Главная Образование

«Детям приходится переучиваться». Чему не стоит учить будущего первоклассника

Чек-лист для подготовки к школе
Фото: freepik.com
Детей учат читать по карточкам и писать с нажимом, а потом в первом классе им приходится начинать все заново. Как определить, готов ли дошкольник к школе, и что делать взрослым, чтобы помочь первокласснику полюбить учебу? Об этом рассказывает психолог Анна Шептура в книге «Основы развития детского мозга. У вашего ребенка все получится!», которая недавно вышла в издательстве «АСТ».

Анна Шептура

Чему не стоит учить дошкольника

Приближение школы большинством родителей расценивается как некоторый волнительный момент, рубеж, который делит детство на «до» и «после». Поэтому также рождает много родительской тревоги и переживаний, из-за которых зачастую и происходит форсирование обучения чтению, письму и счету.

Однако подготовка к школе не заключается в изучении программы первого класса, потому что для того чтобы быть успешным в школе, этого мало. Тем более если заставлять ребенка заниматься этим против воли, через «не хочу» или когда его мозг еще недостаточно готов, мы рискуем надолго отбить у него желание учиться в принципе.

Еще одна опасность заключается в том, что действительно можно научить неправильно. Читать целым словом по карточкам, а не по слогам аналитико-синтетическим способом. Писать прописными буквами и безотрывно, создавая сильное напряжение. Складывать и вычитать без осознанности, понимания количества.

Детям потом приходится переучиваться, а учителям — переучивать. 

Поэтому самый верный путь — это готовить базу для успешного освоения школьных навыков, а сами навыки оставить педагогам.

На самом деле подготовка к школе начинается не за год и не за два до школы. Она идет на протяжении всего раннего и дошкольного детства, когда ребенок общается и играет, учится концентрировать внимание, регулировать поведение, проявлять любознательность и самостоятельность. Именно сформированность структур головного мозга и богатый опыт взаимодействия с людьми и окружающим миром будет фундаментом для освоения знаний, умений и навыков в школе.

Что нужно, чтобы научиться читать и считать? 

  • Необходима острота зрения, а для быстрого и эффективного оптического анализа символов — зрительное восприятие. Нарушение зрительного восприятия затрудняет формирование правильного образа буквы, похожие по внешнему виду буквы могут путаться.
  • Хорошая зрительная память обеспечивает запоминание графем (написанных символов), закрепление образа слова, что важно для скорости и качества чтения.
  • Чтобы не терять строчку при чтении, нужна зрительно-моторная координация.
  • В чтении участвуют теменно-затылочные отделы, которые отвечают за пространственные представления. При их недостаточности возникают ошибки в виде чтения справа налево, замены букв, схожих по пространственному признаку.
  • Для сопоставления фонемы и графемы необходимо межполушарное взаимодействие, т. к. за фонему отвечает левый висок, а за графему — правый.
  • Когда ребенок усвоил фонему и соответствующую ей графему, он учится сливать буквы в слоги, а слоги в слова. Этот процесс переключения обеспечивается премоторной областью.
  • Чтобы читать красиво, необходима хорошая артикуляция.
  • Чтобы понимать прочитанное, потребуется достаточный объем слухоречевой памяти.
  • Если для ребенка характерна недостаточность контроля и саморегуляции, то мы увидим угадывающее чтение, додумывание окончаний, потерю строки, пропуски и перестановки букв, слогов, слов, а также трудности пересказа из-за невозможности последовательно организовать свою мысль.

Много всего, помимо непосредственно знания букв, верно? Аналогично с математикой. Часто слышу, что ребенка дошкольного возраста родители уже заранее определяют в ряды гуманитариев, объясняя этим нелюбовь к математике и сложности с цифрами и логическими задачами. На самом деле эта нелюбовь и неуспешность не предопределены природой, не заложены генетически и не переданы по наследству, а, скорее всего, связаны с недостаточной базой для освоения школьной программы, несформированными предпосылками к овладению математическими категориями.

Прежде чем изучать цифры и совершать с ними манипуляции, необходимо заложить основы для математического мышления. Это поможет ребенку полюбить в будущем арифметику, алгебру, геометрию и физику. Вот без чего невозможно освоение математики:

  • зрительное и слуховое восприятие (распознавание образов);
  • владение понятиями цвета, формы и величины;
  • пространственные представления (ориентирование в схеме собственного тела, вокруг себя, на листе бумаги, конструирование);
  • умение оперировать временными понятиями (времена года, месяцы, дни недели, время суток);
  • логическое мышление (сравнение, обобщение, классификация, умение устанавливать закономерности);
  • творческое мышление;
  • серийная организация действий (последовательности, переход от одного элемента к другому);
  • способность составлять программу решения задачи, следовать ей, проверять, находить ошибки и исправлять их;
  • развитая речь, чтобы правильно читать и понимать условия задач, понимать сложные обороты и логико-грамматические конструкции.

Также в очередной раз напомню, что для освоения любого навыка необходима интеллектуальная работоспособность — хороший уровень нейродинамики. Если ребенок быстро утомляется, это затрудняет процесс и отбивает желание учиться.

Итак, подготовка к школе — это не обучение чтению, счету и письму. Это подготовка нервной системы ребенка к эффективному обучению и формирование предпосылок для освоения школьных навыков.

Если ребенок посещает дошкольное учреждение или качественно проводит время, занимается с родителями, то он будет владеть большинством необходимых знаний и умений.

В подавляющем большинстве случаев недостаточная готовность к школьному обучению касается именно психологического аспекта. Предлагаю свериться с чек-листом, в котором перечислены подводные камни, препятствующие успешному обучению в школе.

Чек-лист «Готовность к школьному обучению»

Поставьте +, если это утверждение характеризует вашего ребенка, и –, если нет. Ребенок не готов к обучению в школе, если он:

□ настроен только на игры;

□ недостаточно самостоятельный;

□ слишком возбудимый, импульсивный;

□ не может сосредоточиться на задании;

□ не понимает словесные инструкции;

□ мало знает об окружающем мире;

□ имеет серьезные нарушения речевого развития;

□ не умеет общаться с другими детьми;

□ не хочет контактировать со взрослыми или плохо соблюдает границы в общении.

Делаем уроки с первоклассником

Обучение в школе — это важный этап в жизни ребенка. Однако это только этап. И учеба — только одна сторона школьной жизни. Конечно, в начальной школе учебная деятельность становится ведущей, ребенку хочется быть в ней успешным, и, конечно, необходимо ему в этом помочь.

Однако, если учеба дается ребенку со скрипом, важно, чтобы дома у него все было благополучно. Чтобы рядом были любящие, понимающие, принимающие близкие люди. Взрослые, которые верят в своего ребенка, доверяют ему и ценят его сильные стороны и уникальные качества.

А еще важно, чтобы у ребенка имелось какое-то дело, хобби, интерес, в котором он успешен и от которого получает удовольствие.

Это может быть кружок по лепке или робототехнике, спортивная секция или даже клуб юных путешественников. Место, где можно раскрывать себя и общаться с людьми со схожими интересами. И помочь ребенку в этом тоже по силам каждому родителю! Как же все это реализовать?

Если вы нашли в себе силы и запаслись терпением, то ниже я дам вам несколько полезных советов по планированию и организации процесса занятий с ребенком любого возраста. Часть рекомендаций подойдет и для специалистов, которые хотели бы оптимизировать свою практику и привнести в нее что-то новое.

Рецепт идеальных занятий:

  • регулярность;
  • комфортные условия;
  • четкая структура;
  • целеполагание;
  • индивидуальный подход;
  • понятная система правил;
  • поддержка и обратная связь;
  • положительные эмоции.

Регулярность. В занятиях важна систематичность. Поэтому следует выделить четкое время в режиме дня и заниматься несколько раз в неделю. Начинать лучше с 5–10 минут, в зависимости от возраста ребенка, постепенно увеличивая время до 25–30.

Комфортные условия. Обращайте внимание, чтобы ребенок выспался и не был уставшим, голодным, но и не занимайтесь сразу после приема пищи. На время болезни занятия лучше приостановить. Подобные состояния будут снижать и работоспособность, и возможности внимания, а значит, занятия будут неинтересными и не принесут никому удовольствия.

На эффективность занятия будет влиять окружающая обстановка. Поэтому постарайтесь исключить из поля зрения отвлекающие предметы, выключить телевизор, радио и т.п.

Целеполагание. Всегда проще двигаться вперед и отслеживать результаты, если есть четкие цели, к которым мы стремимся. Постарайтесь вместо одной глобальной расплывчатой цели наметить, к примеру, 4 четкие задачи, ориентира на месяц. Это поможет подобрать наиболее подходящие игры и упражнения, а также зафиксировать успехи и достижения ребенка.

Четкая структура. У всех детей есть сложности с ощущением времени. Ребенку, особенно тревожному, проще и спокойнее, когда у занятия есть план, который можно составлять вместе и следовать ему, а также четкая структура, последовательность активностей, которая повторяется из раза в раз. Например, есть ритуал начала, одинаковое завершение и поощрение в конце при необходимости. Тогда занятие не кажется ребенку вечным, он не пребывает в стрессе из-за неопределенности.

Занятие можно выстроить следующим образом:

  • разминка, чтобы включить ребенка в процесс, активизировать его. Для этого подойдут разные полосы препятствий, дыхательные упражнения, пальчиковая и энергетическая гимнастика, разминка для глаз, сенсорно-интегративные активности, варианты которых были приведены в первой и второй главах. Дети также очень любят логоритмические упражнения и песенки, которые здорово настраивают на рабочий лад;
  • основная часть с развивающими упражнениями на проработку тех или иных слабых сторон, мишеней или актуальных задач развития. Это могут быть разные задания на внимание, память, мышление, речь, работа с тетрадями и пособиями;
  • творческая часть. Это будет и полезным, и приятным завершением занятия, ведь поделку можно подарить на память родителям или какому-то другому члену семьи. Ее можно унести с собой как наглядный результат своей деятельности. С детьми дошкольного возраста в качестве завершения также может выступать настольная игра с правилами.

Конечно, деление условно. И творчество, и настольные игры можно вынести в качестве отдельного времяпрепровождения. Основная часть не обязательно должна проводиться за столом. Любые речевые задания и упражнения, игры на развитие пространственных представлений могут дополняться и усложняться использованием нестабильных платформ, мячей, игрушек.

Тем более, чем младше ребенок, тем больше он должен двигаться, контактировать с объемными предметами и тем меньше времени стоит проводить сидя и неподвижно, в контакте с плоскостью.

Однако чем старше ребенок, тем более оправдана работа за столом. Стол — это рабочее место, которое позволяет ребенку принять вертикальное положение. А значит, и развивает способность удерживать рабочую позу, сохранять тело в определенном месте. Именно вертикализация дала человеку возможность освободить руки для целенаправленной деятельности, и именно в положении сидя нам проще сосредотачиваться, концентрировать внимание. Поэтому снова во всем нужен баланс!

Какой бы формат вы ни выбрали, режим занятия тоже должен быть сбалансированным: чередование пассивных и активных заданий, упражнений разной степени сложности, а также отдых при необходимости. Избегайте монотонности! Это важно для предотвращения утомления и в целом для профилактики снижения нейродинамических показателей. Ведь от этого будет зависеть работоспособность ребенка, продуктивность деятельности, концентрация и устойчивость его внимания.

Фото: freepik.com

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.