День Святой Троицы: Что мы без помощи Божией?
Разве не знаете, что вы храм Божий,
и Дух Божий живет в вас?
(1 Кор. 3, 16)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Дивны свершения Премудрости Божией! Все Три Лица Единого Божества явлены в деле спасения падшего рода человеческого. Благоволением Бога Отца ниспосылалось прошение творению, которое изменило Творцу. Сын Божий жертвенной любовью искупал людей из рабства греху. Дух Святой оживотворял души человеческие, соделывая их достойными Небесного Царствия.
Вочеловечившийся Господь странствовал по земле, просвещая мир Своим учением. Но вот настала пора принесения Крестной жертвы, и сердца Апостолов пронзила скорбью весть о близком расставании с Божественным Учителем. И тогда рек Христос: Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Сей Утешитель есть Дух Святой. Дух Истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26).
Что же означало это обетование Христово? И общение с Сыном Божиим, слышание слов Его не могло окончательно оживотворить даже лучших из людей – Апостолов, чему свидетельство и сонливость их в Гефсиманскую ночь, и смятение в день Распятия Господня. Посылая к ним Духа Святого, Спаситель довершал перерождение учеников в духе и истине. Сам Господь, Царь Небесный, соизволял войти в душу человеческую и обитать в ней. Сбывалось реченное: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21).
Духом Святым был некогда призван из праха к Богоподобной Вечной жизни Адам, но осквернил храм души своей, и Господь оставил его. Со времен прародительских до животворной весны Нового Завета беззащитным сиротою блуждал человек по просторам земли, томимый гнетущим чувством Богооставленности, в тоске простирая руки к Небесному Отечеству. Но вот в благодатный день Святой Пятидесятницы Милосердный Господь возвратился в души ищущих Его людей, вновь призвал их в обители райские.
Приуготовляясь к восприятию силы свыше, Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении (Деян. 1, 14). Души их единились в братолюбии, мысли их устремлялись в горняя, сердца их горели взысканием Господа. Этот благой соборный порыв, размыкающий тесные клетки внутреннего мирка человеческого, соделал их в Очах Божиих достойными освящения.
В виде огненных языков сошел Дух Святой на Апостолов, огнем поядающим выжигая самые корни древнего грехопадения человеческого, освящая и осветляя их души, соделывая их лучезарным вместилищем Божественной благодати. Те, что в дни Голгофские были робки и малодушны, отныне облеклись в несокрушимую броню веры, восстали в силе и славе пророчеств и чудотворений. Те, чьим уделом ранее был рыбачий невод, безыскусные простые ремесла, обрели мощь слова, повергающего в прах тщеславную ученость мудрецов и гордость властителей. По всему миру, чутко внимавшему их пламенной проповеди, пронесли Апостолы Благовествование, не страшась гонений, мучений и самой смерти. Так преображает человека благодать Духа Святого, соделывая немощного – могучим, неученого – премудрым, земного – небесным.
Некогда безумная человеческая гордыня замыслила строительство Вавилонской башни высотою до небес без Бога и против Бога, но Господь во гневе Своем смешал языки человеческие так, что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по лицу земли. Сошествием Святого Духа снималось и это древнее проклятие, каждый народ слышал Апостолов, говорящих его наречием (Деян. 2, 6), и так указывался человечеству путь к благодатному единению. Ныне Святая Церковь воспевает: Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
В день Святой Пятидесятницы родилась наша Мать – Церковь, созданная не тщетою человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию. Возложением рук Апостолы передавали дары Духа Святого епископам устрояемых ими христианских общин. От учеников Спасителя через поколения передается пастырям стада Христова дар священнодействия. Потому-то Православная Церковь и именуется Апостольской, что данная самому скромному ее иерею благодать совершения Таинств восходит через непрерывную череду рукоположений к одному из Апостолов Христа Спасителя. Вне зависимости от личных своих качеств православный священнослужитель является носителем этой благодати. По слову Святителя Иоанна Златоустого, «священник только уста размыкает, все же Бог творит». Предшественники нынешних сектантов, протестанты XIV века, отвергнув рукоположение пастырей, с пагубным легкомыслием разорвали апостольскую преемственность и тем сделали свою веру безблагодатной.
Над каждым православным христианином немедленно после крещения совершается Таинство миропомазания, в котором происходит сошествие Святого Духа на душу новопросвещенного, подобное сошествию Его на Господа Иисуса Христа при Крещении в виде голубя и сошествию Его на Апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков. При совершении этого Таинства в душе человеческой раскрываются дремлющие дотоле таланты и дарования, помогающие христианину соделаться сыном и наследником Царствия Небесного.
Да, братья и сестры возлюбленные, все мы некогда сподобились даров Святого Духа. Однако, как предупреждает Святитель Тихон Задонский, «благодать Божия хотящих спасает, а не нехотящих». Если не сбережем мы вверенного нам Божественного сокровища, большее воспримем осуждение в будущей жизни, чем если бы вовсе не имели его. Господь может покинуть душу, запятнавшую себя грехом, – и горе такой душе!
Мир полон соблазнов, опутан сетями лукавого, и очень трудно избежать их. Кремнист земной путь, каждый из нас спотыкается на этом пути. Человек слаб, и спастись ему собственными силами невозможно. Но, по слову Спасителя, человекам это невозможно, Богу все возможно (Мф. 19, 26).
Что мы без помощи Божией? Как задыхается рыба, выброшенная на сушу, так же мертвеет и дух человеческий, если не омывают его волны Божественной благодати. Все труды наши тщетны, все усилия напрасны, все, что кажется нам добрым, без помощи Божией обращается во зло. Не на свои силы должны мы уповать, а на Господа Всемогущего – всеми силами души устремиться навстречу Ему, и Он восставит нас из любого падения. Пост и молитва, дела благочестия не самоценны, они имеют ценность только как действенные средства к обретению благодати. «В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими», – говорит преподобный Исаак Сирин.
В Богочеловеке Христе человеческая воля была едина с Волей Божественной. Также и для снискания благодати человеческая воля должна устремиться к единению с Волей Божией.
Стяжание Духа Святого есть величайшая тайна христианской жизни, цель и смысл земного нашего бытия. Подвижники благочестия достигали таких духовных высот, что, еще проходя земное поприще, становились насельниками Небесного Царствия, телом находились в дольнем мире, а душою обитали на небесах. «Теплотою Всесвятого Духа Божия пустынники святые, отшельники ради Христа и страстотерпцы святые Божии, согреваемы будучи, не мерзли во мразе зимнем, и летом она же самая, благодать Божественная, служила им столпом облачным и небесною росою, прохлаждающей их и защищающей от палящего зноя солнечного или в самом пламени костров и пещей, разжигавшихся некогда мучителями христианства, орошала их росою Духа Божьего и погашала пламень пещный», – говорит преподобный Серафим Саровский. Сам Господь соизволил обитать в устланных смирением, изукрашенных добродетелями душах Своих угодников, живыми храмами Духа Святого соделываются они.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Вспомним, как мы готовимся к встрече гостя, от которого зависит земное, тленное наше благополучие, – начальника нашего или человека высокопоставленного. Конечно же, к приходу его дом наш будет сиять чистотой, украсится цветами, на столе разместятся разнообразные яства и пития – мы сделаем все, чтобы угодить этому человеку. Но как мы приуготавливаемся воспринять Гостя Высочайшего – Духа Святого, от Которого зависит участь наша в жизни Вечной? Увы, порою под ноги Его мы стелем не ковры смирения нашего, а щебень гордыни, в жилищах душ наших не картины добрых дел, а липкая паутина греха, сотканная уродливыми пауками страстей, не цветочный аромат любви, а спертый воздух нечистых помыслов. И не страшит ли нас, что Божественный Гость может повернуть прочь от порога подобного дома, обрекая нас на вечное проклятие и вечные мучения?
По слову преподобного старца Паисия Величковского, «когда Дух Святый посетит, тогда и всякий труд облегчается, и непрестанная молитва от сердца исходит, и всякое духовное просвещение бывает при сем, и чистое трезвое рассуждение, ибо Святый Дух тогда действует внутри человека. А кто предается страстям, у того и страсти умножаются; и, когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывают в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость».
Итак, уныние и скорби, страхи и заботы нашего бытия проистекают от духовной нашей непросвещенности, от душевной нашей нечистоты. Но, если омоем мы окна внутреннего мира нашего слезами покаяния, если выметем из него вон сор прегрешений, объемлет нас Божественная благодать и даже земная наша жизнь наполнится чистейшим светом, провозвестником сияния Небесного Царствия. Соберем же волю свою, найдем в себе силы бесстрашно перевести свое бытие в русло благочестия, услышим призыв духоносного Святителя Иоанна Златоустого: «Бог Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою». Аминь.
Словарь Правмира — Святая Троица