В последнее время в интернете и в СМИ интерес к Православной Церкви возрастает, но  в основном дискуссии и публикации носят негативный характер. Это дает основание некоторым журналистам и экспертам провозглашать эру «нового антиклерикализма». Насколько этот термин подходит к описанию текущей церковно-общественной ситуации? Каковы проявления антиклерикализма? Может ли кризис оказать благотворное влияние на развитие церковного сообщества? Мнение диакона Александра Волкова, заместителя руководителя пресс-службы Московской Патриархии.

Диакон Александр Волков

Диакон Александр Волков

С моей точки зрения, говорить об антиклерикализме достаточно странно, потому что в нашем обществе не существует такого явления, как клерикализм. Если кому-то в силу субъективных причин начинает казаться, что Церковь играет слишком активную роль в жизни общества, то этот раздражающий фактор связан с ростом не клерикализма, а с явно возросшим значением Русской Православной Церкви в жизни нашей страны.

Другое дело, что сейчас в стране формируются антицерковное лобби. В силу широкого распространения социальных сетей и средств массовой информации, существующих в сети Интернет, становятся слышны не очень значительные, если сопоставлять со всем российским обществом, но очень громкие голоса людей, заявляющих о своей антицерковной позиции. Это, конечно, факт, и печально то, что совсем небольшая и незначительная группа лиц, пытающаяся как-то противостоять активности Церкви, представляет свою точку зрения как позицию значительной части общества.

С точки зрения слышимости, а не значимости – эта группа в обществе существует, и она очень заметна. Подобного рода проявления свидетельствуют, в первую очередь, о реальном, существенном росте значения Церкви и религии вообще в жизни россиян.

Рост влияния Церкви, связанный с деятельностью Святейшего Патриарха Кирилла, несомненно, раздражает определенных лиц. Но благодаря этим антицерковным проявлениям мы как раз можем говорить о том, что начинания Святейшего Патриарха удачны и успешны. Если бы мы замыкались внутри своей группы и не пытались бы активно озвучивать и реализовывать свои инициативы, то не существовало бы и противостоящего этой деятельности лобби.

Всегда находились люди, которые боролись с Церковью Христовой, и поскольку, начиная с первых веков христианства, Церковь существовала в обществе, она всегда своей проповедью о Воскресшем Спасителе очень многим мешала, при этом приводя к Спасению большинство. Понятно, что такое противодействие не ново. Но с другой стороны, если копать не так глубоко, а посмотреть на ситуацию с точки зрения текущего момента, то можно сказать, что нынешние антицерковные настроения отличаются новизной, потому что борьба идет с теми новыми, общественно значимыми делами, которые сейчас совершает Церковь.

Это не сигнал для Церкви и ее иерархии, чтобы остановиться в своих делах и пойти на поводу у этих людей. На самом деле, антицерковное движение таит в себе очень простой посыл – Церкви нужно остановиться, успокоиться, обратиться внутрь себя, сидеть тихонько – и «тогда мы вас не будем обижать, вы нас не будете обижать, и всем будет очень хорошо. Мы будем заниматься своими делами, у нас будет максимально светское общество, где будет существовать группа людей, называющих себя православными, рядом с другими, которые называют себя мусульманами или исповедующими другую веру, вы все будете существовать внутри своей общины, не возвышая своего голоса и не реагируя на события общественной жизни». Однозначно можно сказать, что такие предложения никогда не будут услышаны Церковью, которая будет совершать свое служение вне зависимости или даже вопреки тем намекам, которые стали слышны сейчас.

Сложно охватить одним взглядом всю страну от Владивостока до Калининграда, но, просто представив масштаб нашего общества, мы поймем, что оно не живет теми проблемами, которые абсолютно искусственно раздуваются в столице. Поэтому я убежден, что сегодняшнее обострение антицерковных настроений является следствием не каких-то больших процессов, происходящих в обществе, а процессов микроскопических, проходящих в пределах двух столиц, но эти процессы представляются процессами, идущими на общенациональном уровне.

Большинство людей, которые ходят в храм, мало переживают о тех как бы «общественно значимых» событиях, которые сейчас обсуждаются, и не ставят перед собой проблем, которые обостряются, в первую очередь в Интернет-сообществе в пределах нашей столицы. Надо понимать, что люди приходят в храм молиться, к чему, собственно, недавно призывал Патриарх и за что его сильно критиковали. Но это была констатация факта: люди приходят в храм молиться, а совсем не для дискуссий.

С моей точки зрения, конфликта «между Церковью и обществом», как противостояния двух равноправных сторон со своими аргументами, со своими выверенными позициями – нет. Есть определенный набор претензий в отношении Церкви и ее иерархов со стороны определенной группы лиц. Противопоставлять Русскую Православную Церковь и эту небольшую группу людей, которые выдвигают свои претензии, неправильно. К тому же эти претензии настолько разнообразны и неравноценны, что тут нельзя говорить о том, что возникает конфликт, который нужно пытаться решить или урегулировать с помощью договоров, переговоров, соглашений.

Да, есть люди, задающие с их точки зрения «неудобные вопросы», и на эти вопросы Церковь готова отвечать. Но системного конфликта нет и, надеюсь, не будет.

Если попытаться прогнозировать ситуацию, то очевидно одно – определенная группа людей обозначила свою позицию, и мы можем предполагать возможные шаги с их стороны. В обозримой перспективе мы, к сожалению, можем ожидать продолжения нападок на Церковь со стороны этой небольшой части наших граждан. Церкви остается только ждать, терпеть, призывать своих чад к молитве.

Но в любой ситуации каждому православному человеку нужно быть готовым выступить в защиту Церкви, веры и всего того, что является главным и основным для христианства. Если мы говорим сейчас о нападках на священноначалие, о кощунственных акциях, то, несомненно, любому православному человеку нужно иметь свою внутреннюю, осознанную позицию: насколько те или иные действия и слова могут быть им оставлены без внимания или, наоборот, насколько те или иные слова наносят оскорбление Церкви, членом Которой он является.

Так что тут не нужно давать каких-то специальных указаний – это невозможно и в этом нет необходимости.

В любом случае, если рядом с тобой находится кощунник, человек, активно выражающий антицерковную позицию, ему, разумеется, нужно дать ответ, исполненный веры и твердости. Хульное слово или дело, сказанное или совершенное в отношении Церкви, не может оставаться незамеченным со стороны христиан – это совершенно очевидно.

Патриарх уже не раз с сожалением констатировал, что православные, особенно в Интернет-пространстве, не представляют в себе единства. Люди, оскорбляющие Церковь, не видят никакого активного, сознательного противодействия своим словам и нападкам.

Мы видим в социальных сетях всплеск каких-то бессмысленных и грязных заявлений против Церкви. Им вторят люди, готовые поддержать любой разговор. И в гораздо меньшей степени им пытаются что-то осознанное и правильное отвечать православные христиане.

Это говорит о нашей внутренней разобщенности. Хочется надеяться, что со временем эта разобщенность будет преодолеваться, и мы как члены Церкви, разные в малом, будем едины в главном.

Читайте также:

Опасны ли антиклерикальные настроения? — опрос

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.