На работе возник интересный разговор: коллега признался, что у него никогда не было отношений с женщиной. Что происходит дальше? Смешки, советы, недоумение. Религиозные убеждения и «единственная на всю жизнь» — это как-то старомодно. Почему молодой мужчина до сих пор один и не нашел решения неловкой проблемы? 

В большинстве случаев люди уверены: сохранять целомудрие для себя, из-за убеждений — бессмысленно, вредно для здоровья, невозможно. И однозначно свидетельствует о проблемах. Однако мужчины, которые не вступали в близость до брака, а потом женились или планируют это, все же есть. Герои «Правмира» на условиях анонимности рассказали, почему живут именно так по своему выбору и какие проблемы из-за этого действительно возникают. А психолог и священник прокомментировали ситуации, которые практически никогда не обсуждают всерьез.

«Не хочу просто так, хочу на всю жизнь»

Дмитрий, 34 года (на условиях анонимности) 

Как и любой подросток, Дмитрий интересовался темой отношений и секса. Однажды он узнал, что старший брат начал интимную жизнь с 14 лет, и подумал, что ему «тоже надо».

— Помню, мне было лет 15, друзья моего брата наняли проститутку и позвали меня с собой. Я думал: «Вот здорово, сейчас узнаю, что такое секс, стану настоящим крутым парнем». В какой-то момент появился мой брат, увидел меня и говорит: «А ты тут что делаешь? А ну пошел отсюда». Друзья принялись его уговаривать, но он не позволил. Он вообще меня оберегал, хотя сам вел довольно свободный образ жизни.

Как говорить с подростком «про это»
Подробнее

В том же возрасте Дмитрий познакомился с девушкой через интернет, она жила в другой стране, они могли общаться только дистанционно — по телефону, в интернете. Это были очень страстные отношения, юношеская влюбленность. 

— В это же время мне дали почитать книгу Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», которая очень мне зашла. Потом «Ничто не случайно», «Мост через вечность». Последняя — о родственных душах, которые ищут друг друга. Она очень толстая, но я помню, что читал и не мог остановиться. И тогда я понял, что тоже хочу вот так: встретить девушку и быть с ней всю жизнь. Думал, что так и будет с той, которая жила в другой стране. Но, конечно, так не получилось. 

Я рассказывал о ней своему лучшему другу, а ей рассказывал о нем. Мне было важно поделиться с самыми близкими мне людьми тем, что они у меня есть. Через некоторое время я узнал, что они стали тайно переписываться. 

После расставания я увлекся течением стрейт эдж (англ. — «четкая грань», философское ответвление панк-культуры, которое основано на правильном образе жизни, отказе от беспорядочных связей, веганстве. Это идея самоконтроля, возникшая как реакция на сексуальную революцию, гедонизм и другое отсутствие воздержанности). 

Так как я увлекался музыкой, то пошел учиться играть на барабанах. А мой преподаватель оказался христианином. Мы с ним вели такие интересные дискуссии, в конце концов я решил почитать Евангелие. Я загорелся, уверовал, окончательно я пришел в Церковь, когда мне было 19 лет.

Многие люди, которые приходят в Церковь, тут же ударяются в крайности. Это случилось и с Дмитрием.

— Я решил, что больше ничего не надо делать, нужно только молиться и читать Евангелие с утра до вечера. Странно, что опытные люди-христиане это поощряют, вместо того чтобы поделиться своим опытом. Друзья звали меня в походы, а я отвечал: «Какие походы, зачем растрачивать свою жизнь на такие пустяки?» С таким подходом для меня долгое время и речи не могло идти о том, чтобы уделять время знакомству и общению с девушками.

Потом я встречался с несколькими девушками, но близких отношений у меня не было. При этом девушки чаще знакомятся со мной, чем я с ними. Не знаю, что мешает мне строить отношения. Во-первых, я слишком ценю свою девственность и не хочу встречаться, чтобы переспать, я хочу на всю жизнь. Во-вторых, мне трудно принять девушку, которая уже имела отношения (хотя у меня нет четкого критерия, чтобы она была невинна). Кроме этого, у меня в жизни были случаи, когда девушка в меня влюблялась, уже чего-то от меня ждала, а я не хотел продолжать с ней отношения, и вот это самое страшное — сделать другому человеку больно.

Конечно, я считаю ненормальным, что до сих пор не женат. И что я девственник. Специально я об этом, конечно, не говорю, но и не скрываю. На работе, например, я как-то рассказал об этом в откровенном разговоре, и это потом использовали против меня. Многие, даже неверующие, люди уважительно к этому относятся, а есть те, кто видит в этом повод меня потроллить. Иногда я поддаюсь этому троллингу, меня это сильно задевает.

Вообще я умею закончить этот нежелательный для меня разговор, шуточки. В том числе потому, что один из любителей ко мне прицепиться развалил свой собственный брак. Для меня ненормально, что он изменял своей красивой молодой жене, в конце концов развелся с ней, и сейчас спит со всеми подряд и гордится этим, показывает мне фотографии своих женщин. Думает, что он крутой. А я в его понимании крутым пока не стал, и не стану, пока не пересплю с женщиной.

С одной стороны, я жалею, что рассказал о своих убеждениях, но, с другой стороны, я поделился этим в откровенном разговоре и думал, что таким образом буду свидетельствовать о христианстве. Не знаю, стоило ли кому-то об этом рассказывать или нет — в любом случае я не люблю врать. Есть мысль о том, что, чтобы оправдать одну ложь, нужно придумать сорок других. Я бы не хотел этим заниматься. 

Как отстоять свою позицию

Идея о том, что мужчина становится мужчиной только после того, как «познает женщину», активно муссируется в подростковой среде и связана с гормональным переустройством, считает Денис Новиков, гештальт-терапевт, сертифицированный психолог-сексолог, бакалавр теологии. А если взрослый человек сильно зависит от мнения той среды, в которой находится, то это уже другая проблема — психологического порядка.

Денис Новиков

— Настоящий мужчина, взрослый человек, по-моему, скорее тот, кто опирается на свое мнение больше, чем на мнение окружающих, который может (прежде всего внутренне) отстаивать свою правоту. А если ты будешь опираться на одних, чтобы быть «правым» и «правильным», то ведь в глазах других ты неизбежно окажешься «неправым».

По статистике, сексуальная жизнь начинается у людей около 16-17 лет. И считается нормой, что она начинается вне брака. Но когда человек приходит в православие, ему сообщают, что все не так, что это блуд и ему придется себя ограничивать. В принципе, любая целенаправленная деятельность подразумевает аскезу, готовясь к спортивным соревнованиям, человек тоже себя ограничивает. Если человек становится христианином и у него в жизни ничего не меняется (он не готов ничего менять в сексуальной сфере), то что это, как не интерес просто к философскому учению?

Однако все это непросто объяснить, например, человеку в старшем подростковом возрасте.

Подросток сталкивается с тем, что везде говорят: христианство — это религия свободы, а когда приходишь в Церковь, оказывается, это нельзя, то нельзя.

Пришел за свободой, а оказался еще в более стесненных рамках. Это одна из основных проблем Церкви, и универсального рецепта я не вижу. Я понимаю, что может в таком случае психология — помочь человеку в противоречивых установках найти и отстоять свою собственную позицию. Но христианское общение, по-моему, должно быть направлено на то же.

Что же касается случая Дмитрия, то возникает вопрос: что делать, когда твои убеждения не принимают и высмеивают? Можно, конечно, не говорить о них самому, но бывает, что прямо спросили.

— Если коротко, то отвечать: «Не твое дело», — уверен психолог. — Все, что касается сексуальной сферы — интимно. Из-за того, что сейчас в обществе сексуальная жизнь подлежит «эксгибиционизму» и декларированию, складывается впечатление, что она перестает быть интимной. Но никто не имеет права вмешиваться в эту область жизни, поэтому у человека есть полное право пресекать такие вопросы на корню. 

Если это какой-то серьезный разговор, а не насмешка, тогда можно поделиться, обсудить, утвердиться в своем мнении. 

С этим согласен замдекана факультета психологии Российского православного университета (РПУ), клирик храма свв. Космы и Дамиана в Шубине священник Петр Коломейцев.

— Свидетельствовать о своей вере нужно, но не всегда. Не мечите бисер перед свиньями (Мф.7:6). Вас могут не понять, потому что вы будете рассказывать о том, что требует усилий. И другой человек, будучи не в состоянии эти усилия совершить, просто назовет вас дураком.

Иногда люди воспринимают физическую близость, ну, скажем, как поход в фитнес-клуб. Разовые отношения — это разовое посещение. А брак — это как покупка абонемента, заплатил побольше, ты можешь чаще бывать, и у тебя больше возможностей.

Я вспоминаю один психологический тренинг в светской среде. В кругу девушек возник вопрос, кто из присутствующих девственница, и одна подняла руку и сказала: «Я». Вокруг нее сразу возникла насмешливая атмосфера, ей задали вопрос: «А что случилось, какие-то психологические проблемы?» Она говорит: «Нет, я монахиня». И все сразу закрыли ротики и перестали смеяться. Люди осознали, что есть и такой путь.

Спрашивают: «Когда женишься, Леш?», я отвечаю: «В субботу»

Алексей, 35 лет

Алексей недавно вернулся из христианского лагеря, в организации которого участвовал. Среди прочих мероприятий там был семинар, посвященный отношениям. Поднимался вопрос: что делать, когда тебе нравится парень или девушка? Подросткам и молодым людям давали совет: «Поговорите с родителями, не ждите, пока они сами заговорят с вами». 

С Алексеем темы полового созревания родители никогда не обсуждали. Но многое об отношениях между мужчиной и женщиной он узнал в церкви евангельских христиан (протестантская).

— Рос я в 90-е, как известно, в это время в Россию хлынула информация обо всем, считавшемся до этого запретным. Но у меня не сложилось отношения к половой жизни как к чему-то нечистому, как это, я знаю, произошло с моими сверстниками, у которых не было других источников информации, кроме улицы.

«Ключевая установка — никакого секса». Как целомудрие помогло мне создать семью
Подробнее

Сейчас мне 35 лет, и я девственник. У меня никогда не было серьезных отношений, физической близости с женщиной. Я всегда откладывал, думал, сейчас разберуcь c собой, со своим внутренним миром — вот тебе уже 35. 

Я уверен, что не хорошо человеку быть одному, и, например, безбрачие никогда для себя не рассматривал. Вроде бы все просто, девушка тебе понравилась, вы начали общаться, ты сделал предложение, все. Но по факту мне 35 лет, а я не женат. Наверное, я все это время избегал ответственности. За последний год у меня в этом плане произошел какой-то внутренний прорыв. Сейчас я могу сказать, что вижу определенную перспективу в отношениях и надеюсь в ближайший год жениться.

Конечно, у меня появляются всякие мысли, когда я смотрю на девушек. Иногда ты делаешь вид, будто не понимаешь, что значит посмотреть с вожделением. Однажды услышал от знакомого мусульманина хорошую фразу: «Второй взгляд — это грех». Она помогла мне честно сказать себе, когда я перехожу какую-то грань, когда я уже не просто смотрю, но и что-то чувствую, начинаю представлять, когда эти мысли овладевают мной, прессуют.

Как-то мы с другом разговаривали на эту тему, и я сказал, что в этом смысле, наверное, проще, когда есть собственная машина, чтобы не ездить на метро. А он ответил, что иногда стоишь в пробке, а тебе могут постучаться в окно и дать тематический журнал — вот и думай, где проще.

Одно из тех немногих мест в Библии, где говорится о половых отношениях — это история про Онана (отсюда слово «онанизм» мастурбация). Онан входил к жене своего брата, то есть спал с ней. И не хотел, чтобы она зачала ребенка от него, поэтому «изливал семя на землю» (Быт. 38:9). За это Бог умертвил его. Одни богословы считают, что его преступление состояло в этом злом умысле против воли его отца и памяти брата, другие — что его грех заключался в онанизме, то есть мастурбации. Я думаю, что мастурбация — это грех. Я не занимаюсь этим. 

Но каждый раз, когда приходят ненужные мысли, я рассматриваю это как сигнал — пора жениться. К тому же за меня переживают родственники и знакомые. Но когда спрашивают: «Когда женишься, Леш?», я отвечаю: «В субботу». Свадьбы-то в основном в субботу происходят, не факт, что моя будет в ближайшую, конечно. Но точно будет.

Что делать, когда думаешь о девушках

Считается, что молодой мужчина не может обходиться без физической близости с женщиной, а если женщины нет, то не может избежать самоудовлетворения. Врачи говорят, что воздержание вредно для здоровья, мужчины рассказывают, что это болезненно и неприятно, а духовники в большинстве случаев сходятся на том, что мастурбация — грех.

Священник Петр Коломейцев

— Это тонкий вопрос, — отмечает священник Петр Коломейцев. — В целом отношение к этому — как к духовной нестойкости. Однако слово «малакия», упомянутое в Новом Завете в связи с этим вопросом (1 Кор.6:9-10), переводят по-разному, иногда как «мастурбация», а иногда как «пассивный гомосексуализм». Есть случаи, когда духовник может проявить снисхождение. Когда человек не в силах бороться с навязчивым поведением, боится, что оно подведет его в какой-то момент.

Однако решить этот вопрос и обсудить эту проблему со священником гораздо легче, чем «обсудить в прессе», уверен священнослужитель.

— Мы с вами теоретизируем и таким образом принесем меньше практической пользы, чем если человек придет и лично побеседует со священником. При этом хочется заверить, что он всегда найдет поддержку и помощь в решении этой проблемы. В целом с возбуждением нужно бороться, сублимируя его.

В возбуждении заложен атом, имя которому тестостерон, который нужно использовать в мирных целях.

По мнению священника, естественно, когда сексуальность проявляется. Ее активизации может способствовать, когда человек встречает красивую девушку, когда любуется произведением искусства, когда смотрит кино, где есть эротические сцены. У нормального плотского человека в ответ возникает возбуждение.

— Но между возбуждением по нашему естеству, плотской реакцией, и моментом, где человек уже совершает мысленно прелюбодеяние, проходит очень тонкая грань. Телесную реакцию можно считать помыслом, над которым мы не властны. Если ты начинаешь рассматривать себя в этом помысле, как ты бы в этом участвовал — это дальнейшая ступенька. А когда от мысленного разрешения до совершения остался один шаг, то это уже может быть падением.

Подождать с этим до свадьбы
Подробнее

Но когда мужчина общается с девушками и выбирает себе невесту, она должна быть в конце концов для него привлекательной. Отношения в браке не должны быть холодными и отстраненными, уверен священнослужитель.

Вне зависимости от того, какой путь человек выберет, монашеский или семейный, он должен научиться взаимодействовать со своей сексуальностью, уверен психолог Денис Новиков.

— Эту задачу отчасти решает сексуальное просвещение, актуальная и животрепещущая тема в нашей стране сейчас. Причем оно ведь может быть и светским, и церковным. В Католической Церкви этому уделяется время, пишутся книги, под соответствующими грифами, есть четкая позиция. Можно соглашаться или не соглашаться с ней, но по крайней мере они уделяют этому большое внимание.

По словам специалиста, сексуальные проявления — это нормально. Это иллюзия, что можно жить без сексуального возбуждения в принципе, тем более общаясь с противоположным полом, тем более строя отношения с девушкой. Можно минимизировать возможность этих проявлений, например не смотреть в глаза девушке. Но зачем? В том числе нормой являются эротические фантазии. В соответствии с современными исследованиями, отсутствие сексуальных фантазий скорее говорит о психопатизации человека.

— Есть и другая крайность, которая не является нормой. Вполне уважаемые люди рассказывают, что при знакомстве с женщиной у них сразу возникают сексуальные фантазии. И если человек смотрит на любую женщину как на объект вожделения, то это уже состояние сексуальной озабоченности. А когда ты проводил красивую женщину взглядом — это переход границы? Не знаю, думаю, что это тема для обсуждения.

Как честный христианин я должен был на ней жениться

Константин, 32 года (на условиях анонимности)

В 16 лет Константин стал ходить в протестантскую церковь. Там ему объяснили, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной возможны только в браке. Советовали даже не говорить девушке: «Я тебя люблю», если не собираешься на ней жениться.

— Когда в 22 года я заканчивал университет, то задался вопросом о призвании. Я узнал, что можно служить Богу через монашество. Чтобы быть более эффективным, что ли. Как спортсмены, которые отказываются от чего-то, чтобы достичь успеха. Тогда я узнал, что можно жить без секса в принципе. 

Сохранить чистоту и страдать – или предать себя?
Подробнее

Когда я узнал, что онанизм — это грех, я, с одной стороны, испытывал чувство вины, но, с другой стороны, у меня было четкое понимание, что Бог все равно меня принимает.

В 21 год я стал католиком (и сейчас являюсь членом Католической Церкви), и тогда мое чувство вины по этому поводу усилилось, потому что появилась исповедь.

Был продолжительный момент в жизни, когда все мои исповеди были сосредоточены на этом грехе. Пока я не понял, что отношение к другому человеку — куда более важная тема для духовного осмысления. Например, как научиться не осуждать другого.

К сожалению, часто церковь развивает невротическое чувство вины. Когда мы словно снимаем с себя ответственность и говорим: церкви лучше знать, что я должен чувствовать. Но Бог дал нам свободу принимать решение грешить или не грешить. Это как в воспитании, если я так контролирую своего ребенка, что ни разу не даю ему упасть и удариться, то я не дам ему возможности развиваться и научиться самому не падать. Воспитание — это риск, как и жизнь в целом. 

Однажды я был на отдыхе в одном месте, познакомился там с девушкой, мы понравились друг другу. И в ночь перед моим отъездом оказались наедине в комнате, целовались, обнимались… Мне было страшно, что если сейчас случится половой акт, то я буду нести ответственность, но я не был готов на ней жениться. В какой-то момент я почувствовал, что возбуждение меня оставило, возможно, это произошло из-за большого нервного напряжения. И вот я использовал эту паузу, чтобы принять решение, и остановился.

На следующий день я уехал за две тысячи километров. Но вся эта ситуация вылезла в сильное чувство вины. Я считал, что как честный христианин должен на ней жениться. Мы поддерживали связь, но это были какие-то болезненные созависимые отношения. Мы находились далеко друг от друга, она была меня старше на 7 лет. Да, у нас была симпатия друг ко другу, но по сути у нас не было ничего общего, кроме того опыта, но все эти годы он занимал мои мысли. Все закончилось, когда я узнал, что она забеременела от кого-то.

Но я до сих пор до конца не понимаю: когда я женился в 29 лет (моя жена — тоже верующая), я был девственником на тот момент? Я знаю, что среди психологов есть точка зрения, что секс — это то, что человек определяет для себя как секс. И даже если не было полового акта, что такое первый сексуальный опыт? Можно ли все же целоваться и обниматься до брака?

Что же все-таки можно

Бывает, что отношения молодых людей действительно размывают границу между тем, что допустимо, что недопустимо, рассказывает священник Петр Коломейцев.

— Бывает, что и половой акт может показаться более целомудренным, чем эти «полусексуальные» отношения, например петтинг. Вообще, это проблема — многие подростки занимаются «суррогатным» сексом и успокаивают себя тем, что здесь нет ничего предосудительного. Все равно это отношения сексуального плана. Мы не можем это отнести ни к сфере общения, ни к сфере дружбы.

И, конечно, ничто так не отделяет мужчину от женщины, как интимная близость, не подкрепленная любовью.

Где границы допустимости, сложно сказать. Вот мы на Пасху христосуемся, ни у кого не возникает вопросов. Думаю, это и есть граница. Половые отношения могут быть любовью, взаимопониманием, дружбой, укреплением семейного очага, а могут стать стихией, которая все разрушает, вместо того чтобы укреплять. К стихии нужно мудрое отношение. Стихии противостоит рассудок, сдержанность, трезвость. 

Современная сексология тоже вряд ли поможет провести эту границу, отмечает психолог-сексолог Денис Новиков. Скорее можно говорить о сексуальном опыте, который может быть разным у разных людей. Есть больший сексуальный опыт, есть меньший. Можно начать с того, что слово «сексус» в переводе с латинского значит пол. То есть любое гендерно поляризованное взаимодействие (между мужчиной и женщиной) несет в себе проявление сексуальности. 

— Когда неофит приходит в Церковь, он хочет, чтобы ему поставили четкие рамки: это можно, а это нельзя. Но со временем он должен выработать свои собственные, в том числе в соответствии со своей совестью. При этом надо помнить, что вот так, «борясь с призраками», можно нанести себе большой вред. То есть если мужчина будет строить отношения и чувствовать, что он находится в большой опасности, под каким-то все время наблюдающим за ним оком, готовым осудить его и раскритиковать, это может привести к неврозу. А это в свою очередь может привести к проблемам в сексуальной жизни уже в браке.

Вопрос сексуальной жизни самый напряженный, самый горячий. И наша сексуальность безусловно связана с духовностью, уверен эксперт.

При поддержке Фонда президентских грантов
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.