«Детям приходится переучиваться». Чему не стоит учить будущего первоклассника

Анна Шептура
Чему не стоит учить дошкольника
Приближение школы большинством родителей расценивается как некоторый волнительный момент, рубеж, который делит детство на «до» и «после». Поэтому также рождает много родительской тревоги и переживаний, из-за которых зачастую и происходит форсирование обучения чтению, письму и счету.
Однако подготовка к школе не заключается в изучении программы первого класса, потому что для того чтобы быть успешным в школе, этого мало. Тем более если заставлять ребенка заниматься этим против воли, через «не хочу» или когда его мозг еще недостаточно готов, мы рискуем надолго отбить у него желание учиться в принципе.
Еще одна опасность заключается в том, что действительно можно научить неправильно. Читать целым словом по карточкам, а не по слогам аналитико-синтетическим способом. Писать прописными буквами и безотрывно, создавая сильное напряжение. Складывать и вычитать без осознанности, понимания количества.
Детям потом приходится переучиваться, а учителям — переучивать.
Поэтому самый верный путь — это готовить базу для успешного освоения школьных навыков, а сами навыки оставить педагогам.
На самом деле подготовка к школе начинается не за год и не за два до школы. Она идет на протяжении всего раннего и дошкольного детства, когда ребенок общается и играет, учится концентрировать внимание, регулировать поведение, проявлять любознательность и самостоятельность. Именно сформированность структур головного мозга и богатый опыт взаимодействия с людьми и окружающим миром будет фундаментом для освоения знаний, умений и навыков в школе.

Что нужно, чтобы научиться читать и считать?
- Необходима острота зрения, а для быстрого и эффективного оптического анализа символов — зрительное восприятие. Нарушение зрительного восприятия затрудняет формирование правильного образа буквы, похожие по внешнему виду буквы могут путаться.
- Хорошая зрительная память обеспечивает запоминание графем (написанных символов), закрепление образа слова, что важно для скорости и качества чтения.
- Чтобы не терять строчку при чтении, нужна зрительно-моторная координация.
- В чтении участвуют теменно-затылочные отделы, которые отвечают за пространственные представления. При их недостаточности возникают ошибки в виде чтения справа налево, замены букв, схожих по пространственному признаку.
- Для сопоставления фонемы и графемы необходимо межполушарное взаимодействие, т. к. за фонему отвечает левый висок, а за графему — правый.
- Когда ребенок усвоил фонему и соответствующую ей графему, он учится сливать буквы в слоги, а слоги в слова. Этот процесс переключения обеспечивается премоторной областью.
- Чтобы читать красиво, необходима хорошая артикуляция.
- Чтобы понимать прочитанное, потребуется достаточный объем слухоречевой памяти.
- Если для ребенка характерна недостаточность контроля и саморегуляции, то мы увидим угадывающее чтение, додумывание окончаний, потерю строки, пропуски и перестановки букв, слогов, слов, а также трудности пересказа из-за невозможности последовательно организовать свою мысль.

Много всего, помимо непосредственно знания букв, верно? Аналогично с математикой. Часто слышу, что ребенка дошкольного возраста родители уже заранее определяют в ряды гуманитариев, объясняя этим нелюбовь к математике и сложности с цифрами и логическими задачами. На самом деле эта нелюбовь и неуспешность не предопределены природой, не заложены генетически и не переданы по наследству, а, скорее всего, связаны с недостаточной базой для освоения школьной программы, несформированными предпосылками к овладению математическими категориями.
Прежде чем изучать цифры и совершать с ними манипуляции, необходимо заложить основы для математического мышления. Это поможет ребенку полюбить в будущем арифметику, алгебру, геометрию и физику. Вот без чего невозможно освоение математики:
- зрительное и слуховое восприятие (распознавание образов);
- владение понятиями цвета, формы и величины;
- пространственные представления (ориентирование в схеме собственного тела, вокруг себя, на листе бумаги, конструирование);
- умение оперировать временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, время суток);
- логическое мышление (сравнение, обобщение, классификация, умение устанавливать закономерности);
- творческое мышление;
- серийная организация действий (последовательности, переход от одного элемента к другому);
- способность составлять программу решения задачи, следовать ей, проверять, находить ошибки и исправлять их;
- развитая речь, чтобы правильно читать и понимать условия задач, понимать сложные обороты и логико-грамматические конструкции.
Также в очередной раз напомню, что для освоения любого навыка необходима интеллектуальная работоспособность — хороший уровень нейродинамики. Если ребенок быстро утомляется, это затрудняет процесс и отбивает желание учиться.
Итак, подготовка к школе — это не обучение чтению, счету и письму. Это подготовка нервной системы ребенка к эффективному обучению и формирование предпосылок для освоения школьных навыков.
Если ребенок посещает дошкольное учреждение или качественно проводит время, занимается с родителями, то он будет владеть большинством необходимых знаний и умений.
В подавляющем большинстве случаев недостаточная готовность к школьному обучению касается именно психологического аспекта. Предлагаю свериться с чек-листом, в котором перечислены подводные камни, препятствующие успешному обучению в школе.

Чек-лист «Готовность к школьному обучению»
Поставьте +, если это утверждение характеризует вашего ребенка, и –, если нет. Ребенок не готов к обучению в школе, если он:
□ настроен только на игры;
□ недостаточно самостоятельный;
□ слишком возбудимый, импульсивный;
□ не может сосредоточиться на задании;
□ не понимает словесные инструкции;
□ мало знает об окружающем мире;
□ имеет серьезные нарушения речевого развития;
□ не умеет общаться с другими детьми;
□ не хочет контактировать со взрослыми или плохо соблюдает границы в общении.
Делаем уроки с первоклассником
Обучение в школе — это важный этап в жизни ребенка. Однако это только этап. И учеба — только одна сторона школьной жизни. Конечно, в начальной школе учебная деятельность становится ведущей, ребенку хочется быть в ней успешным, и, конечно, необходимо ему в этом помочь.
Однако, если учеба дается ребенку со скрипом, важно, чтобы дома у него все было благополучно. Чтобы рядом были любящие, понимающие, принимающие близкие люди. Взрослые, которые верят в своего ребенка, доверяют ему и ценят его сильные стороны и уникальные качества.
А еще важно, чтобы у ребенка имелось какое-то дело, хобби, интерес, в котором он успешен и от которого получает удовольствие.
Это может быть кружок по лепке или робототехнике, спортивная секция или даже клуб юных путешественников. Место, где можно раскрывать себя и общаться с людьми со схожими интересами. И помочь ребенку в этом тоже по силам каждому родителю! Как же все это реализовать?
Если вы нашли в себе силы и запаслись терпением, то ниже я дам вам несколько полезных советов по планированию и организации процесса занятий с ребенком любого возраста. Часть рекомендаций подойдет и для специалистов, которые хотели бы оптимизировать свою практику и привнести в нее что-то новое.
Рецепт идеальных занятий:
- регулярность;
- комфортные условия;
- четкая структура;
- целеполагание;
- индивидуальный подход;
- понятная система правил;
- поддержка и обратная связь;
- положительные эмоции.
Регулярность. В занятиях важна систематичность. Поэтому следует выделить четкое время в режиме дня и заниматься несколько раз в неделю. Начинать лучше с 5–10 минут, в зависимости от возраста ребенка, постепенно увеличивая время до 25–30.
Комфортные условия. Обращайте внимание, чтобы ребенок выспался и не был уставшим, голодным, но и не занимайтесь сразу после приема пищи. На время болезни занятия лучше приостановить. Подобные состояния будут снижать и работоспособность, и возможности внимания, а значит, занятия будут неинтересными и не принесут никому удовольствия.

На эффективность занятия будет влиять окружающая обстановка. Поэтому постарайтесь исключить из поля зрения отвлекающие предметы, выключить телевизор, радио и т.п.
Целеполагание. Всегда проще двигаться вперед и отслеживать результаты, если есть четкие цели, к которым мы стремимся. Постарайтесь вместо одной глобальной расплывчатой цели наметить, к примеру, 4 четкие задачи, ориентира на месяц. Это поможет подобрать наиболее подходящие игры и упражнения, а также зафиксировать успехи и достижения ребенка.
Четкая структура. У всех детей есть сложности с ощущением времени. Ребенку, особенно тревожному, проще и спокойнее, когда у занятия есть план, который можно составлять вместе и следовать ему, а также четкая структура, последовательность активностей, которая повторяется из раза в раз. Например, есть ритуал начала, одинаковое завершение и поощрение в конце при необходимости. Тогда занятие не кажется ребенку вечным, он не пребывает в стрессе из-за неопределенности.

Занятие можно выстроить следующим образом:
- разминка, чтобы включить ребенка в процесс, активизировать его. Для этого подойдут разные полосы препятствий, дыхательные упражнения, пальчиковая и энергетическая гимнастика, разминка для глаз, сенсорно-интегративные активности, варианты которых были приведены в первой и второй главах. Дети также очень любят логоритмические упражнения и песенки, которые здорово настраивают на рабочий лад;
- основная часть с развивающими упражнениями на проработку тех или иных слабых сторон, мишеней или актуальных задач развития. Это могут быть разные задания на внимание, память, мышление, речь, работа с тетрадями и пособиями;
- творческая часть. Это будет и полезным, и приятным завершением занятия, ведь поделку можно подарить на память родителям или какому-то другому члену семьи. Ее можно унести с собой как наглядный результат своей деятельности. С детьми дошкольного возраста в качестве завершения также может выступать настольная игра с правилами.
Конечно, деление условно. И творчество, и настольные игры можно вынести в качестве отдельного времяпрепровождения. Основная часть не обязательно должна проводиться за столом. Любые речевые задания и упражнения, игры на развитие пространственных представлений могут дополняться и усложняться использованием нестабильных платформ, мячей, игрушек.
Тем более, чем младше ребенок, тем больше он должен двигаться, контактировать с объемными предметами и тем меньше времени стоит проводить сидя и неподвижно, в контакте с плоскостью.
Однако чем старше ребенок, тем более оправдана работа за столом. Стол — это рабочее место, которое позволяет ребенку принять вертикальное положение. А значит, и развивает способность удерживать рабочую позу, сохранять тело в определенном месте. Именно вертикализация дала человеку возможность освободить руки для целенаправленной деятельности, и именно в положении сидя нам проще сосредотачиваться, концентрировать внимание. Поэтому снова во всем нужен баланс!
Какой бы формат вы ни выбрали, режим занятия тоже должен быть сбалансированным: чередование пассивных и активных заданий, упражнений разной степени сложности, а также отдых при необходимости. Избегайте монотонности! Это важно для предотвращения утомления и в целом для профилактики снижения нейродинамических показателей. Ведь от этого будет зависеть работоспособность ребенка, продуктивность деятельности, концентрация и устойчивость его внимания.
Фото: freepik.com
