Конечно, после этого они не в состоянии «просто слушать» музыку! Это кажется скучным.
— Думаю, что и многим взрослым будет интересен ваш проект. Я лично знаю многих людей, которые не ходят на концерты классической музыки и даже не слушают ее дома, честно признаваясь, что это «скучно»…
— Ну, конечно, ведь с детства их к этому не приучили. Но научиться никогда не поздно! Наша интерактивная программа как раз рассчитана на родителей с детьми, они познают мир музыки вместе. Тем более что наши концерты проходят по субботам и воскресеньям, так что участвовать может вся семья. Совместное прослушивание музыки и последующее ее обсуждение необыкновенно интересно всем членам семьи, а родителям позволяет более глубоко почувствовать своего ребенка.
— А каким образом вы учите своих слушателей понимать музыку? Есть какой-то способ научиться образному мышлению?
— Для примера приведу один из наших концертов – «Секреты музыкального ларца». На сцене появляется ларец, то есть небольшой красивый ящичек, в котором лежат совершенно разные предметы – поплавок, например, маленькая декоративная избушка, колокольчик. Мы вынимаем из ларца один из предметов, и один из музыкантов играет мелодию, напоминающую этот предмет. Это может быть отрывок из произведения или импровизация. Слушатели размышляют, «подходит» эта музыка к данному предмету, или нет, таким образом, учатся не просто слушать музыку, но и проникать в ее смысл, поначалу посредством ассоциаций.
Некоторые наши концерты связаны с временами года. Звучит музыка, которая ассоциируется с зимой, весной, летом, осенью. Есть концерт под названием «Музыкальный зоопарк» (кстати, 24-го января он пройдёт в культурном центре «Покровские ворота»), на нем мы играем известные произведения, изображающие животных, подражающие их голосам и повадкам. Детям это страшно нравится. Научившись искать в музыке скрытый смысл и угадывать образ, дети и взрослые полюбят слушать музыку, ведь теперь она станет понятной! Игра существует не только для развлечения, игра – это способ общения и познания.
— Часто музыканты приглашают послушать музыку, но никто не учит ее понимать, достаточно того, что они сами ее понимают. Конечно, хотелось бы, чтобы как можно больше детей и родителей смогли попасть на ваши концерты. Вы мечтали когда-нибудь о больших аудиториях?
— Формат наших концертов камерный, детей должно быть не более 30-35 человек, чтобы охватить вниманием всех маленьких слушателей. Ведь после концерта каждый желающий может подержать в руках инструмент, и даже попробовать на нем поиграть! Для этого формат большого, на взрослый манер концерта, не подойдет. Нам важно, чтобы все желающие, хоть и маленькие, но уже немножко знатоки музыки прикоснулись к ней, запомнили, и следующая встреча, не важно – на нашем концерте или нет, для них будет радостнее и интереснее.
— Это так не похоже на то, что мы привыкли называть концертом для детей – легкие мелодии на протяжении небольшого времени …
— Да, вообще, мы стараемся побеждать стереотипы. Как дети смогут полюбить музыку, просто слушая одно произведение за другим? Как Вы правильно заметили, не всем взрослым это под силу. Музыка должна стать близкой, и инструменты тоже. Мы считаем, что важно подружить детей с музыкой и стараемся понять, как сделать это наилучшим для них способом.
— А вы не боитесь, что кто-то из детей может нечаянно сломать хрупкий инструмент?
— Нисколько. Самое удивительное, что после услышанной и прочувствованной прекрасной музыки, дети невероятно бережно и трогательно дотрагиваются до инструментов! И такие робкие и чудные звуки издают… А потом, попробовав поиграть на каком-нибудь из инструментов, пытаются услышать и узнать именно его голос при звучании оркестра или ансамбля. Согласитесь, это небольшой, но все-таки шаг навстречу к настоящей любви к музыке, которая преображает душу.
-Елена, я знаю, что вы являетесь автором и идейным вдохновителем квартета «Гелеос». И ваш инструмент – виолончель. А какими критериями вы руководствуетесь при выборе других исполнителей в ваш состав?
— Главное и необходимое условие – любовь к детям. Без этого музыкант просто не сможет участвовать в наших концертах. Безусловно, мне очень важен профессионализм артиста, художественное чутье. Но именно любовь к детям и искренняя любовь к музыке, готовность ей делиться с другими – те качества, на которых и основана наша миссия по путеводительству детей к музыке.
— А есть какой-нибудь дресс-код для ваших артистов? Или концертный наряд может быть любым?
— Нет, не любым, и здесь мы придерживаемся строгого внутреннего правила. Каждый концерт – это праздник для нас и наших слушателей, а черный цвет слишком официальный. Мы выступаем в платьях белого цвета: это и празднично, и возвышенно, часто используем цветы в качестве украшений. Это та часть незаметного волшебства, которое детям всегда бросается в глаза и им интереснее слушать и разговаривать с кем-то, кто похож на героя сказки. Да и наши слушатели, приходя уже во второй, третий раз, преображаются, им хочется праздновать вместе с нами – а это тоже победа!
— Ну, предположим, ребенок с родителями прослушал все двенадцать концертов цикла. Что же делать дальше?
— Да, у нас тоже возник этот вопрос, когда часть наших постоянных слушателей выросла. Так родился еще один цикл из восьми концертов под названием «Музыкальные столицы мира», рассчитанный на родителей с детьми от шести до двенадцати лет. На концертах этого цикла у слушателей существует прекрасная возможность перенестись в главные музыкальные города мира, где жили и творили прославившие их великие композиторы, услышать их музыку. В цикл входят концерты: «Сны Италии прекрасной», «В немецких землях», «На невских берегах», «Музыка славянских народов» и другие.
— А с чем связано такое название вашего квартета — «Гелеос»?
-Ну, изначально хотелось, чтобы название квартета было связано с солнечным светом. Ведь музыка освещает наш мир, нашу жизнь, наполняет ее гармонией. Необыкновенно радостно видеть, как дети уходят после концерта сияющими, а родители преображаются, почувствовав себя детьми. Когда я наблюдаю это, то понимаю, что мы достигли нашей цели: музыка, воссозданная музыкантами нашего квартета, превратилась в личные глубокие чувства внутри каждого слушателя – и взрослого, и малыша.