Главная Человек Скорби и болезни Болезни детей

Дети-инвалиды и общество

Но люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если у него нет ручки или ножки?

В наше время недостаточно внимания уделяется проблемам взаимодействия общества и детей-инвалидов и адаптации детей с отклонениями в развитии в современном мире. А ведь проблемы, согласитесь, немалые. Рассмотрим подробнее, в чем они заключаются и каковы пути их решения.

В наш век прогресса и компьютеризации все чаще слышны призывы: «Дети — наше будущее, все для укрепления семьи, повысим рождаемость, все лучшее – детям и т. д. ». И, несмотря на эти лозунги, число разводов в нашей стране не сокращается, количество так называемых «гражданских браков» не поддается исчислению, а аборты продолжают оставаться обычной медицинской процедурой. Это стало настолько привычно, что никто даже не говорит о том, что прерывание беременности является фактором, угрожающем жизни и здоровью женщины. Почему-то считают, что наука настолько развита и медицинские препараты настолько совершенны, что риск якобы сводиться к минимуму. В результате подобной практики каждая десятая семья не может иметь детей, а в каждой пятой рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии. Если посмотреть статистику, то в г. Москве на 10, 425 млн. человек приходится 1,214 млн. инвалидов. В ЮАО, где проживают 1,581 млн. человек, количество детей-инвалидов (от 0 до 18 лет) составляет 4,4 тыс. человек, а по Москве — 26,1 тыс. человек. Что же может произойти через ближайшие 5 – 10 лет? А то, что количество детей инвалидов составит 1/3 часть от всех ребятишек. Готово ли общество к такой ситуации, и как вообще общество относится к самим детям-инвалидам.

Общество – это все мы, жители многонациональной страны, граждане нашего государства и каждый человек в отдельности.

Поэтому состояние общества зависит от духовного роста каждого человека. Развитие личности зависит от знания и понимания своей истории и культуры, наличия духовно-нравственных норм, которые закладываются в человеке в раннем возрасте (от рождения до пяти лет). Именно в это время воспитываются морально-этические основы, влияющие на становление ребенка, как личности. Но люди своим рациональным умом не всегда могут понять, как в абсолютно нормальной семье, рождаются дети-инвалиды, или семья вообще не может иметь детей. Как возможно и можно ли развивать ребенка творчески, если у него нет ручки или ножки?

Множество вопросов возникают у родителей, когда они слышат страшное заключение врача: «Ваш ребенок — инвалид», перед семьей стоит трудноразрешимая задача: как поступить с ним? А что если в семье есть уже ребенок, не помешает ли больной развитию здорового ребенка? А если в семье нет детей, то чаще всего от врачей слышишь фразу: «Зачем вам нужен больной ребенок, у вас еще родиться здоровый, а этого отдайте государству, оно обязано заботиться о таких больных детях, и для них созданы специальные условия». В этот момент решает семья. Жизнь маленького, «не такого как все» человека, зависит от выбора родителей, от их духовно-нравственного состояния.

А теперь внимательнее посмотрим на ребенка, который « не такой как все», что отличает его от нас? Если ребенок отстает в развитии от своих сверстников на 3-5 лет, может ли он воспитываться, обучаться и творчески развиваться? Опыт показывает – может. Господь в таких детях раскрывает таланты, таким образом и такими способами, что по человеческой логике это не поддается объяснению. Телевидение широко информирует общество о таких случаях с детьми-инвалидами, как девочка без рук и ног рисует прекрасные картины, мальчики-инвалиды с обычными детьми играют в футбол, мальчик без ног пишет замечательные стихи.

Дети-инвалиды более наделены способностями сопереживать чужую боль и радость, они восприимчивы как к добру, так и к злу, поэтому важно с какой личностью они соприкасаются в своей жизни.

Опыт положительного взаимодействия общества и детей-инвалидов мы можем увидеть в специализированном доме ребенка № 25, который окормляется нашим храмом, где каждый крещеный младенец имеет крестную маму, руководство, воспитатели и крестные с любовью заботятся о малышах. Когда у ребенка появляется крестная мама, которая регулярно его навещает, малыш преображается прямо на глазах, чувство обреченности сменяется чувством защищенности, он «расправляет плечи», становится более уверенным, жизнерадостным, раскрываются все его способности.

В Доме ребенка существует практика посещения его семейными детьми-инвалидами, а также интеграция детей с особыми потребностями в условиях коррекционного учреждения. Интеграция рассматривается как программа совместного воспитания и образования детей с разными уровнями психического, когнитивного, моторного и эмоционального развития.

В окормляемый нами детский сад № 2374 «Родничок» с этнокультурным русским компонентом мы стали привозить детишек из этого дома ребенка на весь день: они вместе   играют, вместе обедают, вместе занимаются… В прошлом году на Благовещение дети вместе лепили жаворонков из теста. Сколько было радости! Главное – проявлять любовь и милосердие.

В порядке эксперимента, руководители детского сада   и родители девочки-инвалида (с диагнозом Дауна), ранее посещавшей Дом ребенка, договорились о ее приходе в Православную группу этого детского сада. Надеемся, что общение со здоровыми детьми поможет ей адаптироваться в обществе.

В детском саду, как и в Доме ребенка, проводятся занятия по основам Православной культуры, которые дают возможность познакомить детей с христианскими ценностями и воспитывать в Православной традиции.

Пример успешной интеграции детей с отклонением в умственном развитии мы наблюдаем в коррекционной школе №911 VIII вида, где на уроке «Мир радости» детям преподаются основы Православной культуры по особо разработанной программе, учитывающей особенности развития каждого учащегося. В ходе уроков дети, познавая историю и традиции Православной культуры, выполняют большое количество практических работ в виде аппликаций, рисунков, работ с пластилином и природным материалом. Развитие на уроках «умения творить-создавать красивое», подводит детей к познанию гармонии Божьего мира. Они учатся взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской нравственности. Немалое число выпускников коррекционной школы поступает в ВУЗы. И важно, чтобы общество, т.е. мы с вами, взяв на себя ответственность, не оттолкнули «не такого как все» человека.

Настоятель храма Живоначальной

Троицы в Чертанове,

Член социальной комиссии при

Епархиальном совете г. Москвы,

свящ. Константин Сопельников

02 февраля 2007 года, XV Рождественские образовательные чтения

Помогите Правмиру
Сейчас, когда закрыто огромное количество СМИ, Правмир продолжает свою работу. Мы работаем, чтобы поддерживать людей, и чтобы знали: ВЫ НЕ ОДНИ.
18 лет Правмир работает для вас и ТОЛЬКО благодаря вам. Все наши тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке.
Поддержите Правмир сейчас, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей - чтобы Правмир продолжался. Мы остаемся. Оставайтесь с нами!
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.