«Для
Фото: Пресс-служба Елецкой епархии
Фото: Пресс-служба Елецкой епархии
«Для чего тебе Крест? Для чего трудности, лишения и самопожертвование? Если так жить, тебя начнут использовать, унижать, будешь посмешищем…» И несчастный человек верит, принимает все за чистую монету и начинает думать, что без креста и правда можно обрести мир и радость. Но, увы — ничего не получается.

Архимандрит Георгий (Капсанис)

«Жить во Христе и жить со Крестом — одно и то же»

Крест — самый всеобъемлющий символ как в Церкви Христовой, так и в жизни всех христиан. Все, что происходит в нашей святой Церкви, у каждого из нас — несет на себе печать Честного Креста Христова. Знамением Креста священнодействует таинство Божественной Евхаристии. Через святой Крест совершается первое таинство спасения — святое Крещение, и всякое другое церковное священнодействие. И в нашей повседневной жизни — с момента пробуждения до отхода ко сну, с первых дней жизни до последних минут перед тем, как отдать душу Богу и сойти в могилу, последнее земное пристанище — Крест все венчает, все запечатывает.

Конечно, это не случайно. И вовсе не потому, что нам, христианам, просто нужно получить некую божественную силу, защиту или благословение. Конечно, это тоже очень важно, но, если подойти к вопросу глубже, становится очевидно: Крест — неизменный спутник в жизни как отдельного христианина, так и всей Церкви.

Потому что Крест — это суть православной веры и христианской жизни. Жить во Христе и жить со Крестом — одно и то же. Дело Господа нашего Иисуса Христа немыслимо без Его Креста. Невозможно вести христианскую жизнь, не будучи причастными Кресту Христову. Вот почему только те дела, которые мы совершаем в духе Креста Христова, могут называться делами христианина. Все остальное есть дела плоти, плод себялюбия и эгоизма, дела богопротивные и безблагодатные.

Следовательно, существует лишь два пути в этой жизни: путь с крестом и путь без креста. Путь без креста есть путь эгоистический, мирской, человекоцентричный; путь, на котором человек живет с собой, а не с Богом и ближними.

Путь крестный же — это путь, на котором человек старается победить плотское мудрование, победить ветхого человека, победить свой эгоизм и жить, всецело отдаваясь Богу и ближнему.

Если мы верим в то, что Крест и крестная смерть Христа есть великая сила, то понимаем: это потому так, что на Кресте Господь вывел человека на путь истинный, к истинной своей природе. Своим совершенным послушанием, даже до смерти, крестной смерти, Христос очистил нас от Адамова греха, проявившегося в непослушании и эгоизме и трагически отделившего от Бога все человечество. Неизъяснимым унижением Сын Божий возвысил падшего человека, а унижение это стало возможным именно благодаря Кресту.

«Почему ты не живешь, как все?»

Крестом был уничтожен грех Адама и Евы, и грехи всех людей, живших до Христа, поэтому Крест — символ великой победы над диаволом, грехом и смертью. Вот почему так боится его диавол — ведь Крестом Господь разрушил все злодейства, все козни, которые тот хитроумно выстраивал тысячелетиями, все бесчинства, все приманки, которыми был взят в плен человеческий род. На Кресте Бог победил диавола, сокрушил его Своим бесконечным смирением и совершенным послушанием перед святой волей Бога Отца.

И мы видим, что для нас, христиан, нет иного пути в этой жизни, кроме пути крестного, ибо лишь с помощью Креста возможно разделить со Христом Его смирение, Его жертву, Его победу над страстями и нашим эгоизмом, нашей волей, своенравной, грешной и больной.

Каждый раз, совершая грех и проявляя свою злую волю, гордость и непокорство, своенравие и злонравие; каждый раз, когда мы эгоистически ждем от ближнего одной только пользы — мы предаем Христов Крест, уходим с его пути и возвращаемся на путь ветхого Адама — путь без Креста, путь эгоизма и нездоровой концентрации исключительно на собственном я.

Фото: Московская городская епархия РПЦ

Но, слава Богу, у нас всегда есть возможность покаяться, когда, убежденные диаволом в том, что счастье несовместимо с несением Креста, мы начинаем жить подобно ветхому Адаму и затем терпим жестокое поражение. Благодарим Бога за Его великую любовь, проявившуюся на Кресте, за то, что через покаяние можем испросить у Него прощение и мгновенно вернуться на верный путь — путь крестоношения.

Блюдите, братия, как легко можно поддаться этому искушению от лукавого! Очень часто он искушает нас мыслью о том, что счастье — это жизнь без Креста. И если мы начинаем жить так, то уже не видим в своем ближнем ни брата во Христе, ни образ Божий, а смотрим на него исключительно с позиций собственного эгоизма — эксплуатируя и подчиняя, вместо того чтобы служить ему по завету Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф.20:28). И что же мы видим в таком случае? Что видит весь мир, выбравший именно такую жизнь — жизнь без Креста? Мы видим жизнь, лишенную подлинной радости, подлинного счастья.

А диавол продолжает нашептывать: «Для чего тебе Крест? Для чего трудности, лишения и самопожертвование? Если так жить, тебя начнут использовать, унижать, будешь посмешищем…»

Диавол вообще большой мастер искушать. «Почему ты не живешь, как все? Пользуйся, наживайся, не смотри на людей как на образ Божий — мир существует лишь для тебя и твоих наслаждений! Живи для себя — не для других, не для Бога!» И несчастный человек верит, принимает все за чистую монету и начинает думать, что без креста и правда можно обрести мир и радость. Но, увы — ничего не получается.

«Где Крест, там и воскресение»

И сегодня Крест Господень, Воздвижение которого мы празднуем, вновь напоминает и нам, и всему миру о том, что только когда человек выбирает Крест, когда Крест становится нашей дорогой жизни — только тогда будет воскресение и настоящая свобода, настоящее утешение в любви — как Божией, так и наших братьев. И только тогда мы обретем подлинный мир, мир Христа. Это великая тайна благочестия, тайна нашей веры: где Крест, там и воскресение, и невозможно воскресение без Креста. 

И поскольку мы восприняли это в нашей святой Церкви, восприняли через дело Господа нашего Иисуса Христа, Богочеловека, распятого на Кресте, через подвиг апостолов, святых отцов, преподобных подвижников и пустынножителей, и всех святых, верных служителей Господа и Бога нашего — нужно понимать, что именно в этом заключается благовестие Христово и потому для христианина совершенно естественно стремиться к такой жизни — со Крестом. Особенно это касается нас, монахов. Ведь мы для того и ушли из мира в сию благословенную пустыню, землю Владычицы нашей Богородицы (г. Афон — прим.перевод.), чтобы жить, неся Крест Господень. 

Фото: pravchelny.ru

Так что сегодняшний праздник Крестовоздвижения дарит нам всем особую благодать, особое благословение.

В заамвонной молитве, одной из древнейших в нашей Церкви, которая читается сегодня после Литургии, есть такие слова: «Воздвигни нас и вознеси нас, Господи, истинным возвышением через Крест Свой, соединяя с ним, и сохрани нас от ложного вознесения, коим сатана прельщает нас, дабы не поверили мы ему и не пали в недра ада с муками его».

Да дарует Бог благодать Свою всем нам, отцы и братия, чтобы отверзлись наши духовные очи и постигли мы великую тайну Креста Христова, которую невозможно узнать за один раз.

Ибо тайна эта — бесконечна, и, хотя идем мы к ней, по благодати Божией, всю жизнь, она остается необъятной. И, вкусив малую часть, мы думаем: «Нет, еще далеко, еще долго». Так что вновь и вновь стремимся пережить это чувство, какими бы малыми ни были наши силы.

Будем молить Господа о том, чтобы всегда предстоять у ног Распятого Христа, чтобы, извлекая великий и страшный урок из Его смерти, стать причастными Его животворящему воскресению. Да сподобит нас Господь быть христианами Креста, христианами Воскресения. Аминь.

Монастырь Григориат, Афон, 1986 г.

Перевод Елизаветы Терентьевой

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.